Наталья Стельмах
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20» г. Новозыбкова
Описание опыта работы воспитателя
Стельмах Натальи Евгеньевны
на тему:
«Формирование основ здорового образа жизни
у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
г. Новозыбков, 2023г.
Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны, а также эти вопросы решаются на уровне правительства и Государственной Думы. Формирование отношения к здоровью как главной жизненной ценности, обеспечение полноценного образования, гармоничного формирования и развития детей дошкольного возраста являются важнейшими социальными задачами нашего общества.
Публикация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
У детей дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни.
Осознание значимости проблемы здоровья детей дошкольного возраста, побудило меня к проведению углубленной работе по формированию представлений у детей ЗОЖ.
Цель моего опыта – формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, приобщение осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения к собственному здоровью. Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:
1. Проанализировать состояние здоровья детей.
2. Воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому здоровью.
3. Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.
4. Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.
5. Создать условия для реализации полученных знаний, умений и навыков в режиме дня.
Руководствуюсь в работе принципами и методами обучения:
-доступности и индивидуальности, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка;
-постепенного повышения требований, чередование нагрузки с отдыхом;
-системности, регулярные занятия дисциплинируют детей;
-наглядности: показ, словесное сопровождение, игровые приемы.
Дошкольный возраст - самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту работы я убедилась в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей. В начале своей работы я проанализировала здоровье детей, и сделала следующие выводы: дети имели отклонения в физическом развитии. Картина печальная и подтверждала, что заниматься здоровьем, учить быть здоровым нужно как можно раньше, используя при этом «ситуацию успеха». Она дает возможность достичь значительных результатов в развитии физических способностей, как отдельного ребенка, так и коллектива детей в целом.
Я разработала и включила в образовательный процесс систему работы с детьми, которая основана на правиле трёх «Н» : для детей НЕТ НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНОГО.
Подобрала развивающие комплексы гимнастики, игры, беседы, упражнения, ситуации в НОД которые соответствовали программе и возрасту детей.
В систему работы с детьми включила разнообразные формы организации : НОД, игры, игровые ситуации, беседы, акции, чтение художественной литературы, рисование.
Обучала детей использовать функциональные возможности организма и естественные средства оздоровления для поддержания своего здоровья (точечный массаж ладоней, ушной раковины, пальчиковые игротренинги на расслабление мышечного напряжения, психогимнастики, гимнастики для глаз, дыхательные и двигательные упражнения).
В группе я создала условия для самостоятельной здоровьесберегающей деятельности детей, инициируя разнообразными игровыми проблемными и поисковыми ситуациями. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитания потребности в двигательной активности физическими упражнениями в группе был оборудован физкультурный уголок: в нем необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
Для того чтобы дети самостоятельно и под руководством воспитателя получали элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья был накоплен материал: дидактические игры, литература по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.
С помощью утренней гимнастики – обеспечиваю плавный переход всех систем детского организма от состояния сна к состоянию активной бодрости. Позитивный настрой с включением упражнений на дыхание, на развитие мелкой моторики, использования музыкального сопровождения помогает преодолеть детям неуверенность, робость, застенчивость и получить заряд бодрости на весь день.
В организованной образовательной деятельности создаю условия для укрепления здоровья, формирования основ двигательных действий, используя словесные поощрения, что вызывает у детей уверенность в себе. Для раскрытия индивидуальных возможностей и способностей ребёнка, использую метод круговой тренировки, наглядные приёмы – показ, имитацию, подражание, каточки – схемы: «Весёлые человечки». В комментарии включаю скрытый инструктаж, чтобы исключить нравоучение, назидание
Организовывала вместе с детьми простейшие практические ситуации, как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже. Вовлекала детей в проектную деятельность, предлагали им самостоятельно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, вместе искали ответ на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым?», придумывали рекламу полезных для здоровья продуктов, придумывали рецепт «Салата здоровья». Обсуждали вместе с детьми такие темы: «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (об органах чувств).
Инновацией в моей работе стала разработка системы дидактических игр здоровьесберегающего содержания : «В гостях у Айболита», «Уроки Мойдодыра», «Полезные и вредные привычки», «Полезно-вредно» .
Знакомила детей со стихами, пословицами, поговорками о здоровье, закаливании, гигиене, культуре еды. Читала детям литературные произведения соответствующей тематики. Активизировала творческую деятельность, предлагая детям рисовать или придумать загадки на тему здоровья.
Большое внимание на НОД уделялось формированию у детей навыков эффективной социальной адаптации, осознания важности заботливого отно-шения к своему организму, представлений о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, воспитанию мотивации на здоровый образ жизни.
Развитие движений, воспитание двигательной активности осуществлялись во время прогулок. Так, для прогулки я подбирала народные подвижные игры, эстафеты, соревнования. Собирали природный материал для дальнейшей работы с ним в группе.
Большое значение уделялось организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей использовались различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводилась гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем.
Вечернее время было предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включалось мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки, смеха, сказки.
Особое внимание в системе ЗОЖ я уделяла проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Для этого я использовала нетрадиционные методики оздоровления : ходьбу по «дорожкам здоровья», специальные комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, самомассаж. Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития использовала пальчиковую гимнастику. Для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, использовала в работе с детьми различные виды дыхательных гимнастик.
В процессе игры дети дошкольного возраста получают большую часть физических нагрузок, во время которых происходит естественное развитие основных видов движения. В игре с одной стороны ребёнок хочет быть как все, а с другой - лучше, чем все. Моя задача, как организатора игры, создавать условия способствующие становлению начальной формы самооценки и самоконтроля ребёнка. В сюжетно – ролевых играх, которые приближены к детской жизни, побуждаю детей к выполнению конкретных подражательных действий. Использую словесные поощрения, восторг, восхищение.
Стараюсь подбирать подвижные игры различные по тематике, то есть игры с определённым сюжетом, игры с двигательными заданиями, игры с соревновательными моментами. В ходе игры пытаюсь подчеркнуть успехи старательных участников, стимулирую мало активных, вновь пришедшим детям даю возможность присмотреться к весёлой игровой атмосфере.
В процессе игры дети получают большую часть физических нагрузок, во время которых происходит естественное развитие основных видов движения. В игре с одной стороны ребёнок хочет быть как все, а с другой - лучше, чем все. Моя задача, как организатора игры, создавать условия способствующие становлению начальной формы самооценки и самоконтроля ребёнка. Задача игр — укреплять здоровье детей, закреплять и совершенствовать их двигательные навыки.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет им удовольствие. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка.
Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Поэтому, большое внимание я уделяю взаимодействию с семьей.
Анализ моей работы доказывает, что вследствие проводимых мероприятий с детьми и их родителями по воспитанию здорового ребёнка, мне удалось сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и создать «ситуации успеха» для каждого ребенка с разными физическими возможностями. Дети овладели простейшими навыками самооздоровления, в этом и есть моя педагогическая находка, как воспитателя. Ведь для детей нет ничего невозможного.
Заболеваемость снизилась, значит, направление моей работы с детьми и родителями оправдывает своё предназначение, позволяя моим воспитанникам быть физически, душевно и социально более благополучными.