Светлана Пархолуп
Опыт работы «Использование инновационных методов в работе с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего образования, что сделало необходимым разработку и утверждение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, вступивший в силу 1 января 2014 г.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одни из основных принципов дошкольного образования:
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
– сотрудничество Организации с семьей;
– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одна из задач, на решение которой направлен стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
«Родители являются первыми педагогами. Они закладывают первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте» (Закон РФ «Об образовании» Статья 18)
Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка. Воспитывать своего ребёнка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Я считаю главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом.
Моя работа включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка, поступившего в детский сад, и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.
Актуальность идеи:
• Дети испытывают недостаток внимания и общения со стороны родителей. Причиной этого являются: Чрезмерная занятость родителей;
• Трудная материальная жизнь;
• Телевизионные программы, компьютерные игры, интернет;
• Нет общих интересов и точек соприкосновения у членов семьи;
• Неумение и нежелание взрослых организовать совместный семейный труд и отдых;
• Переживания ребенка редко волнуют родителей.
В работе с родителями нашей группы я поставила перед собой цель – это всестороннее развитие детей посредством педагогического просвещения родителей с использованием инновационных форм сотрудничества с семьями воспитанников и задачи:
o Установление контакта с родителями.
o Апробация новых нетрадиционных форм работы с семьей как фактора позитивного развития детей.
o Помощь родителям в устранении недопонимания потребностей сферы ребенка через совместную игровую, творческую, познавательную деятельность детей.
o Создание условий для эмоционального общения взрослых и детей.
o Выявление и реализация потребностей родителей в педагогических знаниях.
o Воспитание здорового и успешного ребенка.
Из-за отсутствия духовного взаимодействия с родителями дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны и открыты, менее любознательны. Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приводит к постепенному накапливанию у детей неудовлетворенности, пассивности, угасанию познавательной мотивации. Традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают малый результат. В современных условиях нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.
В своей работе использую, как традиционные формы собрания, консультации, беседы, написание мини – сочинений «Мой ребенок», с целью выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
А так и новые: «Домашние посиделки", «Новоселье группы», где происходит сближение родителей, педагогов и детей. творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.
Использую одну из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка, в которую родители кладут записки со своими идеями и предложениями. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Ещё одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. В нашей группе организован и действует родительский клуб "Родительская академия". Обычно проходит 4 заседания клуба в год. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные доклады, поэтому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). "Волшебный мир театра", "Как сохранить здоровье", "Ребенок с точки зрения астрологии", "Взрослые глазами ребенка" – вот некоторые темы встреч. Кроме того, стараемся, чтобы дети приняли участие в заседании, включаем практическую часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме.
Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд «ОКНО – очень короткие новости». В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т. п.
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Я нашла выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от меня более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания провожу в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и т. д. Часто использую видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.
Самая популярная и любимая, мной, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, альбомы с фотографиями.
Заканчивая тему досуговых форм взаимодействия с родителями. Хочется поделиться такой формой как акция. К примеру, в ходе акции «Покормите птиц зимой» Цель акции: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой. Родители получили возможность вместе с детьми оказать помощь птицам, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, родителям как участникам представилась возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере,
неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.