Люсьена Пассонен
Опыт в старшей группе «Почему пауки не попадают в свои сети»
Цель: сформировать представление о том, что в природе нет неинтересных, ненужных насекомых, увлечь детей маленьким, но интересным «миром», в котором живут эти крошечные существа.
Задачи: выяснить зачем пауку паутина и почему они не попадаются в свои сети.
Ход занятия:
Паутина – очень интересный материал. Нить из нее обладает огромной прочностью и эластичностью. Если бы паутинка была толщиной с карандаш, то такая веревка могла бы удержать самолет. В Южной Америке по паутине, раскинувшейся с одного края ущелья на другой, обезьяны переходят как по мосту. В Гвинее некоторые племена используют паутину как рыболовную сеть. А в Китае из нее ткали ткань, которую называли “ткань восточного моря”.
Публикация «Опыт в старшей группе „Почему пауки не попадают в свои сети“» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Пауки, паучки, паукообразные
- Старшая группа
- Темочки
Игра "Сплети паутину".
Первое задание:
Воспитатель: Ребята, сейчас, осенью, пауки особенно активно плетут паутину. Не только на сухих травах или в углу окна – нередко можно увидеть маленьких-паучков-путешественников, летящих на своих серебряных нитях в пронзительно синем осеннем небе. Постарайтесь на одной из картинок осенних прогулок найти несколько образцов разных паутинок. (Презентация).
Воспитатель:Мы нашли с вами такие виды паутин, как круговая, хаотичная, воронкообразная, одиночные нити и коконы. (Пролистывает слайды). Каждый из видов пауков обычно плетет паутину только своего типа. Поэтому, посчитав, сколько разных типов паутин вы нашли на определенном участке, вы сможете сказать, сколько видов пауков там живет.
Существует семь типов различных паутинных желез, а значит и семь типов паутинного волокна: два из них нужны при производстве нитей для прикрепления, а другие для перемещения, для герметизации добычи, для коконов, и для изготовления липких нитей. Но у большинства пауков присутствует обычно только два-три вида желез одновременно.
Сегодня нас будет интересовать только та паутина, которая липнет.
Из-за чего же паутина липнет?
Оказывается, если посмотреть на паутинку в микроскоп, то мы увидим, что это не просто нитка, а нитка, вся увешанная маленькими бисеринками – капельками клея. (Демонстрирует слайды паутины под микроскопом).
Если паутина вся покрыта капельками клея, то возникает вопрос, а почему сам паук не прилипает к ним?
Задание: "Липкая паутина" (понадобится обруч и скотч).
После выполнения задания, воспитатель предлагает детям найти способ перемещаться по этой сети, чтобы не прилипнуть к ней.
Воспитатель с помощью наводящих вопросов помогает детям прийти к правильному заключению. Дети предлагают свои варианты ответов : ходить на цыпочках, не касаться липких нитей и т. д.
Воспитатель: Примерно так и решал эту задачу паук. Кончики его лапок покрыты волосками, смазанными маслянистой жидкостью, благодаря чему капля клея сначала прилипает к ноге, но потом “стекает” назад. Кроме того, сами волоски уменьшают поверхность соприкосновения лапы с клеем: паук, действительно, “ходит на цыпочках”. И, вдобавок, паук в паутине старается передвигаться по радиальным линиям (идущим от центра, на которых нет или почти нет клея. Хотя и по круговым, покрытым клеем, он тоже может ходить.
Воспитатель предлагает детям это проверить, проведя опыт.
Опыт : На полученную паутину из скотча дети крепят игрушки насекомых, игрушки липнут. Лапки паука смазывают растительным маслом либо кремом. Дотрагиваются до скотча и видят, что паук не прилипает.
Вывод: у паука в лапках есть специальное масло. Поэтому даже если он ходит по липким полосам не попадается в свою паутину.
Воспитатель проводит анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей и предлагает отдохнуть и еще немного поиграть.
Игра "Быстрый паук"