Получи документы

Навыки эффективного взаимодействия детей и родителей посредством куклотерапии

Елена Гудкова
Навыки эффективного взаимодействия детей и родителей посредством куклотерапии
▼ Скачать + Заказать документы

Семья и детский сад – два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остаётся одной из приоритетных задач. Необходимо с момента прихода дошкольников в детский сад убедить родителей в том, что их роль в воспитательно – образовательном процессе очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а возможно и безрезультатны.

Публикация «Навыки эффективного взаимодействия детей и родителей посредством куклотерапии» размещена в разделах

Семья выполняет важные социальные функции, передаёт язык, нравы, обычаи и традиции, духовные ценности своему ребёнку. Но в отличие от имеющих педагогическое образование воспитателей у мам и пап не всегда достаточно знаний и умений, чтобы установить правильные взаимоотношения с ребёнком, проявить должную заботу о гармоничном развитии его личности

В основной общеобразовательной программе дошкольного учреждения чётко обозначено, что родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует.

К сожалению, большинство современных родителей, безусловно, любящих своих детей, не всегда являются для них положительным примером. Нехватка времени на воспитание своего ребёнка приводит к тому, что они порой не замечают, как растёт малыш, не видят основного, а если время и появляется, то, как правило, воспитательный процесс сводится к элементарной выработке привычек – вставай, одевайся, быстро убери игрушки и т. д.

В результате значительно возросло количество детей с отклонениями в развитии эмоционально – волевой сферы, даёт существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов. Большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско - родительских отношений.

Как изменить такое положение?

Главной целью своей работы я ставлю: создание единого культурно- образовательного пространства «детский сад (группа) – семья», где главной ценностью является личность ребёнка и благополучная семья.

Приоритетные задачи: повышение психолого – педагогической культуры родителей; изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания; приобщение родителей к участию в жизни группы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

В своей работе я стараюсь использовать самые разнообразные формы работы с родителями.

Информационно – аналитическое направление: 1) Опросы. 2) Анкетирование (анкеты, выявляющие социальные факторы семейного воспитания, мнения родителей о степени открытости детского сада для семьи и доступности информации о жизни детей в группе; анкеты, выявляющие уровень физического, патриотического, экологического воспитания в семье; анкеты по итогам проведённых мероприятий). 3) беседы.

Наглядно – информационное направление : 1) Родительский уголок. 2) Папки- передвижки «Школа родителей» (с советами всех специалистов). 3) Памятки для родителей. 5) Групповые альбомы и компьютерные презентации «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днём».6) Фотомонтажи «Из жизни группы». 7) Фотовыставки «Моя мама лучше всех», «Папа, мама, я- дружная семья».8) День добрых дел.

Познавательное направление: 1) Родительские собрания. 2) Семинары – практикумы. 3) Мастер – классы. 4) Индивидуальные и групповые консультации. 5) Посиделки. 6) Родительский клуб «Карапуз».

Я хочу рассказать о семинаре – практикуме, который проходил под названием «Навыки эффективного взаимодействия детей и родителей посредством куклотерапии».

Цель семинара: приобщение родителей и детей к народной культуре через народную игрушку

В соответствии с целью были поставлены задачи:

Задачи: знакомить с историей народной куклы, выделяя ее достоинства; продолжать решать задачи духовного воспитания; социальной адаптации; включение в традиционную культуру общества с принятыми в нём ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах; знакомить приемами рукоделия.

Сегодня традиционная тряпичная кукла переживает подлинное возрождение. Но почему народная кукла оказалась жизненно стойкой, несмотря на конкуренцию с современными, продуманными до мелочей куклами? Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Ценность народной куклы – содержание в ней родовой информации. В этих куклах живёт память народа, поэтому современный ребёнок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. Ведь в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Являясь частью культуры всего человечества. Кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Чем же привлекает к себе народная игрушка современных детей?

Вы, возможно, замечали, что большие игрушки, натурально воспроизводящие человека или животного, пугают ребёнка. Одна из главных привлекательных черт народной игрушки как раз и состоит в её соразмерности ребёнку. Именно поэтому она выполняет главную свою функцию – приближает к ребёнку окружающий мир, позволяет говорить с этим миром на «ты», помогает самоутверждению.

Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Она всегда была проста и незамысловата, и приёмы её изготовления были легко усваиваемы детьми, порою игрушки были невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием.

Народная игрушка неподвластна моде. Как любое произведение искусства, она – часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка – одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка – всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.

Какие игровые куклы были раньше? Как они менялись с возрастом детей?

Кукла «Кувадка»

В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на этих маленьких куколок и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца

Кукла «Пеленашка»

Для новорожденных матерью делалась кукла младенчик-пеленашка, обычно семь штук. Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони.

Колыбельная кукла «Бабочка»

Простейшая традиционная тряпичная кукла. Куклу «Бабочку» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети, сёстры и братья. Как правило, делали «Бабочку» из однотонной ткани.

С ростом ребёнка и развитием его аналитического восприятия ему давали новую куклу – «Стригушку». Её делали из соломы. Скрученный соломенный жгут перевивали на месте шеи и талии. Надевали сарафан, украшали передником и головным убором. На голову привязывали лён, который заплетали в косу. Эта кукла лёгкая, подвижная, она может крутиться и падать, в то же время оставаться устойчивой. Она подвластна воле играющего. Её образ, подвижность позволяли ребёнку углублять свои познания бытовой жизни.

Кукла «Живуля»

Игровая кукла «Живуля» - этнографическая кукла Нижегородской области. При изготовлении этой куклы в ножки вставляли веточки ивы. Свежие ветки – гибкие и ножки легко сгибались, словно живые. Отсюда и пошло название куколок.

Кукла «Утешница»

Эта Утешница была самым сильным и верным средством от детских слез.

До поры до времени куколку прятали, и когда ребенок начинал плакать так, что его трудно было успокоить, ее доставали…Изумленное дитя в миг забывало про слезы и капризы.

Кукла «Крупеничка»

Девочек с 7 лет приучали к хозяйству. Простая на внешний вид куколка – «Крупеничка», но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий смысл. Кукла обязательно наполнялась зерном. Она являлась меркой для варки каши. Её делали размером с горшок, в котором варили кашу. До пояса – насыпалась каша, до шеи - наливалась вода, с рост куклы должно было получиться каши после варки. Кукла была неприкосновынным запасом на случай голода.

Кукла «Простоволоска»

Эту куклу шили девочки 7-8 лет. Это и есть образ такой девочки.

Сарафан у нее прямой, без украшений. Ручки не пришивали, а складывали ладошки и вставляли в рукава, которые привязывали к шее.

Как и саму рубаху. Волосы были распущены. На этой кукле девочки учились заплетать косу. Шили швом вперед иголку мелкими стежками.

Кукла на Выхвалку.

Девочки 10-12 лет должны были уметь делать таких кукол и хвалиться ими на празднике. Если кукла красивая, удачная, то девочку приглашали на посиделки. Менялся её статус.

Кукла “на выхвалку” являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. В некоторых местностях эти куклы имели своё название. Первая кукла – «простоволосая». Вторая – “кукла с косой’’. Третья – “молодуха’’. Четвёртая – “кукла нарядная’’, она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности. https://www.maam.ru/detskijsad/388629/newpost.html Кукла не рождается сама : ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Проводимая работа позволяет повысить психолого – педагогическую компетентность родителей в вопросах детско - родительских отношений, улучшить качество семейного воспитания, способствует расширению воспитательных возможностей семьи.

Детский смех, любовь и взаимоотношение в семье – лучшая награда и желанный результат моей профессиональной деятельности.

Публикации по теме:

Организация эффективного взаимодействия с родителями как одно из условий психолого-педагогической поддержки семьи Проблема эффективного взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в.

Формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания и взаимодействия с семьей Тема моего опыта работы: «Формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста через трудовое воспитание и взаимодействие с семьёй».

Из опыта работы: «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьёй» Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства.

Консультация для родителей «Формируем культурно-гигиенические навыки» Консультация для родителей «Формируем культурно — гигиенические навыки» Подготовила социальный педагог Елшанская Ю. Г. Для того, чтобы сформировать.

Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Особый ребенок – особое отношение Навыки самообслуживания.

Консультация для родителей «Как привить своему малышу навыки самообслуживания» Навыки самообслуживания детям начинают прививать в дошкольном возрасте – это соблюдение гигиенических правил, уход за одеждой, выполнение.

Родительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Тренинг для молодых педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Тренинг для молодых педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Ведущий: старший воспитатель Панюкова.

Тренинг для родителей дошкольников как средство эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей Взаимоотношения семьи и работников дошкольного образовательного учреждения должно строиться на сотрудничестве, взаимодействии и доверительном.

Занятие с элементами тренинга для родителей детей дошкольного возраста по развитию навыков эффективного общения с ребенком Тема: Как правильно общаться с ребенкомЦель: оптимизировать ресурсы для эффективного общения с ребенком. Задачи: 1. Развитие чувства принятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Навыки эффективного взаимодействия детей и родителей посредством куклотерапии
Опубликовано: 8 ноября 2015 в 20:38
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Навыки эффективного взаимодействия детей и родителей посредством куклотерапии» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гудкова (УИ 388347) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД