Юлия Николаева
Опыт работы с родителями в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Опыт работы с родителями в ДОУ
Любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована. Задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
Публикация «Опыт работы с родителями в ДОУ» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
По опыту работы в ДОУ можем сделать вывод, с одной стороны – не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству с ними, с другой стороны — сами воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду причин. Некоторые педагоги считают, что с современными родителями работать сложно, так как те или «всё знают», или им безразличны вопросы воспитания и зачастую стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями. А некоторые педагоги и хотели бы установить контакт с родителями их воспитанников, но не всегда знают, как его осуществить.
Сегодня мы расскажем о своем опыте, на примере реализации педагогического проекта: Взаимодействие с семьями воспитанников
Цель проекта : вовлечение родителей в единое образовательное пространство, педагогический процесс ДОУ.
Свою работу с новой группой воспитанников мы всегда начинаем со знакомства с семьей. А именно - общением с родителями в ДОУ и проведением анкетирования. Разработанная анкета «Давайте познакомимся» включает не только официальные данные о ребенке и членах его семьи, но и такие вопросы как любимая и нелюбимая пища, любимая игрушка дома, во что чаще всего ребенок играет дома, к кому из членов семьи он больше всего привязан, как его ласково называют дома, причины его капризов, есть ли у ребенка аллергия и так далее.
Проанализировав анкеты, мы получаем реальную картину климата в семье, индивидуальные особенности семьи и вырабатываем тактику своего общения с каждым родителем.
В течении учебного года, мы также проводим опросы родителей.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. В начале родительского собрания традиционно используем психологические игры и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор.
Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом, особенно родителям нравится, когда в собрании участвуют их дети: слайд-шоу с фотографиями детей, видеофильмы «Как прошло лето в детском саду", "Как мы за год подросли" и др.
Родители активно поддерживают нас при использовании в работе проектной деятельности. С первых дней общения с родителями мы стараемся заложить в их сознание, что все, что они делают, они делают ни для детского сада, ни для воспитателя, а для своего любимого ребенка.
Благодаря стараниям и изобретательности родителей были подготовлены и проведены проекты «Новогодний адвент календарь», «Масленица», "Мамочка моя" - ко дню матери, "Огород на подоконнике", "Озеленение и благоустройство прогулочного участка в летний сезон", проведена дистанционная работа с родителями по речевому развитию детей в летний период "Учим стихи вместе", "Покормите птиц зимой" и другие.
В рамках ранней профориентации дошкольников в группе проходил педагогический проект "Профессия моих родителей". Целью проекта являлось формирование интереса детей к профессии взрослых и более успешное формирование интереса к труду своих родителей.
Дома родители совместно с детьми подготавливали информационный материал: стенгазету, рассказ, презентацию, в группе ребёнок рассказывал о профессиональной деятельности родителей. Очень много семей приняли участие в проекте.
Традиционно в подготовительной группе, перед выпуском, проходит большой долгосрочный проект, посвященный семейным выставкам. Дома родители совместно с детьми готовят стенгазету о соей семье (традиции, увлечения, как и где отдыхали, дети приносят свои грамоты, медали, памятные вещи, хобби родителей, любимые игрушки - все садятся возле выставки, и ребенок, чья выставка, рассказывает и показывает все, в течении недели дети могут рассматривать выставку.
С участием детей и родителей в группе оформляем выставки детско-родительского творчества рисунки, аппликации и поделки: «Экологические проблемы», «Новогодний хоровод», «Такой разный Дед Мороз», "Каша-сила наша", "Творчество Н. П. Шилова", "Осенняя фантазия", "Космос", и много других.
Семьи наших воспитанников активно принимают участие во всех конкурсах, которые проходят на муниципальном, городском этапе, творческие интернет конкурсы, конкурсы в группе.
Интересной формой сотрудничества стало проведение мастер-классов. Мы часто проводим мастер-классы совместно с детьми и родителями : проведение коррегирующей гимнастики с элементами йоги после сна, посвящённому Всемирному дню иммунитета, "Изготовление печенья", «Новогодний мастер класс по изготовлению елочной игрушки», «Чайная церемония», посвященная Всемирному дню чая, в рамках недели семейных ценностей (которая у нас перенеслась) запланированы семейные мастер-классы по изготовлению бус из макарон, спортивный мастер класс - "изучение основ Дзюдо" и др.
Мы также проводили открытые занятия для родителей и с участием родителей : отрытое занятие по здоровье сбережению "Здоровые зубки", открытое занятие ко Дню защитника Отечества.
В группе проводим акции и ярмарки, в которых активно принимают участие воспитанники совместно с родителями нашей и других групп - экологическая городская акция Разделяйка (сбор крышек, батареек, макулатуры, сбор гуманитарной помощи бойцам СВО, благотворительная ярмарка в помощь приюту для животных "Наш дом" - следующая ярмарка планируется на следующей неделе, посвященная Международному женскому дню, приходите за покупками безе и пряников.
Родители активно принимают участие в изготовлении пособий, игрушек, макетов, плакатов по темам недели, помогают в благоустройстве прогулочного участка в зимний и летний период.
Родители поддерживают инициативу проведение экскурсий, с нами охотно ездят на них: экскурсия с к памятнику Малолетним узникам фашизма, который находится на территории школы№75, к мемориальному комплексу в сквере Станкомаш, на железнодорожный вокзал, в пожарную часть, ЧВВАКУШ, в молодежные театр и другие экскурсии.
Также родители поддерживают идею сотрудничества с детской библиотекой №15, сопровождают в библиотеку, делают дома с детьми работы в подарок, для конкурса, записывают детей в библиотеку, заводят читательский формуляр.
В свою очередь, мы стараемся быть щедрыми на похвалу не только детей, но и родителей. После активного участия родителей в жизни детского сада мы всегда пишем слова благодарности в социальных сетях, вручаем грамоты, по итогам участия в конкурсах, активного участия и помощи в группе семьи получают письменную благодарность. У детей вырабатывается чувство уважения и гордости за родителей : «Эту поделку сделала моя мама!», «Горку на участке заливал мой папа!». Чем больше мы благодарим родителей за их внимание и поддержку, тем теснее у нас с ними контакт, тем проще нам в последующем обращаться к ним за помощью.
В свою очередь родители имеют возможность обратной связи. У нас есть в группе книга отзывов и предложений. Где родители пишут нам свои благодарности и пожелания. Чем больше мы получаем обратную связь от родителей, видим, что они замечают труд воспитателей, получаем слова благодарности и поддержки, тем самым у нас формируется представление, о том, что родители ценят и видят непростой труд педагога.
В результате нашей многогранной совместной деятельности проявились позитивные эмоции общения, родители стали более коммуникабельны, раскрепощенными, уверенными в положительном опыте своего воспитания, с удовольствием делятся своими умениями и навыками.
Родители активно посещают все праздники. Они видят, что дети стараются, родители вместе с детьми поют песни, играют, танцуют. Приглашая родителей на утренник, мы всегда говорим им о том, что пройдут годы, песни и танцы забудутся, но в своей памяти дети сохранят радость и тепло общения, а родители окунутся в мир прекрасного детства.
Уже традиционным стало проведение праздников, посвящённых Дню матери, Международному Женскому дню. Наши мамы активно участвуют в утреннике. Это не только способствует физическому развитию и укреплению здоровья всех участников, но и полезно для сплочения семьи.
Также после выпуска детей, мы поддерживаем связь с родителями и воспитанниками после выпуска, так в нашей группе проходил "Вечер встречи" выпускников и воспитанников подготовительной группы Львята. Для воспитанников - это опыт общения со школьниками, узнать "Из первых уст" о школе, для выпускников и родителей - это вечер теплых воспоминаний, ностальгия по садику.
В педагогической практике мы используем различные виды наглядности. Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно-информационный материал: ширмы, стенды, папки-передвижки.
У нас есть группа в вайбере, в контакте, где мы делимся с родителями новостями, размещаем фотографии и видео с праздников. Оставляем отзывы, комментарии. Пишем статьи о прошедших мероприятий, приглашаем родителей принимать участие в конкурсах и прочее.
Мы вырабатываем «добрый взгляд» на каждого ребенка. Стараемся видеть в развитии всех детей, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления и привлекать к ним внимание родителей. Стремимся заслужить доверие родителей, организуя свое взаимодействие через «трансляцию родителям положительного образа ребенка».
Беседу стараемся вести под девизом: «Ваш ребенок лучше всех». Сообщаем об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения с другими детьми, результатах учебной деятельности.
Взаимодействие родителей и воспитателей редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Потому что, главная цель педагогов дошкольного учреждения - профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.