Анастасия Арнгольд
Организация исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада «Невидимая карта сокровищ»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация исследовательской деятельности
«Невидимая карта сокровищ»
Форма: эксперимент
Период: подготовительный этап – 2 дня, эксперимент – 1 день
Участники: воспитатель, дети старшего дошкольного возраста
Цель - стимулировать познавательно-исследовательскую активность детей;
- формировать представления детей о существовании невидимых чернил природного происхождения.
Публикация «Организация исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада „Невидимая карта сокровищ“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Пираты и сокровища
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Задачи:
- воспитывать у детей самостоятельность, интерес к экспериментальной деятельности;
- создать условия для выявления опытным путем необходимых проявителей;
- познакомить с новыми понятиями «реагент», «крахмал», «проявление», «проявитель»;
- закрепить умения работы с оборудованием для экспериментирования.
Предварительная работа: просмотр мультфильма Фиксики «Невидимые чернила»
Ход занятия:
1. Вспомним, кто такие пираты, чем они занимаются (дети вспоминают про пиратов, о том, что они ищут сокровища и хранят их в сундуках на острове, про карту сокровищ)
Проблемный вопрос: «Как сделать карту сокровищ невидимой, чтобы сокровища никто не нашел?» (дети вспоминают понятие «невидимых чернил» после просмотра мультфильма «Фиксики»; знакомимся с историей их появления, их применением)
Историческая справка:
симпатические чернила - жидкости, которые при писании не оставляют на бумаге никакого цветного следа; последний должен появляться лишь при нагревании, смачивании водой, раствором какой-нибудь соли или иного вещества. Определение "симпатические" впервые использовал для таких чернил французский химик Н. Лемери (1675 г.).
Чернилами для секретной переписки пользовались еще в древние времена. В 1 веке Филон Александрийский описал способ приготовления "тайных" чернил из сока чернильных орешков. Римский поэт Овидий предлагал использовать для написания текста молоко. В период средневековья рецептами простых симпатических чернил широко пользовались для дипломатической переписки. В средневековой Европе секретные чернила нередко применялись мошенниками для демонстрации "чудес".
Простые симпатические чернила, применявшиеся до Первой мировой войны, довольно легко выявлялись. Во время обеих мировых войн применение таких чернил широко распространилось. Состав чернил стал более сложным, над этим изрядно потрудились химики. Но не стояли на месте и те специалисты, которые занимаются способами проявления невидимых записей. Современные методы изучения документов достигли такого уровня, что сейчас вряд ли найдутся секретные чернила, которые не удалось бы обнаружить.
2. Проблемный вопрос: «Существуют ли невидимые чернила, которые проявляются не нагреванием?» (дети перечисляют возможные варианты, после чего воспитатель показывает картофель и говорит о том, что невидимые чернила можно изготовить из картофельного сока)
3. Знакомимся с содержанием крахмала в картофеле (воспитатель натирает картофель, через марлю выдавливает сок на блюдце, затем кисточкой оставляет след на бумаге. Первое время след будет виден, после высыхания – исчезнет.)
Даем детям возможность совершить действия самостоятельно, нарисовать соком что-то на бумаге. Даем картинке высохнуть.
Крахмал
Одно из свойств крахмала – это способность давать синюю окраску при взаимодействии с йодом. Эту окраску легко наблюдать, если поместить каплю раствора йода на срез картофеля или ломтик белого хлеба. Крахмал в качестве резервного питания накапливается в клубнях, плодах, семенах растений. Так, в клубнях картофеля содержится до 24 % крахмала, в зёрнах пшеницы — до 64 %, риса — 75 %, кукурузы — 70 %.
В целом крахмал – это белое твердое вещество без запаха и вкуса, малорастворимое в холодной воде.
Крахмал широко распространен в растениях и является для них резервным источником энергии. В основном он содержится в клубнях, семенах и корнях в виде зерен.
Крахмал используют как пищевой продукт, компонент лекарственных средств и для накрахмаливания белья. Его применяют для получения патоки, глюкозы и этилового спирта, а также в аналитической химии для обнаружения йода.
4. Опытным путем выявляем реагент, необходимый для его проявления на бумаге.
Дети с помощью оборудования для экспериментов пробуют проявить рисунок тем реагентом, который они сочтут нужным. Они могу выбрать из таких проявителей, как: сода, соль, мука, лимон, молоко, йод. Мерной ложкой высыпают сыпучие ингредиенты в стакан с водой и делают раствор, или пипеткой берут жидкие «проявители» и также растворяют их в воде, для получения раствора. Затем губкой наносят раствор на листок и приходят к выводу о том, что необходимый реагент для проявления крахмала – йодовый раствор.
5. Затем дети делятся на 2 группы - «Пираты», «Искатели»
«Пираты» на ватмане картофельным соком (крахмалом) рисуют карту группы с кладом, и прячут его.
«Искатели» должны исследовать карту с помощью лупы, проявить ее с помощью выявленного в ходе эксперимента реагента и найти клад.
Делаем фото отчет проведенного эксперимента.
Делаем выводы о проделанной работе. (Перечисляем - какие существуют невидимые чернила и для чего они нужны, делаем вывод о том, что невидимые чернила могут быть из природных материалов и использоваться в быту, а также не все невидимые чернила проявляются при нагревании.)
6. Последующая работа:
Взаимодействие с родителями: экспериментирование дома по созданию невидимых чернил из других материалов.
Взаимодействие в группе: дальнейшее знакомство с применением невидимых чернил, создание тайных писем, открыток и т. п.