Ольга Лимонова
Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе
Лимонова О. П.
Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе
" Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать".
П. П. Блонский.
«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
К. Е. Тимирязев.
Актуальность
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Восприятие – ведущий познавательный процесс в раннем возрасте, который трудно переоценить. Пробелы в развитии восприятия могут повлечь за собой ошибочные представления о свойствах предметов и явлений окружающего мира.
Ощущения и чувства главные помощники двухлетнего ребёнка в восприятии мира. В этом возрасте дети непосредственны и с огромным интересом манипулируют предметами. Если не привить ребёнку интерес к исследовательским действиям, наблюдательности, то впоследствии, возможно возникновение чувства страха при ознакомлении с новыми явлениями или предметами.
Активное приобщение малышей к миру природы создаст благоприятные условия для познавательной деятельности.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:
Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Особенности организации работы
с воспитанниками по экспериментированию
в младшей группе.
Развитие наглядно- действенного мышления.
Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты.
Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.
Выполняют простейшие поручения.
Произносят фразу: «Я хочу сделать ….»
Цель: формирование элементарной познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования
Задачи:
-Расширять кругозор детей, создавая атмосферу радости и удовольствия.
-Укреплять психическое и физическое здоровье детей.
-Развивать мелкую моторику.
-Развивать познавательные способности.
-Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать сенсорные впечатления детей.
-Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско–взрослый коллектив.
-Формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений и игровых умений.
При организации опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста необходимо учитывать возрастные особенности поэтому:
1. Вся деятельность должна быть эмоционально окрашена и вызывать только положительные эмоции и делание действовать.
2. Для двухлетних детей актуален принцип повторения, поэтому многие опыты и эксперименты повторяются (одно свойство – разные сочетания, один предмет – разные свойства).
В следствии опытно-экспериментальной работы малыши становятся более внимательными и наблюдательными.
Игры с водой
Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей.
Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.
«Тонет - не тонет»
«Ловись, ловись рыбка»
«Круги на воде»
Чистая вода- прозрачная. В подкрашенной можно спрятать игрушку.
Сравнение бумаги и ткани
Бумага сильнее мнётся и рвётся, ткань сильнее
Ткань лучше собирает воду
Игры с песком
Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры
Что может катиться и почему
кубик не катится, но скользит и это очень интересно
Игра «Волшебный мешочек»
«Как живётся растениям»
Таким образом:
Происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
-активно развивается речь ребенка;
-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
-формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
-развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;
-формируются трудовые навыки;
-укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности