Анна Касаткина
Опытно-эксперементальная деятельность в старшей группе (открытое занятие) «Свойство воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (старшая группа)
«Свойства воздуха»
Задачи:
1. Расширять представления детей о свойствах воздуха;
2. Дать знания детей о том, что воздух принимает форму предмета, в котором он находится; воздух находится в каждом живом организме;
3. Вовлекать детей в экспериментальную деятельность, учить анализировать,делать выводы, умозаключения и результаты экспериментирования отражать в мнемотаблице;
4. Развивать у детей связную речь посредством мнемотаблицы;
Публикация «Опытно-эксперементальная деятельность в старшей группе (открытое занятие) „Свойство воздуха“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
5. Активизировать речь детей с ловами: воздух, невидимый, прозрачный….
6. Обогащать словарный запас детей словами: лаборатория, эксперимент, исследования.
7. Воспитывать безопасное поведение при проведении экспериментальной деятельности.
Оборудование: поднос, одноразовый стакан, трубочка, ёмкость для воды,
резиновая игрушка, шары, бумажный веер, пакет, фартук, кепка (по колличеству детей); вентилятор, песочные часы, фонограмма песни.
Воспитатель МКДОУ «Детский сад №1»
Касаткина Анна Анатольевна.
В. : Здравствуйте ребята, я пришла к вам в гости, чтобы подарить вам своё тепло и познакомиться с вами. Давайте мы с вами поздороваемся и подарим тепло своих ладошек друг- другу и познакомимся. Меня зовут Анна Анатольевна (протягиваю ладошки, а как тебя зовут?
(Звучит фонограмма песни Вини-Пуха, раздаётся стук в дверь.)
-Ребята, кто это к нам пришёл? (выношу игрушка ВП)
-Здравствуй Вини-Пух, что-то у тебя песня не совсем радостная. У тебя что-то случилось?
ВП: Пятачок пригласил меня в гости. Добраться мне до него не на чем. У меня здесь в пакете много разных предметов, не знаю, что мне может помочь.
-Давай посмотрим что у тебя есть. ( высыпаем на поднос предметы из пакета: баночка, веер, колесо, сдутый шарик.)
-Ребята, давайте подумаем какие предметы помогут ВП добраться до Пятачка. (ответы детей)
-Может ты полетишь на шарике. Давай попробуем (подкидываю шарик, он падает) Он не летит. Ребята, как вы думаете, почему шарик не летит (ответы)
-Не расстраивайся ВП, мы с ребятами тебе обязательно поможем.
-Ну, что ж давайте подумаем, как решить эту проблему? (нужно надуть шарик) А чем мы его надуем (воздухом) А где мы найдем этот воздух. Он, что лежит на полке или продаётся в магазине?
ВП: А я даже и не знаю, что такое воздух. Расскажите мне.
-Ребята, чтобы нам узнать что- то интересное о воздухе, я предлагаю вам открыть мини-лабораторию. Вы согласны? Вини-Пух, мы приглашаем тебя с собой (ставлю игрушку на стульчик)
-Ребята, а кто работает в лаборатории? (исследователи, учёные) Чем они там занимаются (проводят опыты.) Исследователи записывают свои результаты опытов в тетради, компьютеры. А мы будем обозначать свои результаты, вот такими карточками-символами, которые помогут вам запомнить свойства воздуха. Из этих карточек, мы составим мнемотаблицу, по которой вы сможете рассказать о свойствах воздуха. Работая в лаборатории, нужно соблюдать правила безопасности. Как вы думаете, какие существуют правила?
-Чтобы, нам выглядеть как настоящие исследователи, я предлагаю вам надеть специальную форму.
(приглашаю детей к столам, предлагаю надеть шапочки и фартуки)
-Ну, что ребята, вы готовы к открытиям? Попытаемся ответить на главный вопрос ВП, что такое воздух, где его взять? Смотри и слушай внимательно ВП.
-Ребята, а как вы думаете, воздух нам нужен? (ответы) А где нам его взять? (он находиться вокруг нас) Но мы его не видим, почему? (он бесцветный)
Правильно, мы видим вокруг себя предметы, людей, значит это дно из свойств воздуха – бесцветный.
-Но всё же как нам доказать, что воздух все-таки вокруг нас? Вы хотите поймать воздух? Давайте попробуем поймать его ладошками. Не получается.
-Возьмите каждый по пакету, посмотрите есть в них что-то? Они пустые. А теперь взмахните пакетом и зажмите их. Что изменилось? (пакетики наполнились воздухом)В пакете какой воздух (невидимый)
-А теперь выпустите воздух из пакетов, что произошло? (пакет стал пустым)
-А почему? (в нем не осталось воздуха) Помещаем на доску два мнемоквадрата. Первый квадрат, обозначает, что воздух бесцветный. Второй квадрат обозначает, что воздух можно поймать. Что будет обозначать этот значок №1, Значок №2 (что воздух можно поймать) (собираю пакеты и приглашаю детей пройти за столы)
-Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат надувные игрушки. Возьмите их и потрогайте, надавите на них. Что вы чувствуете? (оно сжимаются и выпрямляются) А почему? (в них есть воздух.) Назовите предметы, в которых, по вашему мнению, находится воздух.
-Мы доказали ещё одно свойство воздуха – какое? Воздух принимает форму того предмета, в который он попал. У нас появился ещё один мнемоквадрат - 3
ВП: Так, так! теперь я знаю, что вокруг нас и в предметах, которые кажутся пустыми, есть воздух. А интересно, внутри меня есть воздух Я же тоже надавливаю себя и снова выпрямляюсь, посмотрите.
Ребята, как вы думаете, в наших организмах есть воздух?
-Ну, это мы сейчас проверим. Возьмите стаканчики с водой и подуйте в трубочку, опущенную в стакан. Что происходит? (пузырьки, вода бурлит) Это выходит воздух. Значит какой вывод можно сделать, ребята? (внутри человека есть воздух). Давайте обозначим наш вывод карточкой номер -4. Что обозначает этот мнемоквадрат?
ВП: А, я понял, почему я такой пухленький. Во мне есть воздух! Интересно, как он попал в меня? Меня, что надули?
-Ребята, как воздух попадает в человека? (через нос)
-Конечно, все люди дышат через нос. Давайте, покажем, как дышат наши носы. А чтобы нос хорошо дышал, необходимо делать дыхательную гимнастику.
Упражнение на дыхание (4-5р)
ВП: Когда мне воздух не нравиться, я вообще могу не дышать!
-Что ты ВП, без воздуха ты задохнёшься. Почему, ребята, ВП не сможет долго продержаться без воздуха?
-Правильно, всему живому на земле необходим воздух : людям, животным, растениям. Без воздуха они погибнуть!
-Посмотрите, это песочные часы, давайте попробуем зажать носик и не дышать. Вот видите, даже песок не пересыпался, в песочных часах, а мы не смогли без воздуха прожить даже минуты. Какой знак можно поместить на доску (без воздуха нет жизни-6)
- Что с тобой ВП, тебе плохо?
ВП: Что –то мне душно стало, не хорошо.
-Давай, я на тебя подую (обмахиваю веером) Тебе легче? Что ты чувствуешь?
-Ребята, помашите на себя веером, друг на друга, что вы чувствуете? (ветер)
-А как вы думаете. Что такое ветер?
-Я предлагаю вам, встать и подойти к этому предмету. Кто знает, что это за электрический прибор? Для чего он нужен (чтобы охлаждать воздух). Давайте посмотрим, как он работает. (включаю)
-Что вы чувствуете? Ветер-это движение воздуха. Он бывает сильным, слабым. Ощущали на себе ветер, находясь на улице? Когда воздух движется- получается, что? (ветер).
-Значит, какой можно сделать вывод. Воздух может перемещаться! Помещаем значок-7
-А, как мы можем узнать, есть на улице ветер или нет? (деревья качаются)
-Превратитесь в деревья, и покажите мне сильный ветер, тихий. (предлагаю пойти за столы)
ВП: Кажется, я все понял, нужно надуть шарик, выйти на улицу, там как раз дует ветер, и я смогу долететь до Пятачка. А если на моем пути встретиться река, шарик упадет в реку. Он что-утонет?
-А мы сейчас это проверим. Пододвиньте чашечки с водой. Положите в воду, предмет, в котором, как вы думаете, нет воздуха. (гайка) Что с ним произошло? (утонул) А теперь, положите предмет, в котором есть воздух. Что вы увидели? (он плавает) А почему он не тонет? (в нем есть воздух).
Какой можно сделать вывод – воздух легче воды, поэтому не тонет! Выставляем знак -8.
ВП: Ну, теперь я точно долечу. Только надо повторить все свойства воздуха.
-Ребята, давайте повторим, что обозначает каждый знак
-А кто может полностью рассказать о свойствах воздуха, по этим знакам (инд работа)
-Ну, что ВП, теперь ты можешь спокойно лететь к своему другу. У нас есть для тебя шары. Мы все для тебя надуем. Какая картинка соответствует тому что мы сейчас будем надувать шары Возьмите, ребят а шары. Как вы думаете, шариком можно воздух поймать?.(дети надувают шары) Давай, я тебя провожу. До свидания, ребята!
-Ну, а мы, ребята, закрываем свою лабораторию. Кем мы сегодня были? Чем мы занимались сегодня.? Давайте снимем фартуки, шапочки.
Включается фрагмент М/Ф
-А вот и наш ВП. На воздушном шарике.
-Ребята, я совсем забыла, у меня для вас сюрприз. В этом сундуке, находится доказательство одного из свойств воздуха. Как вы думаете, что там? (шары)
А почему они летают? (в них находится воздух)