Анджела Нешкарультына
Закаливающие мероприятия с детьми раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сильный, но не закаленный человек подобен крепости с толстыми стенами, в которой забыли поставить ворота» гласит народная мудрость.
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей.
На сегодняшний день наиболее актуальными в деятельности любого ДО являются вопросы физкультурно-оздоровительной работы, основная задача которой — способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития ребенка, развитию двигательной активности. И начинать эту работу следует с детьми раннего возраста, т. к. фундамент здоровья человека закладывается уже в раннем детстве.
Публикация «Закаливающие мероприятия с детьми раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
Одним из важнейших аспектов физкультурно-оздоровительной работы ДО является закаливание детей. Закаливание является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.
Основная цель закаливания – повышение сопротивляемости организма ребенка к неблагоприятным факторам окружающей среды. Это значительно снижает частоту заболеваний, ведь закаленным детям не страшны ни сильные ветра, ни перепады температуры, ни переохлаждение. Подготовленный организм готов дать отпор простуде! Закаливание улучшает работу внутренних органов, способствует развитию мышц, активизирует процессы обмена веществ, укрепляет нервную систему.
В своей работе я большую часть уделяю оздоровлению детей, через закаливание. Которое включает в себя регулярность выполнения процедур т. е каждый день дети ходят босиком по ребристой и солевой дорожке,принимают воздушные ванны и ежедневные прогулки в любое время года. Все процедуры проводятся в форме игры. Эффект закаливания лишь усилится, если малышу будет нравиться этот процесс. Беру на вооружение все, что любят малыши, – игрушки, стишки, песенки, картинки.
Например: "Большие ноги"
Большие ноги шли по дороге:
ТО-О-О-П, ТО-О-О-П, ТО-О-О-П.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
-"Ножки,ножки"
Ножки,ножки,
бегите по дорожке,
Нарвите горошка
полное лукошко. и т. п.
Так же использую бросовый материал (камушки, дощечки, веточки, крышки различной величины, пробки т. п.)
Поэтому я создала в группе такую здоровьесберегающую среду, которая способствует гармоничному и всестороннему развитию детей, и, вместе с тем обеспечит им возможность сохранения и приумножения здоровья. Использую здоровье сберегающие технологии
• Закаливающее дыхание (дыхательная гимнастика)
• Сон без маек (с учетом температуры воздуха в группе и пожеланиями родителей) .
• Взбадривающая гимнастика (гимнастика пробуждения)
• Дыхательная гимнастика до и после сна.
• Хождение босиком до и после сна.
• Умывание холодной водой.
• Игры с водой
• Подвижные игры на прогулке. И т. п.
Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, я соблюдала основные принципы:
• Постепенность
Первые закаливающие процедуры должны вызывать минимальные изменения в организме и, лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать.
• Последовательность.
К последующим процедурам можно переходить после того, как ребёнок привык к предыдущим. Например, к водным и солнечным процедурам следует переходить после привыкания ребёнка к воздушным.
• Систематичность.
Нельзя прерывать процедуры, так как исчезают приспособительные механизмы, которые вырабатываются в организме в процессе закаливания.
• Комплексность.
Специальные закаливающие процедуры не дадут нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребёнка, направленными на укрепление его организма. Это утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки на свежем воздухе.
• Учёт индивидуальных особенностей детей.
Учёт эмоционального состояния ребёнка.
Если проанализировать работу по развитию двигательной активности в нашей группе можно отметить положительные изменения:возрос интерес детей к разным видам упражнений, повысилась двигательная активность детей, разнообразилась игровая деятельность; двигательная активность стала более целенаправленной,малоподвижные дети стали более активными и самостоятельными, у них появился интерес к игровым упражнениям разной интенсивности, уверенность в своих действиях и желание участвовать в коллективных подвижных играх; гиперактивные дети стали более уравновешенными, спокойными.
У них появилось устойчивое внимание, позволяющее быстрее воспринимать двигательные задания и выполнять их более качественно.
Дети стремятся к организации различных игр, к общению друг с другом. Они пытаются самостоятельно выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего результата.