МААМ-картинки

Опыт работы «Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Елена Вьюнышева
Опыт работы «Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка в младшем возрасте является формирование диалогической и монологической речи.

Публикация «Опыт работы „Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, используя опыт других педагогов, мы решили использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Что же такое мнемотехника?

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь (как наиболее масштабную задачу).

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинали свою работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходилаи к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Использование технологии "мнемотехника " в своей работе с детьми второй младшей группы мы начали совсем недавно, с октября месяца.

Сначала мы использовали готовые схемы других педагогов, адаптируя и изменяя их, и увидели эффективность этой технологии.

На первом этапе работы мы включили в совместную деятельность с детьми простейшие мнемоквадраты, благодаря им дети усвоили, что каждый предмет имеет название, научились рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать. Немного позже мы начали использовать мнемодорожки (несколько схематичных рисунков, расположенных линейно). По мнемодорожке "Расскажи о своей семье " дети учились составлять небольшие тематические рассказы.

Помимо организованной образовательной деятельности мнемодорожки помогают нам в режимных моментах: это например, схема одевания на прогулку в приёмной, схема правильного порядка мытья рук в умывальной комнате.

Сказка – неизменный спутник детства – играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – ведущим видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказок. С помощью мнемотаблиц ребенку легче устанавливать ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными героями.

В своей работе мы усовершенствовали картотеку подвижных игр: теперь помимо текста игры на другой стороне карточки дети могут увидеть небольшую мнемотаблицу (в довольно реалистичных, цветных картинках соответственно возрасту) и поиграть в выбранную игру с друзьями.

А также нами начато изготовление мнемотаблиц для разучивания потешек: к каждому слову или строке подобрали небольшие картинки. В планах разработка мнемотаблиц на тексты песен, так дети быстрее запоминают слова, точнее воспроизводят текст при исполнении и успешно пользуются ими в самостоятельной деятельности, мнемотаблиц для запоминания пальчиковых игр.

А с помощью других мнемотаблиц можно запомнить стишки, чистоговорки. При дальнейшей работе мы планируем использование образовательной технологии "мнемотехника" в воспитательно - образовательном процессе, в частности для развития связной речи, так как считаем это одним из важнейших моментов в подготовке детей к школьному обучению.

Как же работать с мнемотаблицами?

Рассмотрим на примере сказки «Теремок»

Занятие состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. Например (рассматриваем символы).

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. Например «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка - норушка, лягушка-квакушка, зайчик -побегайчик, лисичка – сестричка, волк – зубами щелк, затем пришел медведь. Он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился». При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах, или с помощью воспитателя (на более ранних этапах).

Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, мышка – серого цвета, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное (теплое) и другие образы.

Список литературы

1. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Т. В. Большева / Спб. ,2005 — 71с.

2. Давьщова, Т. Г., Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16.

3. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 декабря 2020 в 22:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Вьюнышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД