Елена Гудкова
Навыки эффективного взаимодействия детей и родителей посредством куклотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад – два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остаётся одной из приоритетных задач. Необходимо с момента прихода дошкольников в детский сад убедить родителей в том, что их роль в воспитательно – образовательном процессе очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а возможно и безрезультатны.
Публикация «Навыки эффективного взаимодействия детей и родителей посредством куклотерапии» размещена в разделах
- Куклотерапия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Семья выполняет важные социальные функции, передаёт язык, нравы, обычаи и традиции, духовные ценности своему ребёнку. Но в отличие от имеющих педагогическое образование воспитателей у мам и пап не всегда достаточно знаний и умений, чтобы установить правильные взаимоотношения с ребёнком, проявить должную заботу о гармоничном развитии его личности
В основной общеобразовательной программе дошкольного учреждения чётко обозначено, что родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует.
К сожалению, большинство современных родителей, безусловно, любящих своих детей, не всегда являются для них положительным примером. Нехватка времени на воспитание своего ребёнка приводит к тому, что они порой не замечают, как растёт малыш, не видят основного, а если время и появляется, то, как правило, воспитательный процесс сводится к элементарной выработке привычек – вставай, одевайся, быстро убери игрушки и т. д.
В результате значительно возросло количество детей с отклонениями в развитии эмоционально – волевой сферы, даёт существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов. Большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско - родительских отношений.
Как изменить такое положение?
Главной целью своей работы я ставлю: создание единого культурно- образовательного пространства «детский сад (группа) – семья», где главной ценностью является личность ребёнка и благополучная семья.
Приоритетные задачи: повышение психолого – педагогической культуры родителей; изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания; приобщение родителей к участию в жизни группы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
В своей работе я стараюсь использовать самые разнообразные формы работы с родителями.
Информационно – аналитическое направление: 1) Опросы. 2) Анкетирование (анкеты, выявляющие социальные факторы семейного воспитания, мнения родителей о степени открытости детского сада для семьи и доступности информации о жизни детей в группе; анкеты, выявляющие уровень физического, патриотического, экологического воспитания в семье; анкеты по итогам проведённых мероприятий). 3) беседы.
Наглядно – информационное направление : 1) Родительский уголок. 2) Папки- передвижки «Школа родителей» (с советами всех специалистов). 3) Памятки для родителей. 5) Групповые альбомы и компьютерные презентации «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днём».6) Фотомонтажи «Из жизни группы». 7) Фотовыставки «Моя мама лучше всех», «Папа, мама, я- дружная семья».8) День добрых дел.
Познавательное направление: 1) Родительские собрания. 2) Семинары – практикумы. 3) Мастер – классы. 4) Индивидуальные и групповые консультации. 5) Посиделки. 6) Родительский клуб «Карапуз».
Я хочу рассказать о семинаре – практикуме, который проходил под названием «Навыки эффективного взаимодействия детей и родителей посредством куклотерапии».
Цель семинара: приобщение родителей и детей к народной культуре через народную игрушку
В соответствии с целью были поставлены задачи:
Задачи: знакомить с историей народной куклы, выделяя ее достоинства; продолжать решать задачи духовного воспитания; социальной адаптации; включение в традиционную культуру общества с принятыми в нём ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах; знакомить приемами рукоделия.
Сегодня традиционная тряпичная кукла переживает подлинное возрождение. Но почему народная кукла оказалась жизненно стойкой, несмотря на конкуренцию с современными, продуманными до мелочей куклами? Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Ценность народной куклы – содержание в ней родовой информации. В этих куклах живёт память народа, поэтому современный ребёнок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. Ведь в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Являясь частью культуры всего человечества. Кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Чем же привлекает к себе народная игрушка современных детей?
Вы, возможно, замечали, что большие игрушки, натурально воспроизводящие человека или животного, пугают ребёнка. Одна из главных привлекательных черт народной игрушки как раз и состоит в её соразмерности ребёнку. Именно поэтому она выполняет главную свою функцию – приближает к ребёнку окружающий мир, позволяет говорить с этим миром на «ты», помогает самоутверждению.
Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Она всегда была проста и незамысловата, и приёмы её изготовления были легко усваиваемы детьми, порою игрушки были невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием.
Народная игрушка неподвластна моде. Как любое произведение искусства, она – часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка – одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка – всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.
Какие игровые куклы были раньше? Как они менялись с возрастом детей?
Кукла «Кувадка»
В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на этих маленьких куколок и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца
Кукла «Пеленашка»
Для новорожденных матерью делалась кукла младенчик-пеленашка, обычно семь штук. Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони.
Колыбельная кукла «Бабочка»
Простейшая традиционная тряпичная кукла. Куклу «Бабочку» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети, сёстры и братья. Как правило, делали «Бабочку» из однотонной ткани.
С ростом ребёнка и развитием его аналитического восприятия ему давали новую куклу – «Стригушку». Её делали из соломы. Скрученный соломенный жгут перевивали на месте шеи и талии. Надевали сарафан, украшали передником и головным убором. На голову привязывали лён, который заплетали в косу. Эта кукла лёгкая, подвижная, она может крутиться и падать, в то же время оставаться устойчивой. Она подвластна воле играющего. Её образ, подвижность позволяли ребёнку углублять свои познания бытовой жизни.
Кукла «Живуля»
Игровая кукла «Живуля» - этнографическая кукла Нижегородской области. При изготовлении этой куклы в ножки вставляли веточки ивы. Свежие ветки – гибкие и ножки легко сгибались, словно живые. Отсюда и пошло название куколок.
Кукла «Утешница»
Эта Утешница была самым сильным и верным средством от детских слез.
До поры до времени куколку прятали, и когда ребенок начинал плакать так, что его трудно было успокоить, ее доставали…Изумленное дитя в миг забывало про слезы и капризы.
Кукла «Крупеничка»
Девочек с 7 лет приучали к хозяйству. Простая на внешний вид куколка – «Крупеничка», но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий смысл. Кукла обязательно наполнялась зерном. Она являлась меркой для варки каши. Её делали размером с горшок, в котором варили кашу. До пояса – насыпалась каша, до шеи - наливалась вода, с рост куклы должно было получиться каши после варки. Кукла была неприкосновынным запасом на случай голода.
Кукла «Простоволоска»
Эту куклу шили девочки 7-8 лет. Это и есть образ такой девочки.
Сарафан у нее прямой, без украшений. Ручки не пришивали, а складывали ладошки и вставляли в рукава, которые привязывали к шее.
Как и саму рубаху. Волосы были распущены. На этой кукле девочки учились заплетать косу. Шили швом вперед иголку мелкими стежками.
Кукла на Выхвалку.
Девочки 10-12 лет должны были уметь делать таких кукол и хвалиться ими на празднике. Если кукла красивая, удачная, то девочку приглашали на посиделки. Менялся её статус.
Кукла “на выхвалку” являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. В некоторых местностях эти куклы имели своё название. Первая кукла – «простоволосая». Вторая – “кукла с косой’’. Третья – “молодуха’’. Четвёртая – “кукла нарядная’’, она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности. https://www.maam.ru/detskijsad/388629/newpost.html Кукла не рождается сама : ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Проводимая работа позволяет повысить психолого – педагогическую компетентность родителей в вопросах детско - родительских отношений, улучшить качество семейного воспитания, способствует расширению воспитательных возможностей семьи.
Детский смех, любовь и взаимоотношение в семье – лучшая награда и желанный результат моей профессиональной деятельности.