Светлана Иванова
Роль здоровьесберегающих технологий в повышении эффективности образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ. МДОУ ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» П. ВОСТОЧНЫЙ
«Роль здоровьесберегающих
технологий в повышении
эффективности образовательного
процесса»
Педагогические чтения педагогов Тындинского района Подготовила воспитатель 1 квалификационной
категории Иванова С. С.
Март 2007 год
Темочки:
В настоящее время проблемы здоровья и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей и подростков. В детских садах используется большое количество инновационных технологий, вариативных и дополнительных программ. Объем познавательной информации постоянно увеличивается, из-за чего уплотняется сетка учебных занятий и растет доля умственной нагрузки в режиме дня.
Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Длительная чрезмерная учебная нагрузка может травмировать неок-репший организм ребенка и привести к негативным реакциям в состоянии здоровья детей. Отсюда одной из основных задач любого общеобразова-тельного учреждения, в том числе и детского сада является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, но и происходит ее дальнейшее развитие без ущерба для здоровья ребенка.
В связи с этим коллектив нашего детского сада поставил перед собой цель: создать оптимальные условия для правильного физического развития воспитанников и первоочередной задачей считают укрепление здоровья и снижение заболеваемости.
Большое значение для правильного развития дошкольника имеет качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду. Основа здоровой среды пребывания детей в дошкольном учреждении – это прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки в коллективе.
Существенное влияние на состояние работоспособности, активности; на самочувствие и здоровье детей оказывает воздушно-тепловой режим помещения, качественный состав воздуха, уровень освещенности, характер предметно-игровой среды.
Помещение группы постоянно проветривается, чтобы улучшить качественный состав воздуха. Проветривание проводится в отсутствии детей до 4-5 раз в день. При благоприятной погоде и в отсутствие ветра групповую комнату проветриваем и в присутствии детей. Сквозное проветривание проводим только в отсутствии детей 1-2 раза в день.
На состояние здоровья ребенка, его самочувствие, поведение, утомляемость оказывает влияние и бактериальная загрязненность воздуха в помещении, степень его загрязненности. Устранение этих негативных факторов обеспечивается также проветриванием.
Существенным условием охраны зрения детей, поддержания их работоспособности является полноценное освещение групповой комнаты дневным светом.
Доступ дневного света в помещение не должен ничем ограничиваться, поэтому на подоконнике не ставим комнатные растения, с развлетвленной листвой и высотой более 15 см вместе с подставкой. Поверхность подоконников свободна от посторонних предметов: книг, коробок, игрушек. Искусственное освещение, которое, как правило, используется в утренние часы в осенне-зимний период года соответствует гигиеническим требованиям.
Групповая комната не загромождена большим количеством мягкой мебели, крупногабаритными игрушками. Это способствует игровой и двигательной активности детей. Все предметы оборудования, пособия, игрушки – соответствуют нормативным медико-педагогическим и эстетическим требованиям, а также нормам безопасности, легко под-вергаются чистке.
В нашем детском саду созданы оптимальные условия для правильного физического развития. Имеется физкультурный зал, спортивные комплексы, спортивные уголки по группам. На территории детского сада оборудована физкультурная площадка. Зал оснащен необходимым оборудованием, спортинвентарем.
В детском саду отработана система физкультурно-оздоровительных мероприятий. Все проводится в системе.
Регулярно проводим физкультурные занятия (в традиционной и нетрадиционной формах, утреннюю гимнастику. Для повышения интереса утреннюю гимнастику проводим с использованием музыки, вводим элементы аэробики, ритмики. Используем нетрадиционные средства – «Веревочные косички», шишки, воздушные шары.
С целью профилактики, снижения заболеваемости детей проводим в группе закаливающие процедуры. Предпочтение отдаем контрастному воздушному закаливанию в сочетании с физическими упражнениями. Подъем детей после дневного сна проводим в игровой форме, используем элементы коррегирующей гимнастики, точечный массаж. Большое внимание уделяем профилактике плоскостопия. Для этого используется не только ребристая доска, но и массажная доска. Родители сшили детям подушечки – в них горох, фасоль и т. д. Проснулся ребенок, сделал гимнастику в постели, прошел по подушечкам, ребристой доске и массажной дорожке. Для закаливания применяется также и ходьба по солевым дорожкам, полоскание зева солевым и травяным настоем.
Для повышения общей сопротивляемости организма проводим под руководством медсестры витаминизацию организма. Большое внимание уделяем фитотерапии.
Проводим с детьми пальчиковую гимнастику. С ее помощью развивается мелкая моторика рук, а так как все проводится с проговариванием, то и речь.
Организованной двигательной активности отводится ежедневно не ме-нее 1,5-2 часов. Дети не утомляются, они бодры, жизнерадостны, т. к. со-держание этих форм отдыха строится на знакомом материале.
Большое место физкультурно-оздоровительной работе отводится в летний период. Летом жизнь детей переносится на открытый воздух, режим дня насыщается активной двигательной деятельностью. Это способствует укреплению здоровья, повышению адаптационных возможностей организма. Летом усиливается питание детей витаминной продукцией: даем соки, фрукты, овощи.
В осуществлении задачи воспитания здоровых, крепких, физически развитых детей детский сад работает в тесном контакте с родителями. В группе оформлены уголки для родителей, папки-передвижки, накоплен большой практический материал для проведения консультаций.
Особое внимание уделяем правильной методике проведения занятий. По данным физиологов и гигиенистов, благоприятная или неблагоприятная динамика умственной работоспособности в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми свидетельствует о тех сдвигах в функциональном состоянии ребенка, которые происходят под влиянием проводимых педагогических воздействий.
Длительная чрезмерная учебная нагрузка может травмировать неокрепший организм ребенка и привести к негативным реакциям в состоянии здоровья детей.
Исследования ученых недельной динамики умственной работоспособ-ности показали, что в целом прослеживается тенденция увеличения показателей продуктивности работы от понедельника к среде – четвергу с последующим их понижением в пятницу.
При анализе данных умственной работоспособности в течение дня выяснилось, что в группах старшего дошкольного возраста показатели коэффициента продуктивности после сна снижаются. Опираясь на эти данные была составлена сетка занятий.
Снижению учебной нагрузки способствует также введение интегриро-ванных занятий.
Продолжительность непрерывного внимания у детей 6-7 лет ограничивается в среднем 12-15 минутами. Существуют еще индивидуальные различия детей. Помимо этого, ребенок не может долго сохранять заданную позицию. Поэтому в учебном процессе придается большое значение использованию малых форм активного отдыха и психологической разгрузки.
В связи с этим регулярно проводим физкультминутки (в форме разнообразных комплексов физических упражнений с выходом из-за столов). По мере необходимости используем на занятиях минутки здоровья в виде :
1. комплексов упражнений для снятия напряжения мышц спины, шеи, глаз, сидя или стоя за столами;
2. массажа рук;
3. пальчиковой гимнастики;
4. дыхательной гимнастики.
В процессе занятий проводим двигательные разрядки длительностью 3-5 минут в виде игр, содержание которых подбираем в соответствии с программным содержанием, занятиями – подвижные игры средней интенсивности, танцевальные движения.
Для эмоционально-психологической разгрузки используем: музыку в процессе занятий, во время засыпания и пробуждения детей. Это способствует снятию психоэмоционального напряжения, коррекции настроения и отдельных черт характера детей.
Особое значение для детей имеет организующий момент перед началом занятий. Чтобы настроить детей на предстоящую умственную деятельность и активизировать интерес к занятиям, используем комплексы дыхательной и пальчиковой гимнастики, упражнения на внимание.
Внедрение комплекса здоровьесберегающих воздействий в воспита-тельно-образовательный процесс, проведение системы оздоровления детей, включающей лечебно-профилактическую (фитотерапия, витаминопрофилактика, закаливающие мероприятия, точечный массаж) и физкультурно-оздоровительную работу позволило добиться положительных результатов по укреплению здоровья детей и снижению заболеваемости. Так, число часто болеющих детей заметно уменьшился, а процент простудных заболеваний снизился. Возросла физическая подготовленность детей.