Марина Юрченко
Опыт работы «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников»
«Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности
дошкольников».
Ментальная арифметика - это программа развития умственных способностей и
творческого потенциала с помощью арифметических вычислений. Доказано, что в
возрасте с 4 лет мозг детей наиболее пластичен, и не привязан не к каким шаблонам,
поэтому обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период.
Во время занятий ментальной арифметикой, ребенок все время вовлечен в активную
Публикация «Опыт работы „Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников“» размещена в разделах
деятельность. Задачи представлены в виде игры, и часть занятия уделяется счету, а часть творческим заданиям для развития внимания, памяти, мышления, логики.
Ментальная арифметика способна развить умственные способности ребенка
настолько, что любые арифметические задачи станут для него простым и быстрым вычислением в уме.
Без чего не может существовать ментальная арифметика.
Ментальная арифметика неразрывно связана с абакусом. Внешне счеты выглядят как
рамка прямоугольной формы, с вертикальными спицами, разделенный горизонтальной
планкой. На каждой спице косточки- 1 вверху (небесная косточка) и 4 внизу (земные). Свою работу с детьми я начала с того,
что познакомила их с первым столбиком абакуса, где живут единички и рассказала, что
работают на абакусе сразу двумя руками, для этого используют упражнение «Крабик».
«Для чего нужна ментальная арифметика?»
Сейчас ментальная арифметика является одной
из самых
перспективных методик детского образования. Известно, что у человека правое полушарие отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое за логику.
Работая левой рукой, мы включаем правое полушарие, работая правой рукой - левое.
А задачей ментальной арифметики является задействовать весь мозг в
образовательном процессе. Дети учатся рисовать и штриховать, проходить лабиринты
используя в работе обе руки.
Обучения ментальной арифметики условно состоит из 2 этапов.
На первом этапе дети осваивают технику счета на косточках используя для этих
операций сразу две руки. Включение в процесс счета обоих полушарий мозга
обеспечивает быстрое выполнение и запоминание действий. На втором этапе дети переходят к счету в уме. Они мысленно представляют перед собой счеты, и с каждым
занятием происходит ослабление привязки к абакусу.
Главной целью ментальной арифметики является :
. Концентрация внимания.
. Развитие фотографической памяти.
• Развитие творческого мышления, логики, воображения.
Актуальность опыта- заключается в использовании новых форм обучения счёту и арифметическим действиям с помощью специальных счет – абакус.
В практике можно использовать различные упражнения.
1. Мозговая гимнастика-упражнения, которая активизирует полноценную работу левого
и правого полушария. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию
информации.
2. Кинезнологические упражнения, улучшают мыслительную деятельность,/ повышают
стрессоустойчивость, способствуют самоконтролю. («-ухо - нос - хлопок») Развивает
моторику и тактильные ощущения. («Колечко», «Кулак - ребро - ладонь», «Лезгинка»).
3. Лабиринты.
Способствует развитию
логического
и пространственного мышления, учат ребенка анализировать, развивает внимание.
4. Головоломки. Все эти упражнения активизируют полноценную работу всего мозга.
Элементы ментальной арифметики, можно использовать во многих образовательных
областях:
• В Познавательном развитии (счет, логические задачи)
• В Художественно -эстетическом развитии (штрихование, рисование 2 руками).
• В Физическом развитии (кинезиологические упражнения).
• В Социально-коммуникативном развитии (игры «Колумбово яйцо», «танграм).
• В Речевом развитии
• В свободной деятельности.