Анастасия Лескова
Опыты и эксперименты с воздухом в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воздух окружает нас со всех сторон и занимает всё свободное пространство. Воздух есть в воде, в разных предметах, и растениях; есть он и в теле человека, и в теле животных. Он очень лёгок и невидим. Однако существуют способы увидеть и взвесить воздух. Давайте проверим это вместе.
Эксперимент №1.
Цель: показать детям, что воздух находится везде.
Оборудование: прозрачная стеклянная банка, мячик для пинг-понга, бумажная салфетка. Прозрачная ёмкость, наполненная водой до уровня выше банки.
Ход эксперимента:
Публикация «Опыты и эксперименты с воздухом в старшей группе» размещена в разделах
1. Положить бумажную салфетку на дно банки.
2. Положить на поверхность воды шарик. Накрыть шарик банкой, и осторожно опустить её на дно ёмкости.
Результат: вода не проникла в банку, и шарик лежит на дне ёмкости.
Объяснение: воздух, находящийся в банке, не позволяет воде проникнуть внутрь и намочить салфетку. В этом можно убедиться, подняв банку, салфетка останется
3. Снова опусти банку в воду и как только коснёшься дна, наклони банку на бок.
Результат: из банки выходят пузырьки воздуха, поднимаются на поверхность и лопаются. Вода проникает в банку, шарик поднимается вверх, салфетка намокает.
Объяснение: воздух, наполнявший банку, выходит из неё, освободившееся место
Эксперимент №2.
Цель: познакомить детей с таким физическим явлением, как давление воздуха.
Оборудование: стакан, вода, глянцевая открытка.
Ход эксперимента:
1. Наполните стакан водой до самых краев. Плотно накройте его глянцевой стороной открытки.
2. Придерживая рукой открытку, опрокиньте стакан.
3. Уберите руку.
Результат: открытка крепко держится на стакане, и вода из стакана не
выливается.
Объяснение давление воздуха, оказываемое снизу на открытку, больше, чем вес воды внутри стакана. Поэтому открытка, плотно прижатая к стакану, и не позволяет воде вылиться.
Эксперимент №3.
Цель: познакомить детей с таким явлением, как давление воздуха.
Оборудование: тазик, стакан, вода.
Ход эксперимента:
1. Опустите стакан в воду и опрокиньте его вверх донышком.
2. Теперь поднимайте стакан, но так, чтобы его края не достигли поверхности воды в тазике.
Результат: вода в опрокинутом стакане поднимается выше уровня воды в тазике.
Если оторвать стакан от поверхности воды, в стакан начнёт поступать воздух. Давление выровняется и стакан опустеет.
Объяснение: давление воздуха на поверхность воды в тазике выталкивает воду в стакан.
Эксперимент №4.
Цель: продолжить знакомить детей с таким явлением природы, как давление
воздуха.
Оборудование: воронка, шарик для пинг-понга.
Ход эксперимента:
1. Переверните воронку широкой частью вниз.
2. Вложите в неё шарик для пинг-понга и придержите его пальцем.
3. Дуйте в узкую часть воронки, одновременно перестав придерживать шарик.
Результат: шарик не упадёт на пол, а останется в воронке.
Объяснение: давление воздуха под шариком гораздо сильнее, чем над ним, поэтому он не падает. Чем сильнее вы дуете, тем меньше воздуха оказывает давление на шарик и тем больше подъёмная сила.
Эксперимент №5.
Цель: знакомить с давлением воздуха.
Оборудование: два воздушных шарика, нитки, трубочка для коктейля, два стула,
длинная палка.
Ход эксперимента:
1. Надуйте оба шарика, завяжите ниткой. Положите на спинки стульев палку и прикрепите к ней шарик на расстоянии 30 см друг от друга (длина ниток должна быть одинаковой).
2. Подуй через трубочку между шариками.
Результат: шарики приблизятся друг к другу.
Объяснение: неподвижный воздух по краям шариков оказывает более сильное давление, чем движущийся воздух между ними. Разность давлений толкает шарики друг к другу.
Эксперимент №6.
Цель: показать, какой силой обладает давление воздуха.
Оборудование: пластиковый стакан, миска с водой, трубочка.
Ход эксперимента:
1. Поставьте стакан в миску, наполненную водой, и переверните его вверх дном.
2. Опустите в миску изогнутую трубочку так, чтобы один ее конец оказался в перевернутом стакане, а другой высовывался из воды.
3. Подуйте в трубочку. Стакан наполнится воздухом и всплывет наверх.
Результат: стакан всплыл на поверхность воды.
Объяснение: давление воздуха вытолкнуло стакан на поверхность воды.
Эксперимент №7.
Цель: ознакомит детей с таким понятием, как сопротивляемость давления.
Оборудование: лист газеты, пластиковая бутылка.
Ход эксперимента:
1. Скомкайте небольшой кусочек газеты в шарик.
2. Положите бумажный комочек в горлышко пластиковой бутылки и сильно дуньте на него.
Результат: парадокс, но шарик полетит не внутрь бутылки, а наружу.
Объяснение: вдуваемый воздух обтекает шарик и в бутылке повышается давление
воздуха. Этот воздух и выталкивает шарик.
Эксперимент №8.
Цель: показать детям, какую силу имеет давление воздуха.
Оборудование: длинная линейка и лист бумаги.
Ход эксперимента:
1. Положите линейку на стол таким образом, чтобы треть её выступала за край стола.
2. Сверху положите лист бумаги и расправьте его так, чтобы он плотно прилегал к столу.
3. Ударьте по выступающей части линейки.
Результат: лист не даёт линейке подняться.
Объяснение: воздух давит на поверхность листа. Так как поверхность большая, количество воздуха над ней достаточно велико, чтобы не позволить листу подняться.
Эксперимент №9.
Цель: показать, какой силой обладает сжатый воздух.
Оборудование: шприц без иглы.
Ход эксперимента:
1. Возьмите шприц без иглы и наберите в него воздух.
2. Закройте пальцем отверстие и сильно надавите на поршень. Потом, не открывая отверстия, отпустите поршень.
Результат: сначала поршень будет опускаться с трудом, потом совсем остановится.
Палец, которым закрываете отверстие, почувствует сильное давление. Когда отпустите поршень, он вернётся в первоначальное положение.
Объяснение: воздух можно сжимать; поршень заставляет воздух сжаться. Сжатие усиливает давление воздуха, то есть давление на палец и на поршень. Поршень возвращается в первоначальное положение потому, что сжатый воздух стремится расшириться.
Эксперимент №10.
Цель: показать, что воздух тоже имеет вес.
Оборудование: линейка, верёвка, 2 воздушных шарика. Воздух имеет вес. Попробуйте его взвесить. Для этого нужно сделать весы следующим образом: возьмите линейку и привяжите к ее центру веревку.
Ход эксперимента:
1. Надуйте два шарика так, чтобы они были одинакового размера, завяжите горлышки шариков веревочками одинаковой длины.
2. Подвесьте линейку на крючок, а по бокам повесьте оба шарика. Линейка должна быть уравновешена.
Результат: линейка с шариками находится в горизонтальном положении.
3. А теперь проколите один шарик булавкой. Надутый шарик опустится вниз, значит, он тяжелее, чем лопнувший. Дальше проткните и второй шарик, и лопнувшие шарики опять уравновесятся.
Объяснение: воздух, находящийся в шарике, делает его тяжелее, чем пустой шарик.
Эксперимент №11.
Цель: показать, что тёплый воздух всегда поднимается вверх, а холодный опускается вниз. /Опыт проводится в тёплой комнате зимой/
Оборудование: папиросная бумага, ножницы, шпагат, скотч.
Ход эксперимента:
1. На кусок шпагата длиной в 1 метр прикрепить с помощью скотча тонкие полоски папиросной бумаги.
2. Концы шпагата закрепить внизу окна.
3. Откройте окно так, чтобы шпагат натянулся, и посмотрите, как движутся бумажные полоски.
Результат: полоски отклоняются в сторону комнаты.
Объяснение: их отклоняет холодный воздух, поступающий с улицы в комнату.
4. Повторите опыт, только прикрепите шпагат с полосками бумаги в верхней части окна.
Результат: полоски отклоняются из комнаты в сторону улицы.
Объяснение: поступающий с улицы холодный воздух выталкивает наружу тёплый воздух, находящийся в верхней части комнаты.
Эксперимент №12.
Цель: показать детям, что при нагревании воздух начинает двигаться.
Оборудование: свечка, бумажная спираль, толстая проволока 20 – 30 см с крючком на конце.
Ход эксперимента: зажечь свечу и поместить над ней бумажную спираль, прикреплённую к проволоке.
Результат: спираль вращается вокруг своей оси. Убрать спираль в сторону от свечи
– она сразу прекращает своё движение.
Объяснение: воздух над свечой нагревается и поднимается вверх, в результате движения воздуха спираль начинает двигаться
Эксперимент №13.
Цель: показать детям, как образуется ветер.
Оборудование: две свечки, спички.
Ход эксперимента:
1. Приоткройте дверь в коридор.
2. Зажгите обе свечи, и дайте одну из них своему взрослому помощнику, и пусть он держит её внизу образовавшейся щели.
3. Возьмите вторую свечу, и держите её возле щели сверху.
Результат: пламя нижней свечи будет направлено внутрь комнаты, а пламя верхней
наружу комнаты.
Объяснение: тёплый воздух в комнате поднимается вверх, т к он легче холодного,
и выходит через верхнюю щель, а холодный воздух тяжелее и входит в комнату снизу. Именно так возникает ветер в природе.
Эксперимент №14.
Цель: показать детям, что происходит с воздухом во время нагревания.
Оборудование: пластиковая бутылка, воздушный шарик, миска с горячей водой.
Ход эксперимента:
1. Пустой воздушный шарик наденьте на горлышко бутылки и подержите эту бутылку в течение минуты в тазике с горячей водой.
Результат: шарик надулся.
Объяснение: при нагревании воздух расширился, и ему потребовалось доп
2. А теперь поставьте бутылку под струю холодной воды.
Результат: шарик опадает.
Объяснение: охлаждённый воздух сжался и занял первоначальное место в бутылке.
Эксперимент №15.
Цель: установить одинаковая ли сила давления у холодного и горячего воздуха.
Оборудование: пластиковая бутылка, горячая вода.
Ход эксперимента:
1. Наполните пластиковую бутылку горячей водой.
2. Несколько секунд спустя вылейте воду и плотно закрутите крышу.
Результат: через несколько минут бутылка сожмётся.
Объяснение: воздух внутри бутылки под воздействием тепла стал легче и расширился. Потом он остыл, и его давление в бутылке стало ниже, чем давление снаружи. Давление наружного воздуха смяло бутылку.
Эксперимент №16.
Цель: показать детям, что для горения необходим воздух, без доступа воздуха
огонь гаснет.
Оборудование: глубокая тарелка, свечка, банка, вода, чернила, пластилин, спички.
Ход эксперимента:
1. Закрепить свечу на дне тарелки с помощью пластилина.
2. Налейте в тарелку немного воды и добавьте несколько капель чернил, чтобы было нагляднее.
3. Зажгите свечу. Закройте свечу банкой.
Результат: несколько мгновений спустя пламя свечи погаснет, а вода из тарелки
войдёт в банку.
Объяснение: свеча при горении израсходовала часть воздуха – кислорода.
Вода под давлением извне вошла в банку и заняла место сгоревшего кислорода.
Эксперимент №17.
Цель: показать детям, что воздух легче воды.
Оборудование: трубочки для коктейля, таз с водой.
Ход эксперимента:
1. Опустить один конец трубочки для коктейля в воду.
2. Подуть в другой конец трубочки.
Результат: из конца трубочки опущенного в воду будут появляться воздушные пузыри и подниматься на поверхность воды.
Объяснение: воздух легче воды, поэтому он поднимается наверх.
Эксперимент №18.
Цель: показать детям, что воздух легче воды.
Оборудование: два апельсина, тазик с водой.
Ход эксперимента:
1. Положите один из апельсинов в миску с водой.
2. Очистите второй апельсин, и тоже опустите его в воду.
Результат: первый апельсин будет плавать, и даже если очень постараться, вы не
сможете его утопить. Почищенный апельсин сразу пойдёт ко дну.
Объяснение: в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха, именно они и
выталкивают его на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что он
тяжелее воды, которую вытесняет.