Ирина Плеханова
Консультация для педагогов ДОУ «Организация работы в группе комбинированной направленности»
▼ Скачать + Заказать документы
Я не боюсь еще и еще раз повторить:
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
В связи с этим все большее распространение получает инклюзивное обучение и воспитание детей с ОВЗ.
В детский сад могут прийти дети как со статусом ОВЗ, так и без этого статуса.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель) и воспитатель.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
беседа с родителями;
изучение медицинской карты ребенка;
обследование физического развития;
обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее, под руководством педагога-психолога, в дошкольном учреждении разрабатываются адаптированные образовательные программы (АОП).
Если в ДОУ поступают дети без статуса ОВЗ, но по результатам психолого-педагогической диагностики выявляются воспитанники, не осваивающие 1 или несколько направлений образовательной программы, то на основании рекомендаций ПМПк образовательной организации, эти дети направляются на ПМПК вышестоящего уровня.
На основании рекомендаций ПМПК специалисты ПМПк образовательной организации разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и/или адаптированную образовательную программу.
Если дети с ОВЗ с разными видами нарушений посещают группу наряду со здоровыми детьми, то такая группа приобретает статус комбинирующей направленности.
В этом случае для каждого отдельного ребенка разрабатывается индивидуальная АОП с учетом вида нарушения ребенка, а также с опорой на ОПДО и ФГОС ДО.
Если несколько детей с ОВЗ со схожими нарушениями объеденены в одну группу, такая группа приобретает статус компенсирующей направленности. В этом случае для целой группы детей разрабатывается Адаптированная основная образовательная программа (АООП).Она разрабатывается на основании лицензированных Основных образовательных программ для детей с разными видами нарушений.
В нашем детском саду дети – инвалиды и дети с ОВЗ посещают группы комбинированной направленности. Это отражено в коррекционном раздели нашей ОПДО.
В этом разделе, также, подробно описывается деятельность ПМПк нашего учреждения по выявлению и дальнейшему сопровождению детей с ОВЗ и этапы медико-психолого-педагогического обследования воспитанников с ОВЗ.
В коррекционном разделе представлены рекомендации по содержанию работы педагогческого коллектива с детьми с ОВЗ по образовательным областям, здесь же прописаны условия, необходимые для детей с разными видами нарушений развития, подробно описана деятельность групп комбинированной направленности, а также деятельность каждого специалиста ДОУ, взаимодействующего с детьми с ОВЗ.
Завершает коррекционный раздел перечень программ и технологий, программ дополнительного образования и рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ с различными видами нарушений.
В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.