шакуля светлана
Опыт работы с ансамблем мелодических колокольчиков
▼ Скачать + Заказать документы
«Опыт работы с ансамблем мелодических колокольчиков».
«Где для детей польза, там же для них
должно быть и удовольствие»
М. Монтень.
Обучение игре на музыкальных инструментах открывает перед ними мир новых звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.
Публикация «Опыт работы с ансамблем мелодических колокольчиков» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Планомерные и систематические занятия с оркестром организуют детский коллектив, способствуют интенсивному и плодотворному развитию музыкальности. Играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают звучание, тембр и естественно входят в мир музыкальной грамоты.
В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетические восприятие и чувства ребёнка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей.
Наконец, игра на музыкальных инструментах создаёт условия детям, которые по разным причинам не умеют чисто интонировать, выразительно двигаться, для активного включения в исполнение музыки, т. е. игра на инструментах активизирует всех детей. [А. Н. Зимина 2010; 169]. «Я это умею, я могу» - закладывается в сознании ребёнка. А это, в свою очередь, старт для будущих открытий ребёнка, его уверенности в собственных силах. Игра на детских музыкальных инструментах включается и в музыкальное занятие, и во вторую половину дня с подгруппой детей. Разученные в ансамбле произведения включаются в концерты или утренники. Детские музыкальные инструменты весьма разнообразны: погремушки, кастаньеты, бубны, барабаны, треугольники, трещотки, ложки, металлофоны, колокольчики и т. д.
Не так давно в коллекции детских музыкальных инструментов нашего учреждения появились мелодические колокольчики. В комплект входят 8 колокольчиков – по количеству цветов радуги
Каждый колокольчик соответствует ноте первой октавы: красный – нота «до», оранжевый - «ре», желтый – «ми», зелёный – «фа», голубой – «соль», синий – «ля», фиолетовый –«си» и дополнительный белого цвета – «до» второй октавы. Дети держат колокольчики произвольно – «как удобно».
Для работы с ними мной разработаны схемы-партитуры, на которых изображена последовательность и длина звуков.
На схемах короткие звуки изображены короткими полосочками, а длинные звуки – длинными. Чтобы у детей не складывалось стереотипное мышление, часть схем сделаны в виде кругов (больших и маленьких соответственно)
Дети очень быстро овладевают игрой на колокольчиках, даже дети средней группы. В старших группах роль дирижёра предлагаю детям. Работаю с колокольчиками около трёх лет и могу сказать об успехах применении этой технологии. В процессе занятий дети закрепляют умение работать в оркестре, учатся играть мелодию, следуя партитуре. Даже самые неактивные или, наоборот, «шустрики» очень ответственно подходят к работе в ансамбле, вовремя вступают, стараются подсказать товарищам.
Моя работа в этом направлении подтолкнула меня на написание сказки-драматизации, которую и предлагаю Вашему вниманию. Сказку можно просто прочитать во время первого знакомства с колокольчиками, можно разучить с детьми старшего дошкольного возраста и представить в виде драматизации.
Сказка про колокольчики.
Цель:
- развивать музыкальность детей.
Задачи:
- закрепить умение детей работать в оркестре;
- продолжать учить детей играть мелодию, следуя схеме-партитуре;
- учить строить своё поведение, придерживаясь роли.
Методические рекомендации для проведения деятельности. На «сцене» стоит домик-теремок. Ведущий (взрослый) рассказывает стихотворение. Из домика следуя тексту выходят дети-«колокольцы» с соответствующим тону колокольчиком и выполняет движения по тексту (До и Ре берут удочки и садятся «рыбачить», Ми – раздаёт пирожки, Фа и Соль – «сеют» и «поливают» грядки, все «колокольчики» передают эмоции и характерные черты). После того, как все «колокольчики» вышли из домика, они выстраиваются перед теремком, все одновременно звонят в колокольчики.
Перед ними выходит ведущий-дирижёр, взмахивает дирижёрской палочкой, и, следуя партитуре, они исполняют мелодию.
Ход деятельности:
Жили-были колокольцы,
Колокольцы – удальцы.
Жили, жили, не тужили,
Крепко-накрепко дружили.
Первый – колокольчик До.
Любил играть он в домино.
Был весёлый и смешной,
Как мальчишка озорной.
С ним жил колокольчик Ре.
Был довольный он вполне,
Колокольчики дружили,
Вместе рыбачить ходили.
Ми – звук мирный, очень звонкий,
Повар он отменный – Ми.
Утром всем на удивленье
Раздаёт он пирожки.
Колокольцы Фа и Соль
Вместе сеяли фасоль,
Дружно грядки поливали,
Урожай все собирали.
Здесь жил колокольчик Ля.
Всё пел песни: «Ля-ля-ля».
Кто к ним в гости не придёт,
Он всегда-всегда поёт.
Си – он сильный колокольчик,
Он могучий был силач.
Очень он любил
Тяжести поднимать.
Соберутся братцы вместе –
Тут идёт такой трезвон!
По всем улицам несётся
Музыкальный перезвон!