Людмила Викторовна
Опыт работы «Социализация детей с ИН в условиях группы комбинированной направленности через использование интерактивных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
«Социализация детей с интеллектуальными нарушениями (ИН) в условиях группы комбинированной направленности через использование интерактивных игр»
Задачи:
стимулировать желание детей с интеллектуальными нарушениями получать готовую информацию в группе сверстников;
- развивать стремление самостоятельно пробовать добывать информацию;
Публикация «Опыт работы „Социализация детей с ИН в условиях группы комбинированной направленности через использование интерактивных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
учить использовать свой опыт и опыт сверстников;
- вовлекать детей с интеллектуальными нарушениями в совместное со сверстниками решение задач продуктивного и познавательного характера.
Принципы:
здоровьесбережение;
высокий уровень взаимодействия;
динамичность;
соответствие возрастным и индивидуальным особенностям, потенциальным возможностям детей
Результаты:
уход детей с ИН от ситуации самоизоляции в детском коллективе;
- получение детьми с ИН социального опыта (владение социальными формами и способами деятельности);
стремление детей поддерживать общение и взаимодействие между собой и со взрослым в процессе интерактивных игр ;
- активность и уверенность детей с ИН в различных видах групповой деятельности;
- появление речевых высказываний детей с ИН.
1слайд
Баулина Людмила Викторовна - воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 25 «Аленушка».
2 слайд
Вашему вниманию представляется методическая разработка на тему «Социализация детей с интеллектуальными нарушениями (ИН) через использование интерактивных игр в условиях группы комбинированной направленности»
3 слайд
Изучив литературу и опыт коллег по вопросу социализации детей с интеллектуальными нарушениями мне было необходимо самой осознать значение правильно созданных условий в организации взаимодействия таких детей с детьми, не имеющими отклонений в развитии. Можно подчеркнуть то, что в работах авторов этот вопрос разработан достаточно хорошо, несмотря на то, что индивидуальные особенности у детей с интеллектуальными нарушениями отличаются от детей с нормой развития. Все изученное я проанализировала и сделала вывод о том, что одним из значимых направлений в социализации детей с интеллектуальными нарушениями является интерактивная игра. Все чаще встречаются дети с сочетанными нарушениями в развитии, а интерактивное оборудование помогает задействовать все возможные компенсаторные способности ребенка. Чем больше задействовано у ребенка анализаторов тем эффективнее коррекционная работа.
4 слайд
В связи с реализацией государственной программы «Доступная среда» на 2011- 2020 годы, в рамках которой предусматривается создание условий (в том числе и в ДОУ, обеспечивающих оптимальное развитие и адаптацию детей с ОВЗ, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, формирование физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей этой группы, в детские сады поступают дети с интеллектуальными нарушениями. Я работаю в группе комбинированной направленности. В моей группе 19 детей них 4 с интеллектуальными нарушениями. Передо мной стоит задача развить социально значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, уступить, т. е. способствовать становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях. Для обеспечения полноценного перехода таких детей на следующий уровень системы непрерывного образования. С появление в группе интерактивного оборудования у меня появилась возможность, используя новые технологии, а именно интерактивную игру, привлечь детей с интеллектуальными нарушениями в совместную деятельность с детьми и со взрослыми.
5 слайд.
Теоретическое обоснование включает положения, представленные на слайде.
По мнению И. М. Бгажноковой проблема социализации детей с интеллектуальной недостаточностью приобрела в последние годы особую актуальность. Это связано с изменениями, которые происходят в обществе и системе образования, повышением значимости личностно-ориентированного подхода в процессе реализации коррекционно-развивающих задач, ориентированностью на социально-личностные аспекты работы.
У детей с интеллектуальными нарушениями речевая функция нарушена. Челышева Н. В., Урядницкая Н. А. заметили, что данная категория детей весьма успешна способна общаться с помощью не вербальных средств (мимика, жесты, позы). Одно из средств решения проблем социализации детей с интеллектуальными нарушениями – широкое использование ресурсов, которыми обладает игра. Игра - это важнейшая центральная форма активности, которая необходима для социально-психологического созревания детей.
Интерактивные игры увлекают детей и является мощным стимулирующим учебным средством.
6 слайд.
Цель и задачи моей работы определяются требованиями ФГОС ДО, требованиями адаптированной программы, рабочей программой, возрастными и индивидуальными особенностями детей с интеллектуальными нарушениями. Они направлены на создание условий, способствующих:
- удовлетворению специфических образовательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями
- активизации самостоятельной деятельности таких детей, в том числе и речевой во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Важным для меня стало понимание того, что это – непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с дошкольного возраста и продолжающийся в системе школьного возраста. Воспитательно-образовательная работа с детьми осуществлялась в соответствии с принципами, представленными на слайде.
7 слайд.
Моя педагогическая идея основана на том, что социализация детей с умственной отсталостью должна осуществляться с учетом следующих моментов:
- обязательное включение ребенка в игровую ситуацию для стимулирования его деятельности;
- правильное определение способов постановки перед ребенком воспитательно-образовательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;
- подбор способов передачи общественного опыта, способствующих уровню развития ребенка
8 слайд
При решении задач мной определены направления, в результате которых у детей с интеллектуальными нарушениями формируется отношение к воспринимаемым социальным явлениям и навыки поведения, соответствующие общественным нормам.
9 слайд
Для включения детей с интеллектуальными нарушениями в совместную игру со сверстниками я разработала алгоритм, представленный на слайде, способствующий усвоению и активному воспроизводству детьми с интеллектуальными нарушениями социального опыта в общении и деятельности.
10 слайд.
Так как ребенок с интеллектуальными нарушениями успешнее социализируется именно в группе сверстников, то для себя я определила следующее: дети с нормой имеют возможность передавать свой накопленный опыт таким детям доступнее, тем более в игровой деятельности. А дети с интеллектуальными нарушениями через интерактивную игру быстрее перенимают этот опыт.
11 слайд.
Для успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями в группе комбинированной направленности созданы условия.
12 слайд.
Оптимизация предметно-пространственной среды способствовала:
- раскрытию потенциальных возможностей детей с интеллектуальными нарушениями;
- целесообразному использованию интерактивных игр (с учетом здоровья сбережения);
- возможности задействования большего числа анализаторов ребенка.
Хочется отметить, что интерактивные игры повышали мотивацию ребенка к совместной деятельности и являются эффективным средством для социализации ребенка с интеллектуальными нарушениями.
13 слайд.
Диапазон моего личного вклада в данную тему определился созданием картотеки интерактивных игр с описанием организационно-педагогических условий, позволяющей использовать данные игры в условиях группы комбинированной направленности.
14 слайд.
Результативность моей педагогической деятельности представлена на слайде. В качестве основных критериев следует назвать приобретённый детьми опыт взаимоотношений в группе сверстников и появление потребности в общении, появилось бытовое взаимодействие детей внутри группы. Главное для меня – это потребность детей с интеллектуальными нарушениями общаться, а детей с нормой - желание принимать в игры.
На слайде так же представлены возможные трудности, встречающиеся в работе по данному направлению.
15слайд
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям, заинтересованным и внимательным родителям. Своим результатом работы я делюсь с коллегами своего детского сада, в сетевых сообществах. Транслируемость работы подтверждается моим участием в различных профессиональных конкурсах.
16 слайд
На данном слайде представлена литература.
Спасибо за внимание.