Алеся Назарова
Организация деятельности по познавательному направлению воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Организация деятельности по познавательному направлению воспитания
Общая цель воспитания детей в детском саду - личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Публикация «Организация деятельности по познавательному направлению воспитания» размещена в разделах
При правильно организованной деятельности по познавательному направлению воспитания ребенок к школьному возрасту приобретает такие ценности как- любознательность, наблюдательность, желание самовыражаться, проявлять активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладает первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.
Но всё же главной ценностью познавательного направления воспитания являются– знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания :
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).
Основными направлениями деятельности воспитателя в данном направлении являются :
- совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования, организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
- организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно с взрослыми;
- организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
Система воспитательной работы организуется по следующим принципам: - воспитание личности в процессе совместной деятельности; - единство требований к воспитаннику и его уважение; - сочетание педагогического руководства с развитием инициативы, творчества и самодеятельности детей; - соответствие воспитательного процесса возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Вся воспитательная система строится на трёх основных компонентах воспитательно-образовательного процесса : 1) Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды. 2) Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого. 3) Обобщающие занятия, общение со сверстниками, «дети – информаторы» - «взрослый –слушатель». Т. е. самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а на занятии–обобщил. В начале учебного года был разработан календарный план воспитательной работы по шести направлениям. По познавательному направлению воспитания для воспитанников младшего возраста запланировано пять значимых событий: День знаний, День рождения Деда Мороза, Лаборатория неживой природы, Международный день птиц, Международный день книги.
1) Мероприятие посвященное «Дню знаний» можно провести в форме досуга «Мы уже не малыши». Цель мероприятия: создать у детей радостное праздничное настроение, положительный эмоциональный фон общения детей со сверстниками, вызвать эмоциональный подъем, создать условия для развития мотивации к получению знаний. Задачи: расширять у детей представление о празднике, о правилах поведения, воспитывать вежливое дружелюбное отношение друг к другу, укреплять дружеские отношения, учить быстро переключаться с одной игры на другую, прививать культуру речи, учить общаться в коллективе. Предварительно проводится беседа с детьми о предстоящем празднике, его значимости. Для придания праздничной обстановки можно украсить группу или место проведения воздушными шарами. Сценарий для данного возраста выстраивается на играх и развлечениях. Если позволяет погода, мероприятие можно провести на улице, с парадом вокруг садика, с рисунками на асфальте. В начале мероприятия обязательно проводится ритмичная гимнастика. После разминки парад - дети проходят парами (можно с воспитанниками подготовительной группы) вокруг сада под звон колокольчика, махая листочками. Дальше можно провести игры «Собери цветок», «Бабочки». Также можно загадать загадки с подсказкой в рифму или описывающие хорошо знакомые предметы, сложить пазлы из двух-трех частей, прочитать небольшие стихотворения.
2) День рождения Деда Мороза для воспитанников младшей группы можно провести в форме изготовления подарка для Деда Мороза.
Цель данного мероприятия: познакомить детей с днем рождения Деда Мороза, с местом, где он живет.
Задачи:
- формировать культуру празднования Дня рождения;
-закрепить знания детей об элементарных качествах и свойствах льда (твёрдый, холодный, скользкий, в тепле тает).
-побуждать исследовательский интерес, любознательность.
-знакомить детей со способами обследования: понюхать, потрогать, наблюдать.
- формировать доброжелательные отношения в коллективе;
- развивать потребность дарить подарки и поздравления.
Предварительно проводится беседа с детьми о предстоящем празднике, знакомство с художественной литературой по данной теме.
Перед изготовлением подарка также проводится ритмичная гимнастика. Можно загадать загадки по теме, провести игру «Собери снежки». Показать игрушку Деда Мороза, провести вокруг него хоровод с песней «Каравай», «В лесу родилась елочка». Детям можно показать презентацию «Царство Деда Мороза». Можно заранее заморозить воду в формочках, чтоб дети могли потрогать, почувствовать холод, температуру для лучшего представления об условиях проживания Деда Мороза. Можно провести элементарные опыты со льдом. Дети знакомятся со свойствами льда. После изготовить открытки — это может быть «Рукавичка для Деда Мороза» в исполнении пластилинографии или рисование ладошками портрета Деда Мороза. Готовые открытки поместить в почтовый ящик и отправить Деду Морозу.
3) Знакомство с «Лабораторией неживой природы» можно провести в формате беседы с просмотром презентации «Неживая природа».
Цель:
-обогащение представлений малышей об объектах неживой природы, поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Задачи:
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
-расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Предварительно проводится беседа с детьми о «Неживой природе». Просмотр видео для детей «Круговорот воды в природе», чтение рассказа «Как люди речку обидели».
Перед просмотром презентации проводится упражнение «Живое-неживое», дидактическая игра «Четвертый лишний».
Для лучшего закрепления темы «Неживая природа» можно провести элементарные опыты с выявлением основных свойств предметов неживой природы.
4) Международный день птиц можно провести в форме развлечения «День птиц» с просмотром презентации «Птицы-наши друзья».
Цель: продолжать знакомить детей с птицами в природе, особенностями их жизни.
Задачи:
-вызывать и поддерживать интерес к познавательной деятельности;
-расширять представления о внешнем виде, повадках;
-воспитывать чувство любви к природе, доброе отношение к птицам;
-развивать интерес к жизни птиц;
-вызвать яркий, эмоциональный отклик.
Предварительно проводится наблюдение за птицами во время прогулок на участке, чтение стихотворений, сказки «Птицы - наши друзья!», пение песен, прослушивание пения птиц, рассматривание картинок с изображением птиц, живущих в природе.
В начале мероприятия проводится подвижная игра «Кто как кричит?» сопровождением голосов птиц. Проводится игра «Покорми птичку», исполнение танца «Танец птиц». Далее просмотр презентации с комментированием «Птицы-наши друзья».