Папки-передвижки

Опыт работы «Система работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста»

Марина Шувыкина
Опыт работы «Система работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Краснолучский ясли-сад № 2 «Барвинок»

Опыт работы

ГБДОУ ЛНР «Краснолучский ясли-сад № 2 «Барвинок»

«Система работы ДОУ по художественно-эстетическому

развитию детей дошкольного возраста»

Подготовил:

Старший воспитатель

ГДОУ ЛНР «Краснолучский

ясли-сад № 2 «Барвинок»

Шувыкина Марина Александровна

г. Красный Луч, 2024

«Система работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию

детей дошкольного возраста»

"Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии,

творчества. Без этого он - засушенный цветок"

В. А. Сухомлинский

(Слайд 2)

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет художественно-эстетическое воспитание (слайд 3). Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. (слайд 4) Эта категория и легла в основу системы художественно-эстетического воспитания.

Что же такое художественно-эстетическое воспитание детей? Обратимся к педагогам современности, а также к словарю по эстетике (слайд).

(СЛАЙД 5)Художественно-эстетическое воспитание -

• Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

(Д. Б. Лихачёв)

• Художественное-эстетическое воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.

(В. Н. Шацкая)

По ФГОС ДО «Художественно- эстетическое развитие» - образовательная область, которая: (СЛАЙД 6)

• предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

• становление эстетического отношения к окружающему миру;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, театрализованной, музыкальной и др.).

Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. (Слайд 7)

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. (Слайд 8)

Таким образом, большую актуальность приобретает воспитание у детей дошкольного возраста художественного вкуса, формирование творческих умений, воспитание наилучших качеств личности, осознание ими чувства прекрасного. (Слайд 9)

Что же такое чувство прекрасного? Что может быть прекрасным? Связаны ли между собой душевные качества личности человека и художественно-эстетическое развитие ребенка?

Что может быть прекраснее «прекрасной души» в человеке? Человек с прекрасной душой способен воспринимать прекрасное вокруг себя чувственно, проникновенно. И вот возникает главный вопрос: как же воспитать личность с прекрасной душой?

(СЛАЙД 11) Значит, ключевая роль детского сада заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей прекрасными качествами души, эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

В философии термин «условие» трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может; условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова под условием понимается «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит». Значит, педагогические условия — это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений. Подробный анализ сущности категории «педагогические условия» представлен в работах доктора педагогических наук Б. В. Куприянова. Автор рассматривает педагогические условия как специально создаваемые обстоятельства, составляющие педагогического процесса, являющиеся внешними по отношению к процессу изменений личности воспитанника. При этом существенным является то, что категория «педагогические условия» тесно связана с категорией «закономерности педагогического процесса» трактующейся как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами, где в качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.

(Слайд 12) Исходя из вышесказанного образовательную систему художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста можно определить как совокупность педагогических условий, ориентированных на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Рассмотрим педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в ГДОУ ЛНР «Краснолучский ясли-сад № 2 «Барвинок»:

1. Содержание образования (выбор образовательных программ)

2. Предметно-развивающая среда ДОУ

3. Организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми)

4. Кадровое обеспечение (работа с педагогами)

5. Взаимодействие с семьёй в развитии и воспитании детей (работа с родителями) (СЛАЙД 13)

1. Содержание образования. (СЛАЙД 14)

Для успешного обучения необходимо понять – чему надо учить, т. е. каково должно быть содержание образования. Содержание образования отражается в образовательных программах. Мы работаем по Основной образовательной программе дошкольного образования ГДОУ ЛНР «Краснолучский ясли-сад №2 «Барвинок», составленной на основе ФОП ДО РФ. Используем парциальную программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки», региональную программу «Мой край». Также в работе используем учебно-методические пособия «Лепим, клеим, мастерим», «Учимся рисовать» (Салминой Н. Г., Глебовой А. О., «Радуга» (Соловьёвой Е. В., учебное пособие «Волшебный мир народного творчества», «Секреты художественного мастерства» (Лутцевой Е. А., «Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры» (М. М. Безруких, Т. А. Филипповой).

2. Предметно-развивающая среда ДОУ (Слайд 15)

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды.

Понятие «предметно-развивающая среда» рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, окружающей ребенка, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий его деятельность.

Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, моделирующую его духовное и физическое развитие.

Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится. Личностная и профессиональная позиция педагога заключается в том, чтобы способствовать полноценному психическому развитию ребенка. Во многом педагог несет ответственность и за качество окружающей среды, которая используется как средство развития личности (Слайд 16)

«Полезная презентация предметно-развивающей среды» (ВИДЕОЗАПИСЬ презентации уголков).

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует художественно-эстетическому развитию: развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

3. Организация учебно-воспитательного процесса. (СЛАЙД 17)

Рассмотрим следующее педагогическое условие. В части художественно-эстетического направления педагогический процесс осуществляется в соответствии с сеткой занятий по изодеятельности, комплексно-тематическим планированием, самостоятельной деятельностью детей. То есть, система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно-эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

- образовательная деятельность;

- совместная деятельность педагогов и детей;

- самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы: (СЛАЙД 18)

групповые и подгрупповые занятия по ИЗО (лепка, аппликация, рисование,

праздники,

развлечения,

недели творчества,

дидактические игры,

выставки художественного творчества,

театрализации,

творческие гостиные, мастерские. (Слайды 19-22)

Особое внимание уделяется художественному творчеству в процессе занятий и в самостоятельной деятельности детей.

Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Рассмотрим следующее педагогическое условие художественно-эстетического развития.

4. Кадровое обеспечение (методическое сопровождение педагогов ДОУ) (СЛАЙД 24)

Дошкольное детство – важный этап в жизни человека. Огромная ответственность перед обществом за воспитание подрастающих граждан лежит на педагоге дошкольного образования. Бурное развитие системы дошкольного образования и современного общества, особая значимость дошкольного периода жизни в становлении и развитии личности предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовки педагога дошкольного образования, вызывают необходимость постоянно совершенствовать его педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое мастерство формируется и развивается в активном творческом педагогическом труде. Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых умений и навыков.

Модель развития творческого потенциала педагога включает в себя следующие составляющие: самообразование и методическое сопровождение. Промежуточными составляющими, являются следующие: открытые просмотры занятий по изодеятельности, работа в творческих группах, методическое обеспечение, обмен опытом по использованию традиционных и инновационных методов в работе с дошкольниками по развитию способностей в изодеятельности. Все составляющие неразрывно взаимосвязаны между собой и ориентированы на общий результат: повышение профессионального мастерства педагога.

Методическое сопровождение (СЛАЙД 25) – это организованный процесс, направленный на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности (актуализация и диагностика, информационный поиск) через консультации на этапе выбора пути решения проблем, конструирование и реализация плана деятельности.

Методическое сопровождение (Слайд 26) – целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на:

- Повышение профессионального мастерства каждого педагога;

- Развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива;

- Повышение качества и эффективности образовательного процесса.

Задачи методического сопровождения (слайд 27):

- Углубление знаний педагогов в вопросах организации и обучения детей изобразительной деятельности;

- Активизация творческой деятельности педагогов;

- Мотивация педагогов к созданию эстетической образовательной среды в ДОО, которая способствует воспитанию у детей интереса к различным видам искусства и стремления к созданию художественных образов.

Немаловажным моментом в методическом сопровождении педагогов ДОО является выбор формы проведения мероприятия. Организационные формы проведения методической работы классифицируются по степени активности участников на пассивные, активные, интерактивные. Используем различные формы работы: консультация, семинары, семинары-практикумы, квесты, мастер-классы (Слайд 28)

слайды 29-42 Далее представим различные формы методического сопровождения из опыта работы ГДОУ ЛНР «Краснолучский ясли-сад № 2 «Барвинок». Курсы повышения квалификации позволяют повысить профкомпетентность (слайд 29)

Семинар-практикум (слайд 30) является одной из эффективных форм методического сопровождения, которая позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

В ходе педагогических игр (слайд 31, педагоги выполняют различные задания на практическое применение профессиональных знаний, умений и навыков, учатся работать в коллективе, что также способствует сплочению педагогического коллектива.

Главное преимущество квеста (слайд 32) в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Квест - приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных и творческих задач для продвижения по сюжету.

Фестивали педагогических идей (слайд 33-34) проводятся с целью обмена опытом, представления какого-либо творческого продукта, созданного своими руками. Данная форма работы отлично мотивирует творческую деятельность педагога, каждый стремится представить коллегам интересное, самостоятельно изготовленное пособие, рассказать о нем, поделиться опытом изготовления и использования.

Одной из распространенных форм методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность и повышением творческого компонента в ДОО является проведение смотров – конкурсов (слайд 35-36). Конкурс – это возможность, по иному, взглянуть на себя и на свою работу, а также познакомиться с опытом работы других. Творчество, проявленное при организации смотров-конкурсов - это созидание чего-то нового, появление нового результата в деятельности ДОО.

Мастер-классы (слайды 37-38) по изодеятельности дают возможность педагогам обменяться опытом, практическими умениями и знаниями.

Творческие мастерские и творческие гостиные дают возможность не только усовершенствовать свои творческие способности, обменяться опытом и идеями, но и пополнить базу методических пособий по работе с детьми (слайды 39-42)

5. Взаимодействие с семьёй в развитии и воспитании детей.

(СЛАЙД 46)

Следующее педагогическое условие: взаимодействие с семьями воспитанников. Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением;

2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации.

В работе с родителями используем различные формы работы: (Слайд 47)

- Консультации;

- Индивидуальные беседы;

- Родительские чаты;

- Размещение информации о работе ДОУ в группах в соцсетях и на сайте дошкольного учреждения;

- Родительские собрания;

- Круглые столы;

- Литературные гостиные;

- Участие в выставках и конкурсах;

- Участие в праздниках и развлечениях;

- Мастер-классы.

Отметим, что взаимодействие с семьями воспитанников было первой годовой задачей нашего дошкольного учреждения на 2023-2024 учебный год. Проведен тематический педсовет. Рассматривалось взаимодействие с родителями в вопросах нравственно-патриотического воспитания. В рамках подготовки к педсовету родителям было предложено поучаствовать в сборе экспонатов и оформлении выставки «Мини-музей русского быта» (СЛАЙД 48-49). Также для родителей были проведены родительские собрания в различных формах: «Чаепитие в русских традициях» (слайд 50), мастер-класс «Народная игрушка» (слайд 51, литературная гостиная (слайд 52, участие в выставках (слайд 53, участие в конкурсах (слайд 54, круглый стол (слайд 55). Использование различных форм работы с родителями эффективно сказывается на вовлеченности родителей в образовательный процесс и повышение уровня педагогической компетентности. Также следует отметить, что родители являются активными наблюдателями мероприятий детского сада, которые отображаются на страницах в группах Вконтакте и Одноклассниках, а также на сайте дошкольного учреждения.

В результате творческой работы со всеми участниками образовательного процесса появляются творческие продукты, которые используем в работе с детьми (Слайды 57-61)

Итак, художественно-эстетическое воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества. Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности. Художественно эстетическое воспитание дошкольников не только формирует художественно эстетическое отношение детей к искусству и действительности, но и параллельно вносит весомый вклад во всестороннее развитие ребёнка, способствует формированию нравственности человека, расширяя его познания об обществе, природе и мире в целом. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Как видно, только работа в системе, заинтересованности каждого субъекта взаимодействия может обеспечить полноценное личностное развитие. Мы благодарим вас за внимание.

Публикации по теме:

Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы»Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» Фотоотчет «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» (из опыта работы)Экологическое воспитание – одно из важных.

Картотека игр по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста 1)«Угадай картину» Цель: обучение детей умению находить по словесному описанию картину. Материал: репродукция картины. Описание игры: 1.

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию аппликации для детей младшего дошкольного возрастаКонспект ОД по художественно-эстетическому развитию аппликации для детей младшего дошкольного возраста Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию аппликации для детей младшего дошкольного возраста. Тема: «Цветок в подарок маме».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Система работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 июля 2024 в 09:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Система работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Шувыкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.

19 июля. День летней безопасности. Передвижка «Польза и вред солнца»

Летом дети много времени проводят на улице, играя и наслаждаясь солнечным теплом. Как сделать их пребывание на солнце безопасным и полезным?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД