Марина Шемякина
Конспект ООД «Опытно-экспериментальная деятельность — опыты с воздухом» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в старшей группе по теме :
«Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»
Цель: развитие познавательного интереса через экспериментальную деятельность, способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД „Опытно-экспериментальная деятельность — опыты с воздухом“ в старшей группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
3. Развить целостное восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
4. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поприветствуем их.
Ясное солнышко встало опять
«Доброе утро!» должны мы сказать.
Взрослому, если встречаемся с ним,
Громкое «Здравствуйте!» мы говорим.
Друзьям мы говорим: «Привет!»
«Привет!» - нам говорят в ответ.
Воспитатель. Вот мы и поприветствовали всех взрослых и друг друга. Сегодня мы с вами займемся чем-то интересным. А чтобы узнать чем, сначала отгадайте загадку:
Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.
(Воздух)
(В на доске изображение Незнайки, к нему прикреплено письмо от Незнайки)
Воспитатель. Ребята, кто это? здесь какое-то письмо.. Хотите узнать, что о в нем,кого оно?
(Воспитатель читает) «Люди добрые! Пишет вам Незнайка из Цветочного города. У нас случилась беда: пропал воздух. Его не видно, не слышно вокруг. Все ходят спокойно, и только я переживаю. Если дело так пойдет дальше, то мы скоро все погибнем. Помогите нам, пожалуйста!»
Воспитатель. Как вы считаете, сможем ли мы помочь Незнайке? (да)
-Но для того, чтобы помочь ему ответьте мне на вопрос: что же такое воздух? (воздух – это смесь газов)
-Где находится воздух? (он повсюду, вокруг нас)
- Почему мы не видим воздух? (потому что он невидимый)
- А для чего нам нужен воздух? (воздух нужен нам, чтобы дышать, без воздуха не сможет выжить ни одно живое существо)
Воспитатель. -А как же Незнайка живет? Видимо он не знает свойств воздуха, поэтому считает, что вокруг него нет воздуха. Давайте научим Незнайку видеть воздух, слышать воздух и чувствовать.
Сегодня мы с вами проведем эксперименты, с помощью которых сможем увидеть, услышать и почувствовать воздух и изучить некоторые его свойства.
Перед нами лаборатория. Давайте к ней пойдем. (Подходим к первому столу, на котором лежат полиэтиленовые пакеты, стоят стаканы с водой и трубочки для коктейля, весы, картинка с изображением глаза)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, для чего здесь картинка с изображением глаза? (в этой лаборатории мы сможем увидеть воздух)
1 опыт. «Поймай воздух» При помощи полиэтиленовых пакетов «ловим» воздух.
Вывод: Воздух невидим, но если его поймать в пакет, то он примет форму пакета и мы сможем его увидеть.
Воспитатель. Как мы еще можем увидеть воздух с помощью, оставшегося в этой лаборатории оборудования? (Предлагаю подуть через трубочку в стаканчик с водой) Что мы видим? (пузырьки)
Вывод: Воздух есть внутри нас, мы дуем в стакан с водой, воздух легче воды, поэтому он всплывает на поверхность в виде пузырьков.
Воспитатель. Смогли мы увидеть воздух? (да)
- Ребята, что это (весы) Верно, весы, это прибор, при помощи которого мы что либо взвешиваем. Как вы думаете, имеет ли вес воздух (выдвигаем гипотезу, воздух имеет вес)Сегодня я предлагаю опровергнуть или убедиться, в том, что воздух тоже имеет вес. Взвешиваем пакеты с пойманным воздухом, убеждаемся в предположении.
Опыт 1. Передвигаемся ко второму столу, на столе лежат воздушные шарики и картинка с изображение уха.
-Ребята, почему здесь картинка с изображением уха (здесь мы будем слушать воздух)
-Услышать воздух нам помогут шарики.
-Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? (он внутри шариков)
-Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики, придерживайте его, чтобы тот не улетел. Что происходит? (воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха)
Вывод: воздух можно услышать.
Динамическая пауза.
Я с утра сегодня встал.
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я всё дую – шар всё толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок.
Лопнул шарик, мой дружок.
Воспитатель. Итак, воздух окружает нас.
-Как вы думает, мы можем почувствовать воздух (да) А поможет нам в этом оборудование, которое находится в третьей лаборатории. (На столе лежат веера, по количеству детей)
-. Помашите веером перед лицом, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (веер движется и как бы подгоняет воздух)
Вывод: Когда воздух движется, получается ветер.
Воспитатель. Я предлагаю вам посмотреть еще один опыт, который покажет, что же происходит с воздухом, при различной температуре. Опыт с шариком за окном. Надутый шар помещаем за окно группы, так, чтобы его было видно детям, воздух сжимается, шар уменьшается, затем в группе он вновь восстанавливает форму.
Вывод: при различных температурах воздух «ведет себя по-разному», изменяется его объём.
Воспитатель. Вот так с помощью опытов мы смогли с вами обнаружить воздух вокруг нас, узнать его свойства: имеет вес, умеет сжиматься и расширяться.
Воспитатель. Молодцы, ребята, мы с вами много узнали сегодня, о том,как можно выявить воздух вокруг нас, а теперь я предлагаю
взять картинки со стола, только те которые демонстрируют нами полученные знания, и отправить их в солнечный город Незнайке,пусть он обнаружит воздух вокруг себя и живет дальше спокойно. Дети выбирают картинку, демонстрируют ее, обосновывают выбор.