Наталья Никишина
Опыт работы «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
Опыт работы воспитателя Никишиной Натальи Александровны
«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, играет всем и познаёт окружающий мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. Именно на игре словом ребёнок учится тонкости русского языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».
А. М. Горький
Публикация «Опыт работы „Роль устного народного творчества в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения.
Общение со взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и, разворачивается позднее.
При недостатке общения, речь ребенка не развивается, и он может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.
Работая с малышами, я замечала замечая интерес детей к потешкам, сказкам, загадкам, и я решила, что они помогут мне «разговорить» детей.
Свою работу я начала с подбора литературы. Подобрала книги Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина о методике развития речи, а также журналы «Дошкольное воспитание» и другую литературу. При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы:
Доступность содержания детям младшего дошкольного возраста.
Познавательная и нравственная значимость.
Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.
Свою работу проводила в основном в режимные моменты. Постепенно стала вводить потешки, загадки, песенки во вступительную часть игр – занятий. Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей с потешек, колыбельных песенок. В начале, при ознакомлении с потешкамии, сказками, прибаутками использовала наглядность. Потешки я обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки. Приятно было наблюдать, как дети использовали потешки во время игры в «дочки-матери», как с любовью они относились к куклам. Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В развлечении «В гостях у бабушки Забавушки», «В гости к солнышку-колоколнышку» и другие дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам.
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора. Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры.
Для решения поставленных задач в группе создана соответствующая развивающая среда. В группе выбрано достаточно освещенное место для книжного уголка. Пополнили уголок новыми красочными книгами с детским фольклором, крупными иллюстрациями к потешкам, такими как: «Ладушки», «Загадки и стишки для самых маленьких», «Большая книга русских народных сказок для самых маленьких» и другие. В группу приобретены дидактические игры для развития речи детей : «Одень куклу соответственно сезону», «Кто как кричит?», «Кто, где живет», «Расскажи сказку» и другие, которые активно используем в непосредственно образовательной деятельности и свободной речевой деятельности. В группе создан театральный уголок, в котором разнообразие видов театров: кукольный, пальчиковый, настольный, ободки животных для инсценирования сказок. Яркая разнообразная среда привлекает внимание детей, и они с удовольствием находят занятия по интересам. Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми.
Особое внимание уделяла укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Провела консультацию для родителей: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей», анкетирование, из которого выяснилось, что не все родители знают виды устного народного творчества, не все в системе читают детям русские народные сказки, употребляют в общении с детьми потешки, поют колыбельные песни, загадывают загадки.
В индивидуальных беседах с родителями рассказывали им о значении эмоционального общения с ребёнком; провели родительское собрание на тему: «Роль загадки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»; организовали для родителей выставку «Книга напрокат», в которую выставляем книги с потешками, загадками, русскими народными сказками для чтения дома.
Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду. Занимаясь художественно – творческой деятельностью фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех игры, хороводы. И всё это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят страх, тревожность, угнетённое состояние. Появляется спокойствие, чувство защищённости, уверенность в себе, в своих силах, ощущение радости.
Я считаю, что ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребёнка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно, осваивает его. Устное народное творчество и другие виды народного искусства должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения, сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о предоставлении возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлении подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Заключение: В дальнейшем планируем продолжить работу по использованию фольклора в развитии речи детей следующим образом :
1. Продолжать пополнять группу дидактическим материалом по развитию речи.
2. Продолжать пополнять уголок ряженья.
3. Продолжать пополнять картотеку фольклорных, дидактических игр.
4. Разнообразить работу с родителями и детьми через проведение совместных фольклорных развлечений.