Елена Чебыкина
Конструкт урока «Вальс цветов»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт за практику «Волшебный мир цветов»
Конструкт занятия
Тема урока :
«Вальс цветов»
Цель: формировать способность подростков создавать образ цветка графическими средствами на основе композиционных приёмов (фрагментарность, ракурс, ритм, движение, загораживание) по мотивам творчества художницы Марни Вард.
Задачи:
(обуч) - актуализировать знания учащихся о роли цветов в жизни человека, творчестве художников, о видах и строении цветов;
Публикация «Конструкт урока „Вальс цветов“» размещена в разделах
- Цветы. Все о цветах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
– познакомить с характером цветочных мотивов в творчестве художников Антонио Джанильятти, Марни Вард и Мари Берк;
- совершенствовать умения анализа работ художников и учащихся;
- познакомить с приёмами и способами изображения цветов художницей Марни Вард посредством использования в творчестве композиционных закономерностей: фрагментарная композиция, масштаб изображения, контраст цветовой и тоновой, ритм, композиционный центр, ракурс изображения, группировка элементов.
(разв.) – развивать композиционные умения при составлении образа цветка;
(восп.) - воспитывать видение прекрасного, любовь к природе, Родине;
- воспитание способности к эмоциональному проживанию художественного образа;
- воспитывать интерес к творчеству художницы Марни Вард.
УУД
Личностные результаты:
воспитание уважительного отношения к творчеству художников, своему, так и других людей;
воспитание любви к природе, Родине;
воспитание готовности к отстаиванию своего идеала.
Регулятивные результаты:
организация учебно-познавательной деятельности учащегося, проходя по этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
Познавательные результаты:
познание окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации;
умение вступать в речевое общение.
Материалы и оборудование
Для учителя: проектор, фотографии с цветами, репродукция картин художницы.
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, наглядные, практические.
Функция учителя: ведущий, консультант, управляющий.
Педагогические технологии:
- проблемного обучения
- информационные
- личностно – ориентированная
Этапы урока Деятельность учителя Формирование УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на моём кружке «Волшебный мир цветов». Мы с вами окунёмся в незабываемое приключение по стране цветов, где познакомимся с необычным творчеством художников, изображающих цветы в увеличенном масштабном мире. На занятиях мы будем рисовать фрагменты цветов, группы и составлять пейзаж с цветами. Вспомним и повторим приёмы и средства композиции. А главное, все работы создадим своими руками, которые позже мы сможем подарить маме, бабушке или сестре.
Сегодня я проведу вас в сказочную страну цветов. Личностные
(Отработка навыков самостоятельной или групповой работы)
II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы Учитель: Какие же великолепные цветы! Мы столько много о них знаем, кто скажет, что такое цветок?
Ученик: Цветок – сложная система органов семенного размножения цветковых растений.
Учитель: Какую роль в жизни человека играют цветы?
Ученик: Цветы - они сопровождают людей всю жизнь. Начиная с древнейших времен, в особо важных и торжественных случаях цветами принято встречать и провожать. Цветы играли роль в войнах и пиршествах, служили украшением алтарей храмов, были охранителями домашнего очага. Практически с каждым цветком связано много легенд, исторических преданий: цветы наделяются особым смыслом, магическими и приворотными свойствами, каждый цветок приобретает собственный язык, так называемый «Язык цветов».
В наше время цветы популярны, мы приносим их на 1 сентября, в подарок учителям, в знак любви любимой женщине, девушке, для себя любимых ставим на окошко в вазы.
Учитель: Где в нашей жизни мы можем встретить цветы.
Ученик: В саду, лесу, на полянах, цветиках, дома, в прудах
Познавательные
( Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.)
Регулятивные
(Учиться работать по предложенному учителем плану)
Личностные
(Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач)
III. Целеполагание, построение проекта выхода из проблемы
Учитель: Вы знаете, что такое цветок и как он выглядит, давайте представим. Я включу музыку, буду вам рассказывать легенду о мальчике и цветке, живущем в саду. Ваша задача будет с закрытыми глазами представить эпизоды жизни, а потом рассказать, что вы почувствовали, поделиться своими эмоциями.
Герман Гессе
ИРИС
В весенние дни детства Ансельм бегал по зеленому саду. Среди других цветов у его матери был один цветок; он назывался сабельник, и Ансельм любил его больше всех. Мальчик прижимался щекой к его высоким светло-зеленым листьям, пробовал пальцами, какие у них острые концы, нюхал, втягивая воздух, его большие странные цветы и подолгу глядел в них.
Никогда не гасло в этом приветливом мире дружеское доверие, и если невзначай среди черных листьев плюща вновь начинали сверкать подснежники и первые птицы высоко взлетали в обновленную синюю высь, все было так, как будто ничто никуда не исчезало. Пока однажды, всякий раз неожиданно и всякий раз как должно, из стебля сабельника не выглядывал долгожданный, всегда одинаково синеватый кончик цветка.
Цветы сабельника шли с ним неразлучно сквозь все годы невинности, с каждым новым летом обновляясь и становясь богаче тайнами и трогательней. И у других цветов были уста, и другие цветы выдыхали свой аромат и свои думы и заманивали в свои медовые келейки пчел и жуков. Но голубая лилия стала мальчику милее и важнее всех прочих цветов, стала символом и примером всего заслуживающего раздумья и удивления. Когда он заглядывал в ее чашечку и, поглощенный, мысленно шел светлой тропою снов среди желтого причудливого кустарника к затененным сумерками недрам цветка, душа его заглядывала в те врата, где явление становится загадкой, а зрение - провиденьем. И ночью ему снилась иногда эта чашечка цветка, она отворялась перед ним, небывало огромная, как ворота небесного дворца, и он въезжал в нее на конях, влетал на лебедях, и вместе с ним тихо летел, и скакал, и скользил в прекрасную бездну весь мир, влекомый чарами, - туда, где всякое ожидание должно исполниться и всякое прозрение стать истиной.
Учитель: Так и чашечка ириса казалась маленькому Ансельму раскрывшимся тихим вопросом, навстречу которому устремлялась его душа, источая некое предчувствие блаженного ответа.
Вы догадались, что за цветок сабельник? - это ирис. Что вы почувствовали, когда мальчик прикасался к сабельнику? Какие цветы встречались в саду.
В каждом маленьком цветке, ощущается огромный мир прекрасный, чудесный, волшебный, загадочный. … И каждый человек видит в нём что - то своё. Что- то, что напоминает нам, может, счастливые моменты нашей жизни.
Познавательные
( Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.)
Коммуникативные ( Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника.)
IV. Реализация построенного проекта
Учитель: Во все времена художники изображали цветы дополняющие натюрморты, сюжетные композиции, исторические моменты. Проходят года, изменяется история, а цветы, как играли важную роль в жизни человека, так важны и посей день.
Работы художников, которые изображали цветы. Посмотрите внимательно на слайд, на занятиях кружка мы будем рисовать цветы и опираться на работы художников.
Виды композиций:
Фрагмент цветка (1 цветок);
Группа цветов;
Пейзаж с цветами.
Анализ работ художницы Марни Вард: (1 цветок)
Фрагментарная композиция
Увеличенный масштаб
Контраст тоновой (светлое на тёмном)
Цветовой контраст (жёлтый – фиолетовый; зелёный – красный; синий - оранжевый)
Ритм (лепестков, тоновых пятен, пестиков)
Центром композиции является сердцевина цветка, т. к. она выделяется контрастным жёлтым цветом.
Анализ работ художников Марни Вард и Антонио Джанильятти: (группа цветов)
Композиция группы цветов взята фрагментом, зафиксирован кадр из общей композиции;
Центром композиции является лилия, расположенная на первом плане. Она крупная, выделена цветом (яркая, контрастна с фоном синий – оранжевый, красны - зелёный, фрагментарная композиция. Остальные цветы уходят на 2 план, передают воздушность, свободу, жизнь;
Контраст тоновой (светлое на тёмном);
Группировка предметов (1 цветок – главный, на 2 плане – 4 цветка образовывают круг);
Ритм лепестков, цветков на 2 плане, пятен;
Равновесие выделяется за счёт большого цветка и 4 маленьких;
Золотое сечение (правая сторона тяжелее, темнее уходящая в лёгкие, невесомые голубоватые оттенки)
Цельность
Работа «Маки»
Композиция группы цветов взята фрагментом, зафиксирован кадр из общей композиции;
Центром композиции является мак, расположенная по середине, по центру, разделяющий формат пополам, выделяется тем, что является полураскрытым для нашего взгляда;
Контраст тоновой (тёмные цветы на светлом фоне);
Цветовой контраст (красные цветы мака – зелёная листва)
Группировка предметов (цветы образовывают перевёрнутую цифру 7);
Ритм пятен, вертикальных линий стебля с головками мака;
Равновесие выделяется за счёт линии проведённых от цветов. Начинают от нижнего правого края и вверх к левому, а потом поворот, не доходя до края верха;
Цельность
Анализ работ художницы Марни Вард: (пейзаж)
Цветовой контраст (красный – зелёный, жёлтое поле – фиолетовый дальний план)
Тоновой контраст (тёмные цветы на светлом фоне)
Группировка предметов (Эс – образная дорожка красных маков заводит нас в глубь пейзажа, петляя, заводя всё дальше)
Равновесие даётся за счёт цветов, которые как волны «набегают» на очередной утёс
Цельность (завершенность)
Учитель: На этом занятии мы подробно рассмотрим работы цветов Марни Вард. Её цветы, как вы заметили, огромны, восхитительны, затягивают нас в свою страну невиданного.
В своих работах она стремиться передать красоту и уникальность цветка через мельчайшие детали.
Посмотрите, какие цветы художница изображает?
Ученик: Её цветы крупные и яркие, увеличенные в масштабе выходящие за рамки картины. Увеличенный масштаб даёт нам шанс рассмотреть детали, а также почувствовать от увиденного эмоциональные и духовные связи с цветком.
Учитель: Давайте проанализируем её работы. Посмотрите на первую работу
Какой цветок изображён? - мак
Рассмотрим подробней с точки зрения композиции.
Для начала скажите, что такое композиция?
Ученик: Композиция (изобразительное искусство) — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.
Учитель: Молодцы! Посмотрите на работу и скажите, как расположен цветок?
Ученик: Цветок изображён не полностью, часть его отсутствует.
Учитель: Это называется фрагментарная композиция. По-другому, фрагмент – это кусочек внешней среды, более или менее случайный, «схваченный» и перенесённый в композицию. Фрагментарная композиция подразумевает целый мир, спрятанный за обрезом листа. С вами мы можем представить, что там спрятано таинственного.
Также вы можем заметить, что масштаб изображения увеличен. Цветок крупный, мы можем рассмотреть его подробно: сердцевину, пестики, тычинки, прожилки и лепестки. Явно выражен стебель цветка. Чтобы наш цветок не сливался с фоном и со стеблем, художница применила контраст.
Кто мне скажет, что такое контраст, какие виды бывают.
Ученик: Контраст – это какая-либо разница между частями изображения. На этой работе мы наблюдаем тоновой и цветовой контраст.
Цветовой контраст – это контраст, показывающий различие между цветом изображения (предметов); а также тоновый контраст – контраст, определяющий разницу между тонами.
Учитель: Тоновой контраст – светлый цветок на тёмном фоне. Цветовой контраст – зелёный стебель и красный цветок, синий фон и оранжевый цвет вокруг пестика.
В этой работе очень много оттенков и цвета, цветок нежного цвета, чтобы он не потерялся в пространстве, используется не только контраст, но и композиционный центр.
Ученик: Центр композиции, то есть то, что является главным, должно быть акцентировано.
Учитель: Взгляд человека в картине должен сначала попадать на композиционный центр. Это - то место, где будет наибольший контраст. Затем человеческий взгляд должен «ползать» по картине, находя все большие детали, рассматривая подробности. https://artvelsk.ru/basesCom2.html
Пестик с тычинками – это центр. Выделяется тем, что находится на контрасте тёмного и светлого.
Мы рассмотрели масштаб изображения, фрагментарную композицию, контрасты, композиционный центр, что же мы ещё забыли?
Ученик: Пятна цвета повторяются, изгибы лепестков.
Учитель: Молодцы что заметили, это называется ритм.
Расписывал ли художник керамику, резал ли деревянные изделия, шил ли иглой, стучал ли по наковальне – в основе всех этих процессов лежит «метр». Удар – время, удар – время… Элемент – пауза, элемент – пауза. Если ритм – это обязательно изменение или, можно сказать, движение, то повторение без изменения – «метр».
Как вы уже заметили, лепестки объединяются в группы, таким образом, цветок выглядит цельным, а не дроблённым.
Мы с вами проанализировали цветок, но кое - что упустили, догадайтесь, что же именно?
Ученик: На цветок мы смотрим не сверху, как обычно, а снизу.
Учитель: Действительно, ощущение даётся такое, как будто мы заглядываем к нему в глаза и просим «покажи личико», а оно краснеет от смущения…
(рассматривая эту работу, мы сравниваем с другими, на одном слайде – 1 закономерность) Коммуникативные (Уметь слушать и понимать высказывания собеседников)
Познавательные ( Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.)
V. Первичное закрепление материала
Учитель: Что бы нам всё выше сказанное закрепить, мне нужен 1 помощник, который поможет проанализировать следующий цветок.
Масштаб цветка;
Фрагментарная ли композиция;
Контраст цвета и тона;
Центр композиции;
Ритм;
Ракурс.
Познавательные
( Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.)
VI. Включение в систему знаний и повторение
Существует огромное количество видов тюльпанов, они отличаются по форме, размеру, количеству лепестков и окраске, редкие сорта удивляют необыкновенным видом и в них сложно узнать привычный для нас весенний цветок. Мы будем учиться рисовать тюльпаны обыкновенные.
Простые цветы на рисунке всегда можно превратить в сложные, добавив им особенных деталей: мелкие зубцы на кончиках лепестков, большее количество листиков, сделать интересный рельеф, дорисовать цветные пятна или полосы.
КОМПОНОВКА И ФОРМА ЦВЕТОВ
Первый шаг — компоновка цветков на листе бумаги. Старайтесь, чтобы цветы смотрели в разные стороны, не стояли слишком ровно и правильно;
Заключаем тюльпаны в простые геометрические формы:
• Бутон похож на вытянутый сплюснутый овал;
• Цветок, который начал раскрываться можно вписать в квадрат со скругленными краями;
• Более раскрытый цветок — похож на перевернутую трапецию;
• Тюльпан, который начинает отцветать — заключаем в форму похожую на треугольник;
• Полностью раскрытый цветок, который смотрит прямо на нас — вписываем в круг.
РИСУЕМ ЛЕПЕСТКИ ТЮЛЬПАНОВ
После того, как все размечено — начинаем превращать простые геометрические формы в красивые цветы. Рисуем лепестки.
В каждой из ранее намеченных геометрических форм стоит легко наметить овал, который показывает верный ракурс, насколько определенный цветок открыт. Также этот овал показывает высоту лепестков и не дает нам ошибиться в их размещении.
Лепестки тюльпана размещены в два ряда. Обычно, один верхний лепесток перекрывает два нижних. Чаще всего цветок состоит из 6-7 лепестков овальной формы. Иногда верхний край лепестка волнистый.
РИСУЕМ ЛИСТЬЯ И СТЕБЛИ ТЮЛЬПАНОВ
Рисуем зеленые листья и добавляем стеблям толщины.
Стебли имеют почти одинаковую толщину по всей длине. Они гибкие.
Обратите внимание на то, где и как крепится цветок и стебель. Особенно важно отметить это у цветка, который отвернулся назад.
Зеленые листья тюльпанов имеют достаточно простую форму. Кончики их вытянуты и заострены. Листья окутывают стебель, а не крепятся сбоку. Это очень красиво и важно правильно это показать.
ДОБАВЛЯЕМ ДЕТАЛИ
А сейчас самое интересное, добавим тени, складки, подчеркнем форму и изгибы листьев, нарисуем тычинки — в этом нам помогут легкие штрихи.
В глубине цветка, под лепестками, внутри зеленых листьев, на стеблях есть затененные и более темные участки. Чтобы показать затенение иногда достаточно добавить несколько штрихов карандашом. Штрихи обязательно должны ложится по той форме, которую вы пытаетесь подчеркнуть. Более нарочито можно заштриховать темный ободок вокруг тычинок.
Не перестарайтесь со штриховкой и тенями. Заканчивайте работу над рисунком тогда, когда вам все нравится.
VII. Самоанализ
Анализ работ:
- название (придумать необычное)
- что (не) получилось
- какие закономерности использовали
Рефлексия:
«Синквейн»
1строка – 1 сущ.
2строка – 2 прил.
3строка – 3 гл.
4строка – 4 слова выражающие личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту
5строка – 1 слово, характеризующее суть предмета.