Алёна Зверькова
Организация деятельности дошкольника с использованием ЭСО
Консультация для педагогов
«Организация деятельности дошкольников с использованием ЭСО»
Любое занятие с дошкольниками состоит из трех основных частей: 1) введение в тему, определение цели, объяснение того, что должны сделать дети;
2) самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка;
3) анализ выполнения задания и его оценка.
В работе с детьми дошкольного возраста часто используется объяснительно-иллюстративный метод обучения. Основная цель такого вида обучения – это передача-усвоение знаний и применение их на практике. Иногда этот вид обучения называют пассивно-созерцательным. Воспитатель стремится изложить материал с применением наглядных и иллюстративных материалов, а также обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.
Поэтому, говоря о подготовке к занятиям, чаще всего ведут речь о подборе качественного иллюстративного материала.
Часто воспитатели используют дидактический материал на бумажном носителе, который со временем изнашивается и теряет презентабельный вид. Восстановление же фонда наглядных материалов – достаточно дорогостоящий и трудоемкий процесс. Кроме того, демонстрационный материал для занятий в группах детских садов, предлагаемый фирмами производителями, не всегда удовлетворяет педагогов по своему содержанию, количеству, качеству, цене.
В таких ситуациях компьютер выступает очередной раз в роли помощника. Используя компьютерный инструментарий, педагог может осуществить поиск необходимой информации, ее структурирование и оформление.
Важно помнить, что использование компьютерных технологий не заменяет другие виды деятельности.
В персональных компьютерах с операционной системой Windows используется пакет программ Microsoft Office, в состав которого входит программа PowerPoint, предназначенная для создания презентаций. Сегодня именно эта программа является самой популярной у педагогов.
При создании и демонстрации презентаций, предназначенных для работы с дошкольниками, должны учитываться их возрастные и индивидуальные особенности восприятия информации.
Приведем некоторые рекомендации по оформлению слайдов:
фон слайдов не должен быть слишком ярким;
изображения в слайдах презентации должны быть высокого качества, не допускается использование нечетких или размытых иллюстраций;
изображения должны быть достаточно крупными, хорошо и четко видными с любого места;
на каждом слайде может быть размещено не более 7-8 объектов (под объ ектами понимаются рисунки и текстовые фрагменты);
для успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегруженным малосущественными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного;
объекты иллюстраций должны изображаться в их естественных положениях;
должны соблюдаться масштабные соотношения частей иллюстрации;
необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде (например, шмель больше мухи);
надписи на слайдах должны давать понятие о том, что изображено в кадре, не раскрывая его содержания в подробностях (например, название иллюстрации);
использование анимации должно быть оправданным;
если в качестве музыкального сопровождения используется песня, она должна соответствовать теме презентации;
в заключительной части презентации в качестве стимулирующего момента может содержаться небольшой видеофрагмент по теме (например, мультфильм);
смена слайдов должна осуществляться по щелчку мыши, чтобы педагог имел возможность управлять презентацией и остановить ее, в случае необходимости, отреагировав на вопросы детей или иные ситуации, препятствующие просмотру презентации;
общее количество слайдов, демонстрируемых на занятии с дошкольниками, не должно превышать 8-10.
При демонстрации презентации очень важно выполнять следующие правила:
следить, чтобы презентация была хорошо видна всем воспитанникам;
сопровождать иллюстративный материал пояснениями воспитателя, поскольку синхронность устного изложения и демонстрации содействуют прочному закреплению материала в памяти детей;
стремиться вовлечь в процесс восприятия все органы чувств: зрение, слух, осязание;
выделить время для проведения физкультминутки.
Занятия могут проводиться по многим направлениям воспитательно- образовательной работы: ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, изобразительной деятельности, развитию элементарных математиче ских представлений, экологическому воспитанию.
С помощью презентации можно работать на этапе изложения нового материала - сопровождать рассказ демонстрацией, делая его более живым и увлекательным, и на этапе закрепления.
С использованием презентаций можно организовать индивидуальную, групповую и фронтальную работу.
В умелых руках творческого педагога, демонстрация презентации с помощью мультимедийной установки, при групповой работе, или персонального компьютера, при индивидуальной, способна произвести на детей сильное впечатление и служит мощным средством развития мотивации к учебной деятельности, инструментом воспитания и способом формирования хорошего вкуса, проникновения в мир прекрасного.