Маргарита Григорьева
Организация детско-взрослой деятельности в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Предпочтительность группового взаимодействия с семьей
Организуя взаимодействие с родителями, педагоги отдают предпочтение групповой работе. Мы считаем, что сопровождение семьи должно начинаться с работы в детско – родительской группе.
Цели работы детско-родительских групп : укрепление отношений между родителями и ребенком, научение родителей быть более чувствительными к запросам и потребностям своих детей, формирование понимания, безусловного приятия своего ребенка.
Публикация «Организация детско-взрослой деятельности в группе» размещена в разделах
Родители, проводя время вместе с ребенком, тем самым разделяют с ним его интересы. В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников. Он получает у родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки. Работая в группе и участвуя в совместных конкурсах, соревнованиях, проектах, играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания.
В процессе общения они помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений. Особенно важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия переносятся ими за пределы группы, в реальную жизнь.
Моделирование взаимоотношений внутри детско-взрослой группы
Одним из главных преимуществ работы в детско-родительской группе является то, что групповой опыт не способствует психологическому напряжению, которое может возникнуть при индивидуальной работе с психологом или педагогом.
Оказавшись в однородной по характеру проблемы группе, родитель обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные трудности. Для многих родителей подобное открытие уже само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором.
Общение в детско-родительской группе моделирует систему взаимоотношений и взаимосвязей, характерных для повседневной жизни, а это дает участникам (родителям, детям, педагогам) возможность увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические трудности ошибки своего общения и поведения.
Непроизвольное моделирование жизненных ситуаций в группе помогает семьям представить различные варианты разрешения конфликтов, увидеть различные варианты поведения в схожих ситуациях.
В группе каждая семья имеет возможность получить обратную связь и поддержку от людей со сходными проблемами. Работая в группе, каждый член семьи овладевает новыми поведенческими навыками. В детско - родительской группе в сопровождении опытного педагога родитель может попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по другому относиться к себе и к своему ребенку – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.
Организация взаимодействия внутри группы дает возможность «репетиции поведения» в тех или иных ситуациях, с тем, чтобы в дальнейшем перенести лучшие из найденных вариантов в свою реальную жизнь.
Педагогическое сопровождение помогает процессам самораскрытия, самоиссследования и самопознания родителей, повышает способность к рефлексии.
Задача педагога продумать тему, форму и предполагаемый результат взаимодействия в группе, который должен быть конкретным и значимым для всех семей, объединенных в группу.
Предполагаемый результат работы детско- родительских групп :
1. Коррекция отношений родителей и детей:
• установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком;
• улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
• достижение способности к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
• выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению общественных и межличностных конфликтов;
• устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.
Коррекция отношения родителей к себе:
• формирование адекватной самооценки;
• приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»;
• укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;
• обучение приемам саморегуляции своего и детского психического состояния.
Коррекция отношения детей и родителей к реальности (к жизни) :
• приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;
• формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.
Консультирование как вид социальной помощи семье
Наиболее эффективными, на наш взгляд, формами работы в разных по характеру проблем и родительскому контингенту группах являются консультации, тренинги.
Консультирование – взаимодействие, посредством которого оказывается помощь родителям в решении проблем, которые возникают в семье при воспитании ребенка. Консультирование позволяет родителям взглянуть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно самим человеком не осознаются и не контролируются.
Основным признаком успешности психолого-педагогического консультирования является ослабление симптомов, с которым семья обратилась в консультацию. Любую психолого-педагогическую и медико-социальную консультацию мы рассматриваем как вид социальной помощи семье. Задача консультирования в том, чтобы стимулировать родителя к самостоятельному поиску решения проблемы. В ходе консультации педагоги стараются помочь родителю больше узнать о себе и о своем ребенке, найти продуктивные способы самореализации и отношения с ребенком.
Консультирование строится всегда на диагностической основе, учитывая особенности протекания психических процессов, установленные в ходе психологической диагностики и зафиксированные в Карте индивидуального развития воспитанника (КИР).
Диагностика уровня социального развития ребенка включает в себя:
• диагностическое наблюдение за всеми изменениями психологического развития ребенка (включая умственное развитие);
• выявление моделей семейного взаимодействия, стилей детско-родительских отношений.
В практике дошкольных педагогов используются разные виды консультаций: очные, стендовые, групповые, индивидуальные, семейные, интернет-консультирование.
С помощью консультации возможно реализовать разные цели пеагоического образования родителей.
• Информирование: предоставление семье информации об особенностях ее функционирования на разных этапах развития, о задачах, стоящих перед семьей, о возрастно-психологических особенностях развития личности ребенка, о возможности получения дополнительной помощи у специалистов;
• Индивидуальное психологическое консультирование: научение и личностный рост, в ходе которого он узнает больше о себе самом, учится связывать эти знания со своими целями.
• Семейное консультирование: в семейном консультировании принимает участие вся семья, у которой имеются проблемы в воспитании детей.
• Групповое семейное консультирование: консультирование сразу нескольких семей, имеющих схожие проблемы в воспитании. Они имеют форму совместных занятий родительских и детских групп.