Натали Данилова
Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Актуальность данного проекта: - развитие познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка. Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, воспитателей и родителей.
Публикация «Опыт работы „Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Этот вид деятельности:
-формирует и способствует развитию познавательных интересов детей, расширению кругозора, любознательности и познавательной мотивации, развитию воображения и творческой активности. Первичные представления об объектах окружающего мира, и их свойствах. Повышению умственных способностей детей.
Новизной данного опыта является
Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведение игр - эсперементирования с детьми.
Задачи проекта:
1. Организовать предметно-развивающую среду.
2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
3. Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.
ЦЕЛЬ:
Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи для родителей
1. повышение педагогической компетентности в вопросах организации и проведение исследовательской деятельности;
2. повышение вовлеченности родителей в воспитательно- образовательный процесс.
Предполагаемые результаты для детей:
В связи с поставленными задачами предполагаются следующие результаты:
• умение слушать;
• умение обратиться к взрослому с вопросом;
• умение ребенка отвечать на вопросы;
• умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;
• умение обрабатывать собранный материал.
Формируется и развивается умение работать в команде над созданием совместных проектов.
Развиваются творческие способности, мелкая моторика, воображение,речь память, расширяется кругозор.
Методы достижения поставленных целей и задач.
Использование методов исследовательского обучения будет эффективным при реализации следующих условий.
Условия:
1. При выявлении результатов диагностирования детей и выяснении условий для проведения исследовательской деятельности.
2. При системном внедрении методов исследовательского обучения в образовательную и свободную деятельность детей.
3. При развитии у детей интереса к поисковой активности.
Методы и технологии в работе с детьми:
• Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации).
• Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).
• Практический (использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы).
• Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
Способы и направления поддержки детской инициативы:
(Отражение учета ФГОС)
• Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
• Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
• Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинства, недостатков.
• Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей.
Использование здоровьесберегающих технологий:
• Артикуляционная гимнастика
• Пальчиковая гимнастика
• Гимнастика для глаз
• Элементы самомассажа.
Методы активации родителей.
• Вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом.
• Анкетирование.
• Консультации.
• Обращение к опыту родителей (изготовление игрушек, поделок из различного материала.).
• Привлечение к совместной деятельности (Совместное экспериментирование).
Взаимодействия с сотрудниками ДОУ:
• Участие в стажировочных площадках с целью обмена опытом.
• Проведение консультаций;
• Проведение индивидуальных консультаций по разделу нравственно-патриотического воспитания.
Условия реализации
• Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
• Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
• Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
• Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Этапы работы
Первый этап подготовительный Изучение, обобщение методической литературы по темам экспериментирования. Продумывание, проблемы и игровой ситуации.
Разработка перспективного планирования по теме проекта
Организация предметно-пространственной среды.
Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
Второй этап основной Знакомство детей с терминологией.
Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности
Реализация проекта, в соответствии с перспективным планом.
Организация самостоятельной и совместной игровой –экспериментальной деятельности детей.
Информирование и привлечение родителей в совместную деятельность.
Третий этап творческий Определить эффективность проведенной работы
Провести анализ полученных результатов.
Ресурсы:
Информационные Учебно-методическая литература, интернет - ресурсы, детская литература
Материально-технические Компьютер, цифровой фотоаппара, уголок экспериментирования
Художественно-изобразительные средства Фотографии образцов, иллюстрации, изображения схематичных рисунков
Результат деятельности педагога Систематизация работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми в рамках ДОУ
Развитие познавательной активности, умений и навыков, личных качеств целеустремленности.
Активность родителей в реализации данного вида деятельности.