Надежда Краснова
Формирование семейных ценностей у дошкольников посредством интеграции семейного воспитания и дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование семейных ценностей у дошкольников посредством интеграции семейного воспитания и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
Опыт работы: Красновой Надежды Анатольевны,
воспитателя подготовительной к школе группы
МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Долинск, Сахалинской области
Публикация «Формирование семейных ценностей у дошкольников посредством интеграции семейного воспитания и дошкольного образования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Наиболее специфической характеристикой личности является система её отношений к окружающему миру и особенности ее поведения в дальнейшем. Особое место в этой системе принадлежит ценностным отношениям. Обобщая исследования ученных (Т. В. Антонов, А. М. Виноградова, Н. С. Ежкова, Е. А. Кудрявцева) понятие «ценность» можно определить как то, что значимо для человеческой жизни на земле, обеспечивающее счастье жизни, как условие жизни.
Н. С. Ежкова выделяет семь основных ценностей, которые в своей совокупности представляют ценностно-ориентационный аспект содержания образования детей дошкольного возраста. В этих ценностях интегративно представлены основные смысловые стороны жизни, культуры и обобщенно раскрываются ведущие ценностные ориентации современного общества, среди которых Семья (любящие родители, родственники, семейные ценности) занимает центральное место.
Между тем, нынешняя действительность характеризуется стремительными социальными изменениями, часто не совсем положительными, которые оказывают влияние на семью и подрастающее поколение. Сегодня такие качества как взаимопомощь, милосердие, альтруизм, сочувственное отношение к близким, которые не так давно считались ценными в общественном и семейном воспитании, все больше вытесняются ценностями индивидуализма. В поведении взрослых все чаще просматриваются главенство личных целей и интересов, часто не совпадающих с семейными, стремление полагаться только на себя, установки на достижение личного успеха, а порой откровенный эгоизм и удовлетворение только собственных потребностей.
По нашим результатам исследования, тревожными тенденциями являются недостаточность и бедность эмоционально-теплого общения, загруженность родителей, размытость ролевых функций, не осознание родителями в полной мере значимость положительных внутрисемейных отношений, развития у детей представлений о семейных традициях и истории семьи, организации семейного досуга. Большинство родителей сами не знают исторических корней своих семей и традиции организации досуга, чаще, их элементы возникают в семьях стихийно, а дети участвуют в них эпизодически. Что указывает на деформацию семьи, её ценностей, структуры и даже форм. Стерт и практически утрачен идеал семьи.
Перечисленные факты заставили задуматься о причинах, порождающих представления дошкольников о семье и о ценностях родительства, об уровне педагогической культуры родителей и успешности домашнего воспитания. Безусловно, это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины, одной из которых на наш взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных способов общения. Что в свою очередь негативно отражается на формировании образа семьи у современных дошкольников, препятствуя закладыванию первых контуров образа своей семьи, формирования доверительных отношений ребенка с родителями.
Анализируя вышесказанное, был сделан вывод, что укрепление института семьи и формирование у подрастающего поколения семейных ценностей указывают на необходимость пересмотра традиционных подходов к организации такого сложного раздела работы в дошкольном учреждении, как формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. А повышение педагогической культуры родителей должно стать неотъемлемой частью педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Именно поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из целевых ориентиров на этапе дошкольного образования обозначается формирование традиционных семейных ценностей у дошкольников. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ставятся задачи формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, углубления представлений ребенка о семье и её истории, приобщения детей к подготовке и участию в семейных праздниках.
Таким образом, учитывая требования, предъявляемые в Стандарте к содержанию программы дошкольного образования, важность выявленной проблемы считаем, что одним из компонентов содержания педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста должно стать усиление внимания педагогов к вопросу формирования семейных ценностей у воспитанников, что и определило актуальность нашей работы.
Проблемой приобщения детей дошкольного возраста к семейным ценностям занимаются многие современные авторы Т. А. Березина, В. А. Деркунская, Н. А. Короткова, Т. А. Кулинкова, Е. К. Ривина и др., подчеркивая, что сегодня, необходима социально-нравственная ориентация родителей на семейные традиции, как наиболее устойчивый компонент культуры семьи, имеющий нормативное и аксиологическое значение. Поскольку семья становится первым коллективом ребенка, где успех воспитания во многом зависит от атмосферы в ней, от закладки представлений о жизненных ценностях и соблюдения исторической и культурной преемственности поколений.
Вышесказанное означает, что работа в условиях реализации ФГОС ДО требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия ДОО и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общей стратегии действия по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства. Все это нацеливает педагогов на поиск новых форм и методов духовно-нравственного воспитания дошкольников, формирование нравственного опыта в целостности, на основе интеграции разных видов совместной деятельности.
В Стандарте указывается, что в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, могут быть представлены парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях. Такой программой для дошкольников в нашем дошкольном учреждении, стала инновационная программа «Я и моя семья» по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста (4-7 лет, разработанная на основе парциальной программы «Семь Я» под редакцией М. А. Дозоровой, Н. В. Кошлевой, А. А. Кроник. В основе идеи программы лежит создание специальных условий, на основе совместных усилий педагогов и родителей, для благоприятного вхождения детей в мир социальных отношений через укрепление связей между поколениями, родственными связями и возрождение традиционной значимости больших многопоколенных семей.
Решение данной проблемы поставило цель работы: сформировать семейные ценности у дошкольников посредством апробации программы «Я и моя семья», в совместной образовательной деятельности.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определила задачи.
1. Изучить теоретические и практические материалы формирования образа семьи у детей дошкольного возраста, выделить проблемы его формирования и осмыслить основные направления данной работы.
2. Создать условия, для активного включения дошкольников в специально организованную образовательную деятельность, способствующую формированию семейных ценностей.
3. Разработать и апробировать разнообразные подходы, к реализации программы формирования семейных ценностей у дошкольников, посредством сотрудничества семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Исследовательская работа проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» г. Долинск, Сахалинской области.
Участниками исследовательского направления в работе стали воспитанники вышеназванного детского сада, посещающие в данное время подготовительную к школе группу. Работу начала с изучения теоретических и практико-ориентированных материалов по проблеме формирования семейных ценностей у дошкольников.
В качестве исследовательских методов был проведен анализ теоретических источников по проблеме формирования образа семьи у детей дошкольного возраста.
Позволивших проанализировать особенности современных подходов к организации работы по формированию образа семьи у детей в условиях детского сада, определить и оценить состояние исследуемого объекта на современном этапе.
Стратегические методы позволили спрогнозировать возможности использования выбранных форм и методов работы, наиболее соответствующих поставленной цели и конкретным условиям работы в нашем дошкольном учреждении. На основании чего нами была разработана авторская программа «Я и моя семья», в тесной взаимосвязи специалистов педагогического профиля с родителями воспитанников, обеспечивающая формирование элементарных представлений о семье у ребенка с четырех лет.
В основу авторской программы «Я и моя семья», положена специфика работы по социальному развитию детей, на основе чего разработан комплексно-тематический план, дифференцированный по трем основным разделам:
«Человек среди людей», «Человек в культуре», «Человек в истории».
Каждый раздел представлен блоками, которые в свою очередь состоят из отдельных взаимосвязанных тем и имеют структуру, представленную в приложении.).
Практические методы позволили разработать учебно-методическое сопровождение авторской программы, в которую вошли:
-методические разработки по каждому возрастному блоку (конспекты непосредственно образовательной деятельности);
-авторская картотека дидактических игр, целью которой является создание дополнительных условий для благоприятного вхождения детей в мир социальных отношений через укрепление связей между поколениями и родственных связей.
Кроме того, тщательный анализ и отбор диагностических методик, направленных на изучение такого важного фактора психического развития воспитанников, которым является общение, позволил модифицировать диагностический материал, предложенный автором Г. А. Урунтаевой. Который лег в основу диагностического пособия, позволяющего максимально полно изучать общение ребенка со взрослыми, в соответствии с возрастными возможностями детей.
Одновременно решался вопрос об организации пространства группового помещения, ориентированного на один из основных принципов ФГОС дошкольного образования - создание условий для позитивной социализации, коммуникации и личностного развития ребенка-дошкольника. Исходя из чего, моделирование развивающей среды в групповом помещении, построили так, чтобы оно позволяло решать поставленные цели и задачи, при использовании «минимума» материала, формировало образ семьи у воспитанников, критерии родительства, родства в сюжетно-ролевых и дидактических играх. Тщательный и грамотный отбор игрушек для игр, был ориентирован на формирование семейных ценностей. Поэтому, ресурсами предметно-развивающей среды стали игры способные демонстрировать семейный уклад, разнообразные игровые пособия и игрушки семейно-бытовой тематики, эстампы, картины, ориентированные на формирование начал семейного самосознания.
Для достижения целостного развития ребенка необходима согласованная работа всех участников процесса: детей, воспитателей и родителей. На основании чего, нами спроектировано две основные формы в целях построения эффективного сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников, в основе которых заложен личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей:
-традиционные формы сотрудничества (консультации, родительские собрания, оформление информационных уголков);
-инновационные формы сотрудничества (групповые семинары-практикумы с привлечением специалистов ДОУ; дискуссионные площадки, с совместным анализом проблем воспитания и развития детей; проведение коммуникативных игр по развитию педагогической культуры; реализация детско - родительских проектов, детско-родительских клубов и совместных праздников).
Основную работу, направленную на формирование в сознании детей образа семьи, расширение представлений детей о родственных связях и межличностных отношениях в семье проводили 2 раза в месяц во вторую половину дня в рамках специально организованного обучения. Мы знакомили детей с функциями всех членов семьи, их взаимоотношениями, говорили об этикете, русской традиционной культуре, о появлении и развитии человека на земле, о родном крае. Что способствовало не только проявлению интереса к семье, формированию прочных родственных отношений, познанию и развитию семейных традиций, но и воспитанию в детях нравственно-патриотических чувств, уважению к традиционным ценностям, на основе познавательных и коммуникативно-речевых потребностей дошкольников, психологических особенностей каждой возрастной категории.
В непосредственно образовательной деятельности разучивали с детьми небольшие по объему стихотворения, наполненные определенным содержанием, позволяющим воспитанникам понять и глубже осознать ценности семейных отношений. Проводили беседы различной тематики, для систематизации и уточнения ценностных представлений каждого ребенка. Изучали и анализировали пословицы, с целью формирования и расширения ценностных представлений детей о семье. В образовательной деятельности по темам «История родного края», «Мой край», «Главная улиц города» и др., ребята знакомились с произведениями Сахалинских поэтов о семейных традициях родного края, с достопримечательностями родного города, в строительстве которых принимали участие и члены семей некоторых воспитанников.
Знакомя детей с семейными традициями и праздниками страны, мы проводили параллели с особенностями празднования знаменательных дат в нашем городе и каждой семье: с ребятами обсуждались семейные традиции украшать к празднику комнату (квартиру, встречаться за праздничным столом, дарить подарки, делать приятные сюрпризы, желать всего самого наилучшего. Данный вид работы способствовал развитию у детей понимания, что традиции – неотъемлемая сторона жизни каждой семьи, которая всех сплачивает, объединяя её членов общим делом, делая семейные ценности достоянием подрастающих поколений.
Развитие образа семьи у дошкольников наиболее эффективно осуществлялся совместными усилиями педагогов и родителей. Поэтому, в качестве важного средства, обеспечивающего приобщение ребенка к семейным ценностям, для нас стала и специально организованная воспитательно-образовательная работа - проведение совместных с родителями мероприятий различной направленности, позволяющих выстраивать в сознании детей культурно-исторический идеал семьи в течение трех лет:
-оформление выставок и групповых газет: «Это моя семьЯ», «По секрету всему свету», «Вместе весело играть…», «Семейный теремок», «Папа, мама, я- умелая семья», «Семейные праздники»;
-оформление семейных альбомов и семейных видео (с последующим просмотром в приемной групповой комнаты,
-создание семейных музыкальных фонотек (с последующим знакомством в процессе проведения совместного досуга детей и родителей).
Одним из направлений этой деятельности стало проведение тематических консультаций для родителей, в целях последующего включения членов семьи в практическую работу: «Родословная-традиция российской культуры», «Как составить свою родословную», «Что в имени моем?», «Термины родства», «Создание семейного музея», «Домашний театр-с чего начать?».
Интересной формой работы с детьми среднего дошкольного возраста, стала детско-родительская деятельность, направленная на формирование элементарных представлений о семье. Например, в процессе работы по составлению семейных альбомов, возникали различные идеи, которые в последующем становились основой проведения тематических фотовыставок и фотоконкурсов: «Мой ребенок», «Семейный портрет», «День семьи», «Воспоминания о лете», «Любимое блюдо моей семьи», «Спорт в моей семье», «Юный репортер».
Старшим воспитанникам, предлагалось создание детско-родительских проектов по истории семьи: «Моя родословная», «Дерево моей семьи», «Образ моей семьи», «Эмблема моей семьи». Работа по составлению родословной в нашем дошкольном учреждении строилась в два этапа. Первый этап предполагал совместную деятельность ребенка в его родных условиях семейного воспитания при активной поддержке педагогов детского сада. На втором этапе, на основе систематизации и обобщения знаний и представлений о семье, дети выполняли творческую работу – самостоятельно создавали образы своих семей.
Развитие интереса к семейным традициям и реликвиям осуществляется на заседаниях детско-родительского клуба, позволяющих детям узнать о семейных фотоальбомах, памятных знаках, письмах, хранящих память о прошлом семьи. В процессе этой работы, вызывали у родителей интерес к отдельным традициям и желание возрождать их в своей семье, постепенно формируя и их педагогическую культуру. Результатом проведенной работы в данном направлении считаем обогащение представлений детей о традициях в семье, сформированность понимания преемственности поколений.
Организация тематических направлений семейного досуга в течение трех лет, также способствовала укреплению чувства любви и привязанности к близким и родным людям у воспитанников, позволяющих воспитывать гордость за свою семью. Для этого, совместно с родителями и близкими воспитанникам людьми проводили циклы игровых встреч: «Самые родные», «Я и моя семьЯ», «Волшебные слова» и другие.
Например, встреча «Посмотрите, это я, это вся моя семья», мы знакомили детей с понятием «семья», родственниками и родственными связями, рассматривали семейные фотографии. Проиллюстрировать разнообразие состава семей наших воспитанников и помочь им в усвоении родственных отношений помогали игровые упражнения «Семейный хоровод» и «Где-то в нашем городе». Игровая презентация «Выходной проводим вместе» позволила не только познакомить с занимательными особенностями проведения выходных дней каждой семьей, но и услышать об интересных мероприятиях, проводимых на нашем острове. Совместная игровая встреча «Очень бабушку мою - маму мамину люблю», была выстроена на взаимодействии - бабушек с нашими воспитанниками : рассказывании детям сказок, разыгрывание игр, разучивание песен и танцев, позволила показать уникальность каждой из старших членов семьи. В процессе этого направления работы важно вызвать у членов семей интерес к отдельным традициям и желание возрождать их в своей семье.
Развитию содержательного общения детей и родителей способствовали и совместные праздники и конкурсы: «Новый год у ворот», «День рождения группы», «Телепередача «Моя семья», «Дочки-матери», «День улыбки», «Вместе учимся играть, звуки-буквы изучать», «Раз, два, три, четыре, пять, будем дружно мы играть», конкурсы драматизации и стихов. На которых родители вместе с детьми выступали с красочными номерами, читали стихи, участвовали в сценках. Особое внимание уделяется блоку сотрудничества между детской городской библиотекой и дошкольным учреждением. Поскольку встреча с книгой в кругу семьи и в библиотеке, позволяет обогащать опыт совместного времяпровождения, закладывать основы нравственности человека, раскрывает внутренний мир и индивидуальные качества, стимулирует познавательно-речевую и творческую активность личности каждого воспитанника.
Дети, члены семей и воспитатели, путешествуя по библиотеке, узнавали, как устроен «книжкин дом», по каким правилам располагаются книги на полках и как найти нужные произведения. Воспитанники, приобщались к традициям своей семьи, с удивлением и восторгом слушая, какие авторы были близки мамам и папам, когда они были детьми и как знакомились родители, когда были малышами с книгами и иллюстрациями, какие эмоции у них остались до сих пор. Часто, литературные встречи завершались совместным рисованием, аппликацией, групповым коллажем на определенную тему. Таким образом, подобные познавательные формы организации общения педагогов-детей-родителей, позволили сыграть доминирующую роль в активизации роли семьи в процессе формирования социально-личностных навыков у детей и оказания дифференцированной помощи родителям воспитанников по вопросам обобщения знаний и представлений о семье у детей.
Подводя итог разделу, отметим, что приобщать детей к семейным ценностям можно с помощью различных видов деятельности форм и методов работы. Где важным становится выстраивание продуктивного взаимодействия педагогов и родителей, так как только общими усилиями детского сада и семьи можно сформировать у дошкольников образ семьи, способствующий традиционному идеалу и современным реалиям.
Основным содержанием констатирующего этапа стало три периода выявления показателей уровня сформированности семейных ценностей у воспитанников группы : начальный, промежуточный, итоговый. Анализ сравнительных результатов общего показателя сформированности уровня общения ребенка с близкими людьми, строился на определении следующих параметров:
Выявить отношение детей к взрослым членам семьи: родителям, бабушке, дедушке.
Выявить представления детей разного пола о родителях и своих будущих семейных ролях.
Выявить отношения детей с разными членами семьи.
Выявить характер и степень осознанности общего отношения ребенка к самому себе и отношение к нему близких людей.
Результаты исследования подтверждает выдвинутую гипотезу, что процесс формирования семейных ценностей у дошкольников позволяет расширять представления воспитанников об особенностях и традициях семьи, посредством активного включения детей в специально организованную деятельность на основе оптимизации внутрисемейных взаимоотношений :
-при формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у современных дошкольников,
- для повышения педагогической культуры и компетентности родителей, в вопросах детско-родительских отношений,
- для педагогического творчества в области взаимодействия с семьей для полноценного развития личности ребенка.
Новизна опыта работы состояла:
1. В разработке пакета документов по включению родителей (лиц, их заменяющих, в педагогический процесс дошкольного учреждения.
2. В оригинальности применения ранее известных и использовании новых методов и приёмов работы с родителями (лицами, их заменяющими).
3. В выстраивании отношений на основе сотрудничества педагогов и родителей (лиц их заменяющих) позволяющего лучше узнать ребенка и способствовать развитию его индивидуальных способностей.
4. В достижении необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи, с целью переход родителей из пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Диссеминация опыта работы осуществлялась посредством распространения опыта работы на авторском сайте: krasnova-na.tilda.ws и участием в разнообразных профессиональных мероприятиях.