Ксения Свечникова
Опыт работы «Современные педагогические технологии в дошкольном образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Главной задачей нашего дошкольного учреждения является всестороннее развитие личности дошкольника.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Публикация «Опыт работы „Современные педагогические технологии в дошкольном образовании“» размещена в разделах
Педагогическая технология - это целостный научно обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающей процессуальную сторону обучения и воспитания и охватывающей их цели, содержание. Формы, методы, средства, результаты и условия их организации.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
• Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
• Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
• Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий. Поэтому, исходя из образовательных потребностей детей группы, а так же имеющихся в ДОУ условий, в своей практической деятельности я использую следующие образовательные технологии :
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникативные технологии;
- личностно - ориентированная технология.
Мне бы хотелось подробнее остановиться на одном из пособий изготовленном собственными руками для деток моей группы.
Речь пойдет о пособии- «Кольца Луллия» – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Наш детский сад работает над задачей «Способствовать речевому развитию детей через использование современных образовательных технологий». Решая и изучая её, я поняла, что круги Луллия-это тот материал, который поможет развитию логического мышления, внимания, навыков устной речи, воображения, сформирует навыки, позволяющие самостоятельно решать возникающие проблемы. Данное пособие может заменить большое количество наглядного материала и дидактических игр. Я составила картотеку, необходимых для моей работы, игр.
Мы используем четыре типа тренингов.
1-й тип: «Найди реальное сочетание». Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. 4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят различные истории. Необходимо учить ребенка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению. При решении задач в тренингах дети должны быть свободны в своих высказываниях, взрослые - приветствовать самые неожиданные предложения детей. Результаты в развитии ребенка Вы сможете заметить сразу. В его ответах вы увидите постепенное восхождение от односложных предложений к развернутым текстам, в которых ребенок сам произносит имена признаков, самостоятельно создает фантастические тексты, с удовольствием формулирует и решает проблемы - вот главный результат использования Кругов Луллия.
Картотека дидактических игр с кольцами Луллия.
«Профессии».
Цель: расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессий, соотносить их. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Ход игры: участникам предлагается назвать профессии и инструменты, которые нужны людям этих профессий, а также место и или транспорт, который необходим им, затем пробовать соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (воспитатель – воспитывает, строитель — строит и т. д.). Это реальное задание. После проводятся упражнения на развитие воображения (фантастическое задание). Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их. На основе фантастического преобразования составляют рассказ. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (лепка, рисование и т. п.)
«Сложи слово из слогов».
Цель: формировать у детей интерес к чтению, закреплять знание букв, умение складывать слова из слогов, читать слова. Развивать мышление, внимание, речь детей.
Ход игры: дети составляют слово из слогов, читают его и находят соответствующую картинку. Начинали ребята сопоставлять слоги методом подбора, затем им понравилось играть, и они придумали свое правило "кто быстрее составит слово", теперь с удовольствием складывают слова из слогов. Дети, которые только начинают читать, могут играть в "прочитай слоги". Игру можно использовать для индивидуальной работы в утренние и вечерние часы, когда детей немного.
«Найди место звука в слове».
Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).
Ход игры: ребёнок, раскручивая стрелку, выбирает звук. На втором круге находит картинку с изображением слова, в котором есть это звук. На третьем круге, необходимо найти карточку с изображением места этого звука в слове (в начале, середине, конце).
«Чьи следы».
Цель: формировать умение узнавать образ обитателей природы по следу. Развивать зрительное внимание, логическое мышление, память, речь.
Ход игры: дети по следам находят карточку с изображением животного, который его оставил. Можно предложить фантастическое задание: раскрутив круги в разные стороны, дети видят и объясняют не реальные совпадения картинок. Например, как получилось так, что у белки выросли копыта, что она будет делать с ними, чем они ей могут помочь в жизни и как ей теперь приспособиться к этим изменениям. Дети придумывают фантастический рассказ и помогают белки найти выход из сложившейся ситуации.
«Накорми животное».
Цель: способствовать формированию представлений детей о диких и домашних животных; желание узнавать, чем они питаются.
Ход игры: можно предложить детям найти реальное совпадение картинок животных и их кормом. А также фантастическое задание: раскрутив круги в разные стороны, дети объясняют не реальные совпадения картинок. Например, будет ли питаться обезьянка мясом, что ей для этого не хватает и что может с ней произойти в результате? Дети придумывают фантастический рассказ и помогают обезьянке найти выход из сложившейся ситуации.
«Расскажи сказку».
Цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке.
Ход игры: раскручивая круги дети находят реальное совпадение сюжетных картинок сказки, вспоминают её название, главных героев. Можно предложить пересказать сказку или вспомнить её сюжетную линию. После мы играем в игру «Придумай фантастическую сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования.
Использование современных технологии в работе с детьми - несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. В работе с кругами Луллия, я поняла, насколько они помогает реализовать все возможности детей, с учетом их психологических особенностей. Мои дети проявляют немалый интерес к новой игре, помогающей развивать их речевую активность и словотворчество. Я предполагаю, что наша дальнейшая работа улучшит результат.