Виктория Харитонова
Опытно-экспериментальное занятие в старшей группе «Удивительное молоко»
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальное занятие в старшей группе по теме : «Удивительное молоко»
Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность, интерес к экспериментальной деятельности. Расширить знания о молоке.
Задачи:
Обучающая:
• формировать представление детей о свойствах молока;
• формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающая:
Публикация «Опытно-экспериментальное занятие в старшей группе „Удивительное молоко“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Молоко. Конспекты занятий
- Молоко. Опыты и эксперименты с молоком
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
• обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
• развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;
• развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.
Воспитательная:
• воспитывать у детей желание делиться информацией, участвовать в совместной экспериментальной деятельности;
• воспитывать у детей умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу.
Оборудование: пластиковые стаканчики, блюдца, сок лимона, сода, ватные палочки, молоко, вода, гуашь, пипетка, жидкое мыло, йод, крахмал, белый халат.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Приветствие:
Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями).
Звучит музыкальная заставка из мультфильма «Простоквашино».
Воспитатель. Сегодня я получила электронное письмо из Простоквашино. Вам знакомо Простоквашино? Это аудиописьмо, давайте послушаем.
Кот Матроскин: Милые дети старшей группы, я прошу вас помочь нам. Вышел у нас с Шариком и Верой Павловной спор о пользе и вреде молока. До сих пор ругаемся.
Шарик: Я тебе бестолковому говорю, мало толка от твоего молока, то ли дело вода!
Кот Матроскин: а я не согласен, молоко полезный продукт, в нем много «кккк…»
Вера Павловна: Дети помогите мне разобраться, меня интересуют вопросы:
1) Чем отличается молоко от воды?
2) Почему молоко белое?
3) Как узнать, что молоко натуральное?
4) Можно ли рисовать на молоке?
5) Почему говорят, что молоко убежало?
Воспитатель. Ребята, поможем нашим знакомым, коту Матроскину, Шарику и Вере Павловне ответить на эти вопросы? Но прежде, отгадайте загадку.
Знают взрослые и дети,
И известно всей планете,
Нет полезнее с утра –
Выпить чашку молока!
Чтобы были все здоровы,
Нам дает его (корова!
Воспитатель. Конечно же, корова, и мы сегодня попробуем помочь нашим знакомым. Для этого проделаем несколько экспериментов.
И я вам предлагаю стать настоящими учеными-исследователями и отправиться в лабораторию для проведения необходимых опытов.
Давайте вспомним, что такое лаборатория? (ответы детей)
Правильно, это место, где узнают что-то новое, интересное и делают опыты с различными предметами.
Все сотрудники лаборатории всегда одевают халаты и шапочки. Потому что в лаборатории должна соблюдаться чистота
Но для начала вспомним правила поведения в лаборатории:
• Не шуметь и не толкаться.
• Внимательно слушать.
• Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно.
• Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
• Быть аккуратными с материалами для опытов.
• Делать выводы. Работать в лаборатории нужно в специальной одежде, поэтому мы с вами надеваем халаты и шапочки.
Опыт №1 : «Сравнение молока и воды»
Материал: стакан молока и воды.
Чем отличается молоко от воды?
Выполнение эксперимента.
1. Опустить в стакан воды и молока чайную ложку.
В каком стакане можно увидеть ложку?
2. Поместить за стакан с молоком и водой картинку.
Через какой стакан видим картинку?
Понюхаем молоко и воду.
Что пахнет, молоко или вода?
Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет. Вода не имеет запаха, а молоко имеет.
Опыт №2 «Казеин»
Материал: стакан молока и сок лимона.
Исследовательские задачи:
Почему молоко белое?
Воспитатель. Ребята, посмотрите на молоко, какого оно цвета. Почему же так получается, корова ест какую траву? (зеленую, сено - (желтое, а молоко у нее получается белым. Вот задача!
Выполнение эксперимента.
В стакан с молоком добавляем немного лимонного сока, перемешаем.
Ребята, что вы видите? Вот эти маленькие белые шарики называются белок казеин. Эти белки и окрашивают молоко в белый цвет.
Вывод: в молоке есть белок – казеин, он окрашивает молоко в белый цвет.
Опыт №3 «С йодом».
Материал: стакан молока и йод.
Исследовательские задачи:
Как узнать, что молоко натуральное?
Воспитатель. На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты к молоку, сметане, творогу добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.
Хотите узнать, добавили ли в наше молоко крахмал? (ДА)
А что для этого надо сделать?
Выполнение эксперимента.
Для этого в наше молоко добавим йод.
Что случилось с молоком?
Вывод: при соединении йода с крахмалом образуется соединение ярко-синего цвета. Раз у нас молоко не стало синего цвета, значит, какой вывод сделаем? (В нем нет крахмала) Это молоко, какое? (полезное).
Физкультминутка:
Головою три кивка.
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
Опыт №4 «Узоры на молоке»
Материал: блюдце с молоком, ватные палочки, вода, гуашь, пипетка, жидкое мыло.
Исследовательские задачи:
Можно ли рисовать на молоке?
Воспитатель. Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете? (На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте)
Чем обычно рисуете? (Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками)
А на молоке кто-нибудь из вас рисовал? (Нет)
Хотите попробовать?
Выполнение эксперимента.
Нальем молоко в блюдце. Добавим в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).
Возьмите ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!
А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в блюдце!
Вывод: Мы видим взрыв красок. В чем же секрет фокуса? Дело в том, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и, таким образом, приводит их в движение, что способствуют появлению таких красивейших причудливых разноцветных узоров на поверхности молока!
Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Опыт №5 «Кипящее молоко»
Материал: стакан молоком, сок лимона, сода.
Исследовательские задачи:
Почему говорят, что молоко убежало?
Воспитатель. Есть выражение «МОЛОКО УБЕЖАЛО» У молока есть ноги? (Нет)
Почему так говорят?
Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.
Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко.
Но, у нас ведь научная лаборатория.
Выполнение эксперимента.
Для нашего опыта потребуется лимонный сок, сода и молоко.
В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонный сок.
Посмотрите, что происходит с молоком? (Оно пенится, кипит, убегает)
Вывод: Происходит в молоке реакция соды и лимонного сока. Оно пенится, выделяет пузырьки, кипит.
Рефлексия:
О каком продукте мы сегодня говорили?
Мы ответили на вопросы Веры Павловны?
Вам понравились опыты и эксперименты?
Какой опыт вам понравился больше всего?
Какое настроение у вас сейчас?
Воспитатель.
А теперь мы улыбнемся,
И к гостям мы повернемся.
И какие же слова
Говорим мы уходя?
Дети: До свидания!