Оксана Николаевна Полежаева
Воспитание дошкольников на основе мордовских традиций в условиях поликультурного региона
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок с первых дней своей жизни погружается в культуру, в которой накоплен и закодирован национальный и общечеловеческий опыт. Очевидно, что не существует универсального человека – есть человек, представитель той или иной национальности, того или иного этноса, поэтому ребёнок вначале приобщается к родной национальной культуре и именно через неё познаёт общечеловеческую культуру. Приобщение к ней, приобретение социального опыта, социальной информации, т. е. социализация, происходит через освоение многообразных ценностей. С учетом этого можно определить их роль в современном обществе.
Публикация «Воспитание дошкольников на основе мордовских традиций в условиях поликультурного региона» размещена в разделах
Опираясь на усвоенные, человек создает новые ценности, что, в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие общества. Разрушение ценностной основы неминуемо ведёт к кризису, как отдельного человека, так и общества в целом.
Республику Мордовия, как и всю Россию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из этносов обладает собственным языком, уникальной культурой, своими ценностями, включенными в систему общечеловеческих ценностей, традициями, историей, вплетённой в общую для всех россиян историю, особенностями жизнедеятельности. Это многообразие составляет поликультурное общество, в котором мы взаимодействуем, в котором предстоит жить подрастающему поколению. Система дошкольного образования должна принимать активное участие в подготовке личности к жизнедеятельности в поликультурном обществе.
В учебно-воспитательном пространстве образовательных учреждений необходимо выделить формирование у подрастающего поколения ценностей этнической культуры, причем процесс этот необходимо начинать еще в младшем дошкольном возрасте и продолжать на всех ступенях образования.
Дошкольный возраст – благоприятная пора для воспитания нравственных качеств личности, приобщения к ценностям национальной культуры, воспитания толерантности, уважения к другим культурам, отличным от собственной. Важно уже с до школьного возраста учить умению познавать ценности, выраженные в культуре. Это умение поможет человеку в дальнейшем понять и принять общечеловеческую культуру, не преувеличивая и не умаляя при этом роль культуры, как своего, так и другого народа нашего полиэтнического общества. Необходима специальная организация этого процесса, поскольку социальный опыт, заложенный в культуре, не наследуется человеком, а усваивается в процессе образования. Процесс поликультурного воспитания будет более эффективным, если уже сформированные у ребенка понятия будут углубляться и расширяться в процессе диалога культур, где культура его нации будет базовым компонентом. В условиях Республики Мордовия актуальными становятся вопросы воспитания дошкольника на основе мордовских национальных традиций. В процессе исторического развития, на основе богатого культурного наследия, мордовский народ создал целенаправленную систему воспитания и развития детей. Она определялась природно-географическими и социально- экономическими условиями, а также нормами обычного права и этническими соображениями. Взгляды народа на брак, семью, потомство фактически образовали традиционную демографическую модель поведения. Педагогические традиции мордовского народа представляют целую программу формирования личности, направленную на развитие в ней лучших черт: трудолюбия, скромности, преданности Родине, почтительного уважения к представителям старшего поколения. Мордовский народ определяет условия успешного воспитания детей, заключающиеся в опоре на прогрессивные традиции, сложенные на основе традиционной этнической культуры, быта, религии. Традиции воспитания у мордвы имеют много общего с этнопедагогикой других народов. Общность традиций нравственного воспитания разных народов объясняется сходством объективных условий человеческой жизни и общечеловеческими целями рождения и воспитания детей, взаимодействием народов и взаимовлиянием их культур. Мордовские педагогические традиции в современных условиях не потеряли своей значимости. Они заложены в основу семейной педагогики. Задача дошкольных образовательных учреждений–воспитание дошкольников средствами мордовской культуры. В мордовской народной педагогике глубоко осознавался процесс воспитания. О значении воспитания говорят мордовские пословицы : «Маштат эйкакшонь чачнеме, машт и кастомо» («Умеешь детей родить, умей их и вырастить», «Эйкакш мельга эряви ваномс» («За ребенком нужен глаз», «Ломанесь аволь панго, чизэнзэ а касы» («Человек не гриб, за день не вырастет», «Аволь те авась, кона чачтынзеть, а се, кона кастынзеть» («Не та мать хороша, которая родила, а та, которая тебя воспитала». В этнопедагогике мордовского народа подчеркивается мысль, что воспитание детей требует от родителей больших нравственных и физических усилий, поэтому считалось, что воспитавшие детей выполнили долг перед обществом и обеспечили себе счастливую старость («Эйкакштнень превейстэ кастсак – паро слава кармат кандомо» («Детей умными вырастишь – род свой прославишь», «Тетянть аволь кшись анды, а паро эйкакшонь валось» («Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей»).Установление гуманных взаимоотношений в семье зависит от взаимопонимания, учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, проникновения в их внутренний мир, поэтому взрослые часто говорили: «Вейкетьстэ эйкакштне чачить, но аволь вейкетьстэ касыть» («Одинаково дети рождаются, но неодинаково воспитываются»).Мордовский народ, осознавал воспитание как необходимый, сложный и длительный процесс, не сводящий только к кормлению и уходу за ребенком. Воспитание ребенка считали ответственным и трудоемким делом, постоянно подчеркивали мысль, что необходимо не просто вырастить ребенка, а сформировать его как личность, чтобы он достиг определенного человеческого идеала. Основы нравственного воспитания закладываются также в семье, поэтому родителям и их детям в народной педагогике уделяется большое внимание. Семья характеризуется совокупностью этических норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Согласно выработанной веками народной концепции идеалом мордовской семьи считалось наличие большого потомства («Кудо эйкакш марто – уцяскав кудо» («Дом с детьми – счастливый дом», «Вейке эйде, теке вейке сельме» («Один ребенок, что единственный глаз»). Отношения в крестьянской семье строились исходя из интересов организации трудовой деятельности, но руководствовались высокими моральными принципами. Воспитание понималось как многогранное явление, включающее уход за ребенком, заботу о его физическом и нравственном развитии. Через осмысление прошлого народа можно убедиться, что в жизни этноса не существует ни абсолютно старых, ни абсолютно новых традиций, детерминированных явлений культуры. Как те, так и другие – это своеобразный сплав, синтез старого и нового в развитии. А по мере развития эти «соединения» превращаются в устойчивые образования, приобретая черты традиционности. Опытно-экспериментальная работа по изучаемой проблеме позволила выявить эффективное воздействие мордовских культурных ценностей на развитие дошкольника, на социализацию ребёнка; на формирование таких качеств как любовь к Родине, к окружающим людям, культуре своего народа, трудолюбия, доброты и отзывчивости, любви и понимания красоты окружающей действительности, культуры поведения. Приобщив детей к культуре мордовского народа, мы сможем возродить самобытность мордвы, способствовать сохранению этноса. Таким образом, традиции воспитания у мордвы имеют много общего с этнопедагогикой других народов. Воспитание на основе традиций мордовского народа неразрывно связано с традиционным воспитанием чувашей, татар, удмуртов, русских и других народов России. Именно поэтому в настоящее время особенно актуальной стала проблема этнокультурного воспитания, а на его основе поликультурного образования, где делается значительный акцент на формирование патриотических качеств личности, толерантности, гражданственности.