Татьяна Кривоногова
Конструкт НОД в средней группе «Море»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт НОД в средней группе
Опыт развития эмоционально-чувственной сферы у дошкольников
В современной действительности, заботясь о физическом и интеллектуальном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного развития. При этом «развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» отмечено в ФГОС как одни из ведущих задач гармоничного развития ребенка.
Публикация «Конструкт НОД в средней группе „Море“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Неумение распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом приводит к возникновению конфликтов, внутриличностных проблем, таких как тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д. То есть, проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является актуальной.
Работа по развитию эмоциональной сферы должна быть целенаправленна и системна. Только в этом случае дошкольник учится понимать свои чувства и переживания других людей, различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению и адекватно на них реагировать. Таким образом, развитая эмоционально-чувственная сфера способствует социализации дошкольников, является залогом успешности будущего взрослого человека.
Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками, в процессе выполнения совместных трудовых занятий, в процессе коллективного творчества, в игре, насыщенной переживаниями. Во время непосредственно организованной деятельности дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием художественной литературы, музыки, изобразительного искусства.
Представляем вниманию конструкт НОД для средней группы.
Интеграция образовательных областей: Познание и художественно-эстетическое развитие. Ознакомление детей с окружающим миром непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника радостью нового открытия, сомнения, удивления. Кроме того, можно использовать такие приё мы:
• Художественное слово, выразительное чтение стихотворений педагогом позволяют моделировать эмоциональный фон, задавать настроение.
• Средства мультимедиа используются и для решения образовательных задач (новый материал в форме презентации или развивающего мультфильма, и для снятия психологического напряжения, и для выражения эмоций в танцевальных движениях.
• Сюрпризный момент позволяет вызывать искренний восторг и поддерживать интерес к деятельности;
• Рефлексия на разных этапах занятия – распознавание и проговаривание чувств и эмоций, возможность оценить ребёнком полученный опыт.
Важно помнить об эмоциональной нагрузке любого мероприятия и обеспечить серьезную подготовку для выражения искренней детской радости.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 31»
КОНСТРУКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕМА: «МОРЕ» (ПО МОТИВАМ СКАЗКИ А. С. ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»)
ТЕХНОЛОГИЯ: «ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЕ ПОГРУЖЕНИЕ»
Тема: «Море»
Технология: эмоционально-чувственное погружение
Возрастная группа : 4-5 лет
Форма НОД: развивающая
Форма организации: подгрупповая (8 воспитанников)
Средства :
Наглядные: мольберты, листы А4, гуашь (белая, черная, синяя, голубая, кисти, электрический плазменный шар Тесла, пульверизатор.
Мультимедийные: ноутбук, экран с проектором.
Литературные: загадка, сказка про море (По мотивам сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке», пальчиковая гимнастика.
Музыкальные: инструментальное сопровождение.
Цель: развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста через познание природы.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать у детей представления о явлениях природы.
2. Поддерживать в детях мотивации познания, созидания, общения, игры.
3. Формировать у детей умение выражать эмоции.
Развивающие:
1. Развивать зрительное и слуховое восприятие дошкольников.
2. Развивать внимание, память, мышление.
3. Развитие художественных способностей дошкольников.
Воспитательные:
1. Воспитывать положительное отношение детей к собственной деятельности, сотрудничеству с взрослыми и детьми, к результату.
2. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
1 этап (Установление эмоционального контакта)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, сегодня у нас гости, давайте по-здороваемся.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
-Для начала встанем в круг, сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришла Ксения Ан-дреевна, вместе с ней мы сегодня проведём очень увлекательно и интересно время.
(Звучит аудиозапись «Шум моря»)
Воспитатель: Ребята, а что же это у нас шумит?
Правильно! Молодцы! Это шумит море.
(Шум моря прекращается) Педагог вовлекает в совместную деятельность.
Обращает внимание на музыку.
Дети наблюдают за действием педагогов, подключают-ся к совместной деятельности, отвечают на вопросы.
2 этап (Мотивационный)
Воспитатель: Ребята, поможете мне отгадать загадку?
Плещут волны на просторе,
Берегов не видно в … .(море)
- Как вы догадались?
- Молодцы ребята!
Психолог: Ребята, я знаю одну интересную сказку, в которой рассказывается про старуху и море. Хотите ее послушать? (дети отвечают)
- Давайте тогда присядем. Педагог задаёт вопросы, стимулирующие мыслительные процессы, инициирует общее обсуждение.
Дети слушают, отгадывают предмет по описанию.
3 этап (Эмоциональное погружение)
Психолог: Жили-были старик со старухой. Однажды старик поймал рыбку, но не простую, а золотую.
Заговорила рыбка со стариком, попросила отпустить её. Пожалел старик рыбку, отпустил ее в тихое море. Вернулся старик домой и рассказал об этом чуде своей старухе-жене. Вздорная старуха заругала мужа и отправила его обратно, чтобы он выпросил у рыбки новое корыто.
Пришёл старик к синему морю и попросил у рыбки новое корыто. Получив корыто, старуха ещё больше заругалась, гневно выгнав старика к рыбке за новой избой. Синее море помутилось, но рыбка приплыла и пообещала выполнить желание старухи.
Вернувшись, старик увидел вместо избы «высокий терем», но жадная старуха пожелала быть «вольною царицей». Пришёл он к почерневшему морю, поклонился рыбке, и она сжалилась над стариком — пообещала сделать старуху царицей.
Вернулся старик и увидел вместо терема царские палаты, а старуха сидит в них царицей. Но и этого старухе мало было, захотела она владычицей морской стать.
Не осмелившись «поперёк слова молвить», старик отправился к морю, на котором разыгралась «чёрная буря». Позвал он золотую рыбку и рассказал ей о новом желании злой и жадной старухи. Ничего не ответила рыбка, «лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море».
Так и не дождался старик ответа, вернулся домой и увидел ветхую землянку, на её пороге — свою старуху, а перед ней — разбитое корыто.
(параллельно с рассказом сказки показ мультфильма про старуху и море)
Психолог: Ребята, понравилась вам сказка? Про кого она была? Что случилось с морем? А какая была старуха? А как вы поняли, что старуха была злая? А как вы поняли, что золотая рыбка рассердилась?
- Ребята, смотрите, какое у нас тут неспокойное темное море! А хотите показать, как злится море?
(Слайд с штормом+ звук грома)
- Давайте встанем на ножки и представим, какое море было злое – нахмурьте свои бровки, сожмите кулачки, потопаем ножками!
- Какие вы молодцы! Так хорошо показали, как злилось море! Рассказывает, демон-стрирует слайд-сказку под музыкальное сопровождение.
Педагог эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание, стимулирует любознательность, интерес.
Дети слушают, отвечают на вопросы, выражают различные эмоции, проявляют эмоциональный отклик на красоту природного явления.
4 этап (событие)
«Игра с тучкой» (игра «Скажи ласковое слово»)
Психолог: - Ой, ребята, смотрите, что у меня есть! Это тучка-злючка, которая появилась над злым черным разбушевавшимся морем. Когда море штормит, над ним появляются настоящие разряды молнии. Давайте сделаем так, чтобы наша тучка-злючка и море стали добрыми?
- Тучка, море. не злитесь, вы хорошие.
- Ой, смотрите, ребята, наша тучка становится добрее и море становится тише!
(Появляется слайд с серой тучкой и морем)
- Ребята, давайте скажем нашей тучке и морю как мож-но больше ласковых слов, и тогда она станет доброй, а вместе с ней и наше море станет тихим и спокойным!
(дети говорят ласковые слова и прикасаются ладо-шками, молнии исчезают)
(на экране появляется белая тучка и тихое спокойное море)
- Какие вы молодцы! У нас с вами все получилось!
Педагог задаёт вопросы стимулирующие процесс мышления, комментирует высказывания. Дети рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы. Играют в игру.
5 этап (Выражение эмоционального состояние в двига-тельной деятельности)
Динамическая игра «Спрячемся от волн»
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть в игру «Спря-чемся от волн»? А правила игры такие: пока музыка звучит, у нас ясный день, светит солнышко, тихое спо-койное море, но как только начался шторм, гроза, вы скорее прячетесь ко мне в домик!
(когда идет дождь, психолог брызгает водой рядом с детьми)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Присаживайтесь на стульчики.
(воспроизводится аудиозапись звуков грозы) Поощряет детей к действию, высказыванию.
Педагог вовлекает в совместную деятельность под музыкальное сопровождение. Дети осуществляют игровые действия.
6 этап (Проживание опыта. Перенос эмоционального состояния в продуктивную деятельность)
Психолог: Ребята, а вы бы хотели нарисовать море? Давайте, тогда закроем глаза и послушаем шум моря и представим, какого цвета будет ваше море. Какое оно у вас будет? Тихое, спокойное, а может оно немного разыгралось и стало синим или вдруг начался шторм и ваше море почернело, разбушевалось?
(раздаётся музыка погружения).
Психолог: Ребята, посмотрите (видео с изображением различных видов моря.) Интересно, какое море у вас получится? Вы же его представили?
- Подумали? Представили свое море?
Присаживайтесь за столы.
Воспитатель: Но для начала разомнем наши пальчики
- Волны плещут в океане (дети машут руками, изображая волны)
- Что нам чудиться в тумане (вытягивают руки вперёд)
- Это мачты кораблей (вытягивают руки вверх)
- Пусть плывут сюда скорей! (дети приветственно машут руками)
- Мы по берегу гуляем, моряков мы поджидаем (ходьба на месте)
- Ищем камушки в песке (наклон вперёд)
- И сжимаем в кулаке (сжимают кулак)
- Чтоб побольше их собрать, надо чаще приседать (приседание)
Воспитатель: Ребята, перед каждым из вас лежит лист, краски, возьмите кисти и нарисуйте море, которое вы представили. Приступим к работе.
Психолог: У каждого из вас получится свое море, у кого-то оно будет тихое, спокойное, а кто-то представил себе шторм, бурное, неспокойное море. Наблюдает за детьми во время выполнения зада-ния и оказывает помощь при необходимости.
Педагог поддерживает, комментирует работу детей. Самостоятельная творче-ская деятельность детей
(Во время работы детей звучит аудиозапись звука дождя)
7 этап (Рефлексия)
Психолог: Ребята, положите, пожалуйста, кисти. Посмотрите, какие у нас красивые моря получились!
- Что вам понравилось больше всего?
- Что было самым легким для вас?
- Что было самым сложным? Педагог обсуждает с детьми результаты работы, отмечает и публично поддерживает любые успехи детей, инициирует общее обсуждение. Дети выражают собственные суждения, проявляют уверенность в себе и своих возможностях
8 этап (Завершение. открытость НОД)
Психолог: Ребята, мне очень понравилось с вами сегодня играть и заниматься, большое спасибо.
Воспитатель: Но наше занятие подошло к концу. Давайте поблагодарим Ксению Андреевну за интересную сказку. Спасибо. Приходите к нам еще. а наши работы покажем друзьям и родителям и расскажем им сказку про море. вы согласны? Отлично! До свидания.