Вера Михавко
Опытно-экспериментальная деятельность «Соль и её свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Соль и её свойства»
Цель: познакомить детей с солью и её свойствами в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• продолжать знакомить детей с различными веществами, которые встречаются в быту;
• способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли, её значении в природе, в жизни человека;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Материалы и вещества. Свойства материалов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Свойства соли, экспериментирование
- Темочки
• закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности;
• содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей;
• активизировать в речи слова: каменная, поваренная, морская, кристаллы, минерал.
Развивающие:
• развивать мышление, познавательный интерес, наблюдательность;
• развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы;
• развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество.
• развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Воспитательные:
• воспитывать аккуратность, самостоятельность;
• соблюдать правила техники безопасности;
• испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
• формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
• воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;
Материал к занятию: презентация на мультимедийном оборудовании, тарелки, одноразовые стаканы с водой и солью, одноразовые ложки, лупы, лёд в одноразовой посуде по количеству детей; разные виды соли: морская, каменная, пищевая; 2 банки с водой, 2 картофелины
Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организационная игра и мотивация.
Игра приветствие «Ладошки»
Поднимите все ладошки и потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: 1, 2, 3, 4, 5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший - я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший - и ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора, крикнуть дружное: Ура!
Загадка
Воспитатель: Без нее ребята, повар, как без рук.
И становится вся пища невкусной вдруг
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы наверно догадались, ну конечно, это …
Подойдите к своим столам, присаживайтесь. Что мы сегодня будем исследовать, как вы думаете? Правильно, мы будем изучать соль и её свойства
Основная часть:
Воспитатель: Сначала я вам расскажу о соли. Соль - один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря, океаны и соляные озёра. Добытая, там соль называется морская.. Есть каменная соль. Ее месторождение находиться высоко в горах. Очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Дома у каждого из вас есть поваренная соль.. В далёком прошлом соль добывали вручную.. Соль очень высоко ценилась. Солью расплачивались вместо денег. В настоящее время соль добывают с помощью машин. Теперь мы приступим к экспериментам (познакомимся со свойствами соли)
Опыт № 1 : «Внешний вид».
Возьмите стакан с солью. Какого она цвета? (белого). Попробуйте посмотреть сквозь соль, видно что-нибудь? Значит соль… (непрозрачная) Вывод: соль белого цвета, непрозрачная.
Опыт №2 «Соль сыпучая, хрустит»
Насыпьте, пожалуйста, соль в тарелку. Что делает соль? (сыпется). Значит соль какая? (сыпучая). А теперь надавите на неё ложкой. Что вы слышите? (хруст). Похоже на хруст снега в морозный день. Как вы думаете, почему соль хрустит? (потому что кристаллики соли трутся друг о друга).
Вывод: Соль сыпучая, она, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст.
Опыт №3 «Есть ли у соли запах и вкус»
Наберите в ложечки немного соли и понюхайте. Имеет ли запах соль? (нет) Теперь попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой? (соленый)
Вывод: У соли есть вкус, но нет запаха.
Опыт №4. «Соль растворяется в воде»
Перед вами стоят стаканчики с жидкостью. Предлагаю вам попробовать и ответить, что за вещество у вас в стаканчике (Дети пробуют воду). Что вы попробовали? (Воду) Имеет ли она вкус? (нет). Теперь возьмем одну ложку соли и положим в стакан с водой, хорошенько размешаем. Смотрим, что произошло? (соль растворилась) Пробуем на вкус, какой стала вода? (соленой). А какой была? (без вкуса, пресной).
Вывод: Соль растворяется в воде, делает воду солёной.
Опыт №5. «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности»
Перед воспитателем в миске лежат 2 картофелины и стоят 2 банки с водой.
Сейчас я попрошу одного из вас помочь мне провести следующий опыт (позывает ребенка). Насыпь, пожалуйста, в одну банку с водой 3 столовые ложки соли и хорошо размешай. А теперь осторожно опустим картошку в банку и понаблюдаем. Что произошло? (в одной банке картофелина утонула, а у в другой нет). Может эта картофелина волшебная? Предлагаю променять картошку местами (воспитатель вынимает из одной банки и кладет её в другую). Посмотрите, теперь она утонула. Как вы думаете почему в одной банке картофелина плавает, а в другой – тонет (дети делают вывод, что соль помогает держаться предметам на поверхности). Те, кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в речной. Морская вода держит нас на плаву. Значит, соленая вода что делает?
Вывод: соленая вода помогает предметам держаться на поверхности.
Опыт №6. «Соль растапливает лёд»
Перед детьми в миске лежат кусочки льда.
Ребята, мы говорили, что солью посыпают дорожки зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда. Один кусочек льда оставьте, а другой посыпьте солью и прислушайтесь, что происходит (соль начинает трещать). Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и поиграем.
Если услышите продукт, который солят – нужно присесть. Если нет – нужно встать.
Малоподвижная игра «Солят – не солят».
Варенье
Чай
Борщ
Компот
Кисель
Вареная картошка
Мармелад
Шоколад
Котлеты
Винегрет
Мороженое
А теперь посмотрим, что случилось со льдом, который мы посыпали солью? Он почти растаял, а другой кусочек льда еще нет.
Вывод: соль помогает льду таять быстрее. Вот для чего посыпают дорожки солью. Слайд №9 - Для чего человеку нужна соль. Для приготовления пищи. Для консервирования овощей. Соль используют в народной медицине. Получается, соль очень полезное вещество. А как вы думаете, много соли есть полезно или вредно? (ответы детей) - Правильно, много соли, как и сахара, есть вредно. Если суп пересолить он станет невкусным, во всём нужна мера Животным, как и человеку соль необходима для правильного пищеварения. Посмотрите, как животные любят соль. - Что они делают? (лижут соль). Поэтому такая соль называется лизунец. У нас на Руси есть старинный обычай встречать гостей хлебом –солью.
Рефлексия
Ребята, что вы сегодня исследовали? Что нового узнали?