Получи документы

Экспериментально — исследовательская деятельность в организации работы по экологическому воспитанию

Татьяна Димова
Экспериментально — исследовательская деятельность в организации работы по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Публикация «Экспериментально — исследовательская деятельность в организации работы по экологическому воспитанию» размещена в разделах

Экологическое образование выступает необходимым условием формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек - окружающая среда», важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность, которая давно заняла прочное и основное место в высшей и средней школе.

Cледует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям.

Задачи:

Познавательные

• расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей

• формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

Развивающие:

• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

• Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

• Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

• Стимулировать желание детей экспериментировать.

• Формировать коммуникативные навыки.

К счастью, в последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. Не исключение и наш детский сад, где создаются все условия, для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Экспериментально – исследовательская деятельность в организации работы по экологическому воспитанию старших дошкольников.

Сколько радости и счастья приносят нам дети. Мы взрослые ими любуемся, гордимся – ведь это наше счастье, наше будущее. И, конечно, каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, чтобы все неисполненные мечты взрослых (родителей) были воплощены и исполнены у детей. И не каждый родитель задумывается о том, что здоровье и счастье детей во многом зависит от их самих. Ведь не только необходимо ребенка лелеять, одевать, кормить, любить. Этого очень и очень мало. Ребенку необходимо отдавать все свободное и не свободное время, с ним нужно беседовать, размышлять, учить ребенка рассуждать, думать, каждый день открывать что-то новое, учить ребенка удивляться, мыслить, чтобы он не был замкнутым, а мог умело высказать своё мнение, делиться своими чувствами, переживаниями.

На каждый вопрос ребенка Что? Как? Почему? Родители вместе с ребенком должны найти ответ? Поэтому, большое внимание я уделяю работе с родителями. Мы стараемся вместе с родителями помочь нашим детям быть здоровыми, красивыми, умными, думающими и рассудительными.

Почему экологическое воспитание? Я считаю, что любая продуктивная деятельность с детьми не может обойтись без исследований и экспериментов. И педагогическая деятельность у каждого педагога должна приносить удовлетворенность. И я была удовлетворена, когда вечером мама Насти Р. спросила: «А что вы сегодня открыли новое? А что вы сегодня исследовали?». Я полностью согласна с китайской пословицей, которая гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».

Как-то на березе мы с детьми увидели одинокий листок. Привожу вопросы к беседе: почему листок остался один, весело ему или грустно, какой листок? Получаю ответы: листок печальный, одинокий, он не смог упасть, потому что его держит веточка березки, он смотрит на нас и радуется тому, что мы его заметили. Читаю детям стихотворение:

Я видела чудо – одинокий листок

Дрожал на березке, упасть он не смог.

Дрожал и качался один –вот беда!

А деревья уже одевали снега.

Листочек остался один золотой

Он хочет увидеть просторы зимой

А ветер всё дует, а он всё дрожит

Как - будто, бы сверху он нам говорит:

«Остался один я, чтоб помнили все,

Что летом деревья сияют в листве»

Листочек от холода, ветра дрожит

Как - будто, березку он сторожит

Упасть бы я рад, только сила моя

В березке моей, что держит меня.

Интересно детям было узнать, как вода поступает к листьям. Провели с детьми опыт: побег комнатного растения поместили в воду, подкрашенную соком свеклы. Через некоторое время, разрезаем стебель побега и видим, что стебель побега окрашен в розовый цвет. Пришли к выводу: вода поступает к листьям вверх по стеблю.

Выращивали мы с детьми клубень картофеля в прозрачной емкости, данный опыт позволил детям увидеть, как растут корни, и как они взаимодействуют с частичками почвы. Весной, мы с детьми замачивали семена огурцов, тыквы, фасоли и гороха в прозрачной емкости. Через двое суток дети увидели, что у семян появился зачаток корня, который направлен вниз. Было интересно наблюдать, как у растения появляется корневая система.

Использую игру «Что прячется в семени?». Дети рассматривают семена, определяют, съедобные они, не съедобные для человека (подсолнечник, орехи, бобовые, птиц, животных. Почему они съедобные? Для чего они нужны? Все ли семена прорастают? Почему? (многие будут склеваны птицами, съедены животными). Рассматриваем с детьми размножение моркови и одуванчика. Семя летит. Почему семена полетели? Падает в землю. Что появляется первым корень, или стебель? Почему? (растению необходимо закрепиться в земле)

Провожу опыты. В одном горшке почва, в другом – песок. Высаживаем растение. Наблюдаем, выясняем, растение в почве более устойчивей, чем в песке. Приходим к выводу, что у растений сначала прорастает корень, потом стебелек. После рассматривания семян моркови, выясняем последовательность размножения. В дальнейшем, дети рисуют размножение моркови, как они это понимают.

Наблюдаемые явления, я с детьми фиксирую в дневнике природы, для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент, так как во время наблюдений в основном функционирует зрительная память, а при фиксации учувствуют и другие виды памяти: двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, я с детьми стараюсь, проанализировать данное явление, выделить главное. Все эти действия стимулируют развитие основных мыслительных операций. После опытов и исследований, даю детям задание: нарисовать как прорастает растение, как происходит размножение растений (моркови, одуванчиков). Во время художественной деятельности я применяю индивидуальный подход к детям. Это помогает учитывать многие факторы: желание ребенка заниматься, умение выполнять данное задание, способность впоследствии расшифровать зарисованное.

Наблюдали весной за веточками тополя и березы поставленной в воду. Измеряли появление первых листочков, и каково же было удивление детей, когда веточка тополя сначала выбросила длинные сережки, а только потом стали появляться липкие листики. Сравнивали листочки, чем они отличаются друг от друга. Ведь измерение в природе происходит почти всегда. Такие приборы: как часы, весы, термометр, секундомер, линейки – являются предметами измерений. Кто-то наблюдает за ростом животных, растений, а кто-то за ростом человека. Об этом, конечно, я тоже рассказываю детям.

Измерение – это одно из интереснейших методов изучения природы, которое детям очень нравится, развивает усидчивость, внимание. Развивает мыслительную деятельность ребенка, а также прививает и воспитывает любовь и интерес к природе.

Раздел живая природа включает в себя не только растительный, но и животный мир.

Круглый год, ежедневно мы с детьми наблюдаем. В летнее время у нас проходила тематическая неделя: «Путешествие в мир насекомых», проводились беседы, что дети знают о насекомых? Наблюдали за их повадками. Выясняли, чем отличается пчела от осы, шмеля? При наблюдении за насекомыми, помогают игры, подвижная игра: «Медведь и пчелы», хороводная: «Хоровод насекомых», игра – перевоплощение: «Если бы ты был бабочкой, гусеницей, пчелой…», подвижная игра: «Поймай комара», наблюдение и знакомство с лягушкой. В ходе наблюдений, помогает и разучивание стихотворений по методике: «Расскажи стихи руками». Это такие стихи: «Трудолюбивая пчела», «Лягушки – хохотушки» - где развивается память, моторика, умение ориентироваться в пространстве, речь, чувство ритма.

А как интересно детям знать, во что превращается гусеница? Поэтому дети с большим интересом наблюдают за гусеницей, чтобы увидеть чудо-превращение.

Конечно, наблюдение закрепляется рисованием. В работе помогают и игры – драматизации, по сказке: В. Бианки «Как муравьишка спешил домой».

Самые яркие наблюдения в природе мы записываем в дневник наблюдений. И каждое наблюдение закрепляется тем, что природу надо беречь. Что, бабочки полезные – они опыляют цветы, их надо охранять, без бабочек не будет цветов и ягод. Дети часто приводят примеры того, что родители в огороде травят букашку, убивают гусениц, ведь они поедают листья, травят мух, дети говорят: пчела плохая – она кусается. Поэтому, я объясняю детям, что гусеница вредна для растений, но гусеница – это стадия развития бабочки, значит, охраняя бабочек, невозможно в гусенице видеть вредное существо. Тараканы тоже вредны, они не только портят пищу, но и переносят возбудителей болезней. Но в природе, тараканы выполняют важную функцию – они уничтожают органические остатки. Кроме того, сами являются кормом для разных видов животных. Да, пчела кусается, больно, но какую пользу она приносит, ведь пчела вынужденно кусается, она защищает свое гнездо, детенышей. Поэтому, не трогай пчелу, и она тебя не укусит. Наблюдай за ней потихоньку, аккуратно, бесшумно, не мешай ей работать.

Во время наблюдений я объясняю детям, что человек вынужден брать на себя функцию регулирования численности некоторых видов, к которым относятся тараканы, колорадские жуки, моль, домовые мыши. И, конечно же, это только в той среде антропогенной, средой созданной человеком. А в естественной среде, вредных и полезных видов нет: они все необходимы для нормального функционирования любой экосистемы.

Экологическое воспитание дошкольников, основывается на систематических наблюдениях за объектами живой природы и их фиксации.

Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование, исследовательскую деятельность и подвижно-активную деятельность детей.

Результативность этих методов очень рациональна, способствует усвоению детьми конкретных сведениях о растениях, животных, позволяет успешно прививать им экологические навыки и удивительное отношение к окружающей среде, миру природы.

Вторым направлением моей работы по экспериментально – исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников, является «неживая природа».

Изменение агрегатных состояний воды – одна из самых увлекательных тем для дошкольников. Превращения льда в воду, воды – в пар и наоборот – очевидное чудо! Именно в понимании такого рода чудесных вещей и явлений происходит развитие мышления ребенка. Красота превращения воды в лед и пар не только в быстроте и видимости изменений, но и в том, что на глазах детей существенные характеристики объекта изменяются на противоположные: из холодного он становится горячим, из твердого – мягким, из непрозрачного – прозрачным.

На глобусе дети определяют: сколько воды на Земле? Где ее можно встретить? Для чего необходима вода? Есть ли вода в растениях и как это определить? (дольку яблока придавливают к белой полоске бумаги) Что мы видим? Есть ли в яблоке вода? (в картофеле, огурцах, помидорах и т. д.). делаем вывод, что вода есть в растениях.

А как определить, есть ли вода в человеке? Подносим зеркало ко рту. Выдох, и что мы видим – откуда взялся пар? Вода? Делаем вывод – вода есть в человеке, любом живом организме.

Дети сравнивают молоко и воду. Приходят к выводу, что молоко белое, а какой цвет имеет вода, затрудняются ответить. Проводим 2й опыт: опускаем в воду цветные линейки. Дети приходят к выводу, что вода прозрачная, что вода не имеет цвета.

Дети определяют запах воды, приходят к выводу, что природная вода не имеет запаха.

Проводим следующий опыт. А если добавить в воду варенье, или лимон? Вода приобретает запах. Вывод: значит, человек может изменить запах воды.

Имеет ли природная вода вкус? Дети пробуют воду. Вывод: природная вода не имеет вкуса. Дети пробуют воду с вареньем, лимоном. Определили, что вода приобрела вкус.

Природная вода не имеет формы. Но если ее налить в сосуд, то она приобретает форму сосуда. Опуская ложку в воду, дети определяют, что вода умеет течь, булькать, звенеть, капать и т. д.

Чтобы определить агрегатное состояние воды, я с детьми проводила опыты. Заранее подготовлено три стола с разным оборудованием.

Итак, первый опыт: садимся вокруг стола. На столе приготовлены пипетки, вода и волшебные карточки. По одной капельке капаю воду на карточки. Немного наклоняю карточку, что происходит? Капельки воды то соединяются, то опять растекаются. Спрашиваю детей: «А почему это происходит?» Вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Строим с детьми схему, где капельки соприкасаются друг с другом, как будто легонько взялись за руки. Дети за столом строят схему. Я выставляю свой образец на доску. Объясняю детям, что такое состояние воды называется жидким. Повторяем это все вместе.

Провожу следующий опыт.

Провожу детей ко второму столу. На столе стоит чайник. Я снимаю крышку. Что происходит? Дети определяют, что выделяется пар. Спрашиваю: «Почему из чайника выделяется пар?» Дети: Потому что в чайнике вскипятили воду. Я накрываю чайник стеклом, поднимаю стекло и на стекле мы видим капельки воды, как так получилось? Что стало с паром, во что он превратился? Дети определяют, что пар превратился в воду. Приходим к выводу, что пар это тоже вода. Но в паре расстояние между капельками больше, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Строю схему, где капельки отдельно друг от друга, как будто убегают друг от друга. Дети за столом строят схему. Я выставляю свой образец на доску. Объясняю детям, что такое состояние воды называется газообразным. Повторяем это слово все вместе. Конечно же, при проведении опытов, соблюдаем правила безопасности.

Ну и, наконец, третий опыт. Я приглашаю детей к третьему столу, посмотрим, что за сюрприз нас ожидает там. На столе лежат кубики льда и перчатки. Дети делятся на пары. Один из них надевает перчатку, и берет кубик льда, а второй берет кубик льда в голые руки. Ребята определяют, у кого из них лед растает быстрее? Быстрее тает лед, что в голых руках. Спрашиваю, почему так происходит? Дети: лед соприкасается с теплом рук и тает быстрее, а перчатки разъединяют тепло рук и холод льда, поэтому он тает медленно. «Но во что превратился лед, когда растаял?» «Кто мне может объяснить, как мы получили лед?» Дети: Налили в форму воду и поставили в холодильник. При низкой температуре вода замерзла и превратилась в твердый лед. Я объясняю детям, что в твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу, и двигаются очень медленно. Я изображаю схему, где капельки соединены друг с другом, как будто крепко накрепко держатся за руки. Дети за столом строят схему. Выставляю свой образец на доску. «Такое состояние воды называется твердым». Повторяем это слово все вместе.

Для закрепления материала, мною была придумана игра «Твердое, жидкое, газообразное». Дети стоят в кругу. По сигналу «жидкое», дети берутся за руки и идут по кругу. По сигналу «твердое» - плотно сжимаются друг к другу. По сигналу «газообразное» - танцуют.

В ходе непосредственно образовательной деятельности, провожу физминутки, которые детям очень нравятся. Например, капля - раз, капля - два, очень медленно сперва. (Хлопки руками на каждое слово)

Опыты с воздухом детям очень интересны. С большим удовольствием они надувают шары, пакеты – «ловят» воздух, определяют, где еще можно встретить сжатый воздух. Проводя исследования, дети думают и рассуждают, спорят и восхищаются, удивляются и радуются своим достижениям, новым открытиям. С детьми мы обсуждаем, что можно сделать, чтобы воздух был чистым (садить деревья, наводить порядок в помещении, протирать пыль, не разбрасывать мусор на природе и т. д.).

На непосредственно-образовательной деятельности «Наша планета – Земля» дети с рассматривают глобус. Им очень интересно потрогать его руками, повертеть вокруг оси. Почему он крутится? Как это происходит? Почему нашу планету называют «голубой»? и т. д. Дети выясняют, почему суша обозначена разным цветом: желтым, зеленым, коричневым. Дети обводят глобус рукой, выясняют, что нашу планету окружает воздух.

Земля огромный, круглый шар

И крыша – небо голубое.

Давайте рассмотрим природы дар,

И как нас освещает солнце золотое!

Давайте сравним дом природы

И дом, в котором мы живем.

И в этом доме и том,

Нас согревают светом и теплом.

В нашем доме – электричество,

А в природном солнце светит.

Тепла и света – большое количество.

А где же больше – кто ответит?

Конечно, солнечный свет намного сильней,

Но электричество тоже сила.

А что, скажите, важней?

И то, и другое необходимо.

Гармония в нашем доме,

С природой живем в ладу.

Чтобы каждый знал и помнил:

Нужно беречь природы красу.

Любят дети отгадывать загадки. Вот например, звезда огромный горячий шар и не подлетишь к ней на ракете, и Землю освещает, как фонарь. Что же это? Ответьте дети. – Конечно, же, это солнце!

Из пластилина мы лепили солнечную систему: Земля – голубая, Марс – красная планете, Венера – коричневая, Меркурий – серая, и желтое огромное Солнце. Сделали с детьми макет солнечной системы: Солнце в середине, а остальные планеты вращаются вокруг солнца. В конце занятия дети водили хоровод планет.

Ну и, конечно, без путешествий не обошлось. Но, чтобы полететь на планету Марс, нужна ракета. Ребята конструировали из бумаги ракету, трудились все, а потом наши ракеты полетели к нашим планетам.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты, чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют дошкольников думать, сопоставлять и делать выводы.

В моей практике во время проведения опытов, дети задают много вопросов, я считаю, что любознательность у детей – это норма, даже, один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы и тревожно, когда не задает. Каждый вопрос ребенка – это прекрасная возможность, научить его самому находить ответ.

Проводила с детьми уроки доброты: «Что, значит, быть добрым по отношению к природе, людям?» «Кого мы называем солнышком?» «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?» А в ходе этих бесед я выяснила, что детям очень интересно познавать окружающий мир, что дети любопытны и любознательны. Особенно при наблюдениях, экспериментах. На прогулке, подставив ухо к стволу дерева, дети слышат, как оно говорит, поет песню. Такие беседы я стараюсь проводить с хороводными играми, с различными музыкальными движениями. Детям очень нравится имитировать, подражать, создавать пантомиму растения или животного, это хорошо демонстрируется в игре: «Царство природы – замри!» называю детям жителя из царства живой или не живой природы, дети должны придумать, изобразить пантомиму этого жителя. Например: царство цветов, раз, два, три – царство цветов замри! Ой, какие красивые цветы! Это какой цветок? Дети называют свой придуманный или задуманный цветок. Раз, два, три – царство цветов отомри. В игре можно упоминать диких животных и домашних, царство птиц и насекомых, царство рек, морей и т. д. Игра «живая и не живая природа» (дерево, цветок, животные, птицы и т. д.). Если природа живая мы по кругу бежим, а если не живая (камень, вода, воздух) мы замрем и молчим. Использую в своей работе игры и упражнения : «хорошо – плохо», «нравится – не нравится», «красиво – не красиво», «волшебные человечки». Игры – небылицы – чего на свете не бывает? Например: ходить деревья не могут им мешают корни, заставляет детей задумываться, развивает мысль, воображение и даже фантазию. А игра: «Угадай правило», закрепляет пройденный материал, где ставится задача – описать поведение человека по отношению к природе и уметь объяснять действия. Например, муравейник надо беречь, нельзя подходить к гнездам (почему).

Любят дети тризовские игры и упражнения «Берегите природу», где подвожу детей к тому, что если человек исчезнет с Земли, природа не погибнет. А если другая часть природы исчезнет (рыбы, птицы, растения, животные, то природа может погибнуть. Поэтому, человек должен беречь природу.

Придумали мы с детьми хороводную игру «Берегите природу». Дети символизируют птиц, насекомых, животных. Я говорю: «Исчезли птицы!». Птицы выходят за круг. В след за птицами исчезают растения, за растениями – насекомые и т. д. дети приходят к выводу: нельзя допустить, чтобы исчезли птицы (насекомые, растения). Птицы, насекомые, растения снова заходят в круг. И так, очередь доходит до человека. Человек выходит из круга. За человеком не следует никто. Вывод: человек – это часть природы, который должен беречь и охранять жизнь на Земле.

Говоря об исследовательской деятельности, можно сказать, что эта работа имеет важное, значение в формировании личности и здоровья ребенка, узнавая и исследуя, делая открытия, ребенок развивается.

Проводя исследования, дети учатся правилам безопасности, заботясь о своём здоровье, (пальчиковые игры, психогимнастики, дыхательные упражнения, физические минутки, воспитывают трудолюбие. Все эти качества воспитываемые в ребенке способствуют всестороннему развитию личности более успешной социализации в обществе.

Я глубоко уверена в том, что изучение ребенком окружающего мира и эксперимент это основа экологического воспитания детей дошкольников.

Я стараюсь привить любовь к природе, ко всему живому, через призму собственного восприятия окружающего мира. Поскольку, я сама люблю природу и стараюсь жить в гармонии с ней.

Публикации по теме:

Совместная деятельность родителей с детьми по экологическому воспитанию «Кормушка в стиле смурфиков»Совместная деятельность родителей с детьми по экологическому воспитанию «Кормушка в стиле смурфиков» Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед. В гости в первый день недели К нам синицы прилетели.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Секретное письмо от Деда Мороза»Экспериментально-исследовательская деятельность «Секретное письмо от Деда Мороза» Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально созданных проблемных ситуаций, развивать у детей интерес к опытно-экспериментальной.

Фотоотчет о занятии в старшей группе «Случай с Капитошкой. Экспериментально-исследовательская деятельность»Фотоотчет о занятии в старшей группе «Случай с Капитошкой. Экспериментально-исследовательская деятельность» Цель занятия: Закрепить знания детей о свойстве воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная, течет, замерзает, в воде одни вещества.

Из опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ»Из опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ» Экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни,.

Опытно-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию детей младшего возраста «Волшебница вода»Опытно-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию детей младшего возраста «Волшебница вода» «Волшебница вода» Цель: подвести детей к пониманию того, что есть вещества растворимые и нерастворимые в воде. Образовательные задачи:.

Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы)Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы) Катастрофическое ухудшение экологической обстановки состоит в ряду самых актуальных проблем современности. В дошкольном детстве закладываются.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Свойства воды» в рамках проекта «Вода — источник жизни на Земле»Экспериментально-исследовательская деятельность «Свойства воды» в рамках проекта «Вода — источник жизни на Земле» Среднесрочный проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Вода источник жизни на Земле Часть1. «Свойства воды» Вода в жизни.

Экспериментально-исследовательская деятельность детей в ДОУЭкспериментально-исследовательская деятельность детей в ДОУ Организация практических занятий в лаборатории ДОУ План 1. Значение исследовательской деятельности. 2. Формы работы с детьми 3. Методические.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Я — исследователь»Экспериментально-исследовательская деятельность «Я — исследователь» Экспериментально - исследовательская деятельность проект «Мыльные истории» Курицкая Влада, 6 лет Руководитель: Тынянских Галина Ивановна,.

Занятие-экскурсия по экологическому развитию (познавательно-исследовательская деятельность) «Природа зимой»Занятие-экскурсия по экологическому развитию (познавательно-исследовательская деятельность) «Природа зимой» Занятие-экскурсия по экологическому развитию (познавательно-исследовательская деятельность) «Природа зимой» Цель: получение экологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментально — исследовательская деятельность в организации работы по экологическому воспитанию
Опубликовано: 3 декабря 2022 в 06:34
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментально — исследовательская деятельность в организации работы по экологическому воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Димова (УИ 577588) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД