Елена Шарапова
Использование ИКТ как средства повышения эффективности логопедической работы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы наблюдается увеличение числа детей, нуждающихся в коррекции речи. Ребенок, имеющий трудности речевого развития не является успешным. У такого ребенка снижается самооценка, он теряет уверенность в своих силах. Беспомощность в обучении проявляется и в снижении интереса и в нарастании психического и физического напряжения. Возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращают утомление, поддерживают у детей с различными нарушениями речи интерес, познавательную активность, повышают эффективность коррекционной работы.
Публикация «Использование ИКТ как средства повышения эффективности логопедической работы в детском саду» размещена в разделах
Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.
Основные направления использования ПК в логопедической работе
ПК использую по следующим основным направлениям:
• заполнение логопедической документации и отслеживание результативности логоработы;
• изготовление печатного информационного, консультативного, раздаточного материала для воспитанников, родителей и педагогов;
• создание презентаций к логопедическим занятиям, выступлениям, консультациям;
• использование развивающих компьютерных программ.
Медиаресурсы, используемые на логопедических занятиях
• Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры» www.ljgopunkt.ru
• Баба Яга учится читать», Медиахауз, 2003 г.
• Логопедический тренажер «Дельфа 142.1»
• «Букварь», ООО «Мультимедийные образовательные системы», 2005 г.
• Компьютерная программа «Картина мира». Институт Коррекционной педагогики РАО,2002г.
• Азбука малышка. Развивающий мультфильм Сергея Зарева.
• Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно», ООО «Новый диск», 2008 г.
• Авторские презентации логопедических занятий
Использование в коррекционно-образовательном процессе специализированной компьютерных технологий способствует коррекции, формированию и развитию:
длительности и силы речевого выдоха;
громкости (интенсивности) и тембра голоса;
темпоритмической организации речи;
интонационной выразительности речи;
четкости и разборчивости речи;
эфферентного и афферентного звеньев речевой системы;
неречевого слухового гнозиса;
речевого слухового гнозиса;
звукового анализа и синтеза; структуры значения слова;
лексических связей слов;
грамматического значения слова;
коммуникативных навыков детей
Наиболее широкое применение в моей практике нашла компьютерная программа Power Point, которая позволяет создать презентации к консультациям, семинарам-практикумам, фронтальным занятиям с детьми.
Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
Применение развивающих программ на логопедических занятиях дает положительные результаты:
• вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой;
• активизирует познавательную и мыслительную деятельность ;
• тренирует память, внимание и сообразительность; способствует общему развитию ребенка;
• тренирует навык правильного написания букв;
• помогает детям с недоразвитием речи осмыслить, усвоить такие понятия, как «звук», «слово», «слог»;
• способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова, овладению навыками чтения;
• учит составлять предложения из отдельных слов;
• у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов;
• дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность;
• у ребёнка повышается мотивация в трудной для него работе. Он получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.
Эффективное коррекционно-развивающее обучение детей с речевыми недостатками с использованием ИКТ обеспечивает :
• активизацию познавательной деятельности,
• повышение уровня их умственного и речевого развития,
• коррекцию недостатков эмоционально-личностного и речевого развития: нормализацию звуковой стороны речи, обогащение словаря, нормализацию грамматического оформления связной речи.
Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5-10 минут, в зависимости от возраста ребенка и степени истощаемости его нервной системы.
Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.
Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно. Никакой самый лучший компьютер не может заменить живого общения педагога с ребёнком. Только дополняя друг друга, логопед и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии позволяют сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывают новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. При этом результативность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.