Окутина Елена
Опыт работы «Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС»
Я, Окутина Елена Ивановна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4» города Зимы Иркутской области, предлагаю вашему вниманию сообщение из опыта работы на тему : «Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС»
Публикация «Опыт работы „Реализация образовательной области „Речевое развитие“ в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи. Мысли о необходимости развития речи у детей содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов:
Сократ и Платон создали теорию подлинного красноречья.
К. Д. Ушинский стал основоположником методики первоначального обучение родному языку. Считал устное народное творчество - важным аспектом в обучении родному языку.
Елизавета Ивановна Тихеева - известный общественный деятель в области дошкольного образования, большое влияние оказала на содержание и методы работы по развитию речи детей в детском саду.
Ефим Аронович Аркин - великий педагог, считал речевое общение детей со взрослыми – источником познание маленьким ребёнком окружающего мира.
И сейчас в наше современное время развитие речи детей не остаётся без внимания, поэтому считаю, что тема моего опыта работы актуальна, так как существует проблема.
Из моих наблюдений выявлено, что у многих детей:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
-Употребление нелитературных слов и выражений.
-Бедность диалогической речи: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
- Не способность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на тему, пересказ текста своими словами.
-Отсутствие логического обоснование своих утверждений и выводов.
-Отсутствие навыков культуры речи.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.
Поэтому важно каждому педагогу выстроить работу по реализации ОО «Речевое развитие» с учётом ФГОС так, чтобы осуществлялась цель и решались задачи речевого развития представленные на слайде в системе.
Для осуществление цели и решения поставленных задач выбрала следующие направления:
- Обогащение предметно-развивающей среды.
- Работа с детьми
- Работа специалистов
- Работа с родителями
Насыщая групповое пространство, я позаботилась в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.
Обогатила книжный уголок яркими, красочными книгами.
Для театрализованного уголка приобрела и изготовила разные виды театра: теневой, пальчиковый, куклы бибабо, верховой, костюмы: лисички, бычка, волка, лягушки, бабки, деда, Машеньки, медведя, парикмахера, доктора – помогли приобрести родители, разнообразные маски приобрела фабричные и изготовила своими руками, разные атрибуты, ширмы для настольного театра и для показа кукольных театров.
Группа оснащена игровым оборудованием для сюжетно-ролевых игр. Таких как дом, больница, магазин, автогараж, парикмахерская и дидактическим оборудованием: различные игры: «Все профессии», «Времена года», «Из чего это сделано?», «Вырасту большим», «Транспорт», «Одежда для куклы», лото ассоциаций: «Домашние животные», «Профессии», «Растения» и другие, которые влияют на развитие речи у детей.
В уголке природы группы есть растения, инвентарь по уходу за ними, гербарии растений, тематические альбомы такие как «Времена года», «Растения и животные нашего края», а так как макетирование способствует развитию речи детей, мы совместно с детьми изготовили макеты: «Горы», «Жители водоёма», «Жители леса», «Аквариум», «Дикие животные», «Домашний двор» и поместили их в уголке природы.
Так как конструктивная деятельность способствует речетворчеству дошкольников, приобрели конструкторы ЛЕГО, конструктор – пазл.
Мной накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий : картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
В своей работе я активно использую информационно-коммуникационные технологии, поэтому для развития речи детей приобрели диски: «Уроки тетушки совы», с развивающего онлайн-портала «Мерсибо» записала на диски компьютерные игры по развитию речи детей (артикуляционные гимнастики, игры на тренировку воздушной струи, увлекательные игры на звукоподражание, конструктор картинок от «Мерсибо, где из элементов можно собрать красочную картину и составить рассказ.
В работе с детьми для осуществление цели и решения задач речевого развития использую методы представленные на слайде.
Применяя наглядные методы: непосредственное наблюдение и его разновидности, провожу наблюдения в природе: за птицами, за ветром, за погодными условиями, осуществляю экскурсии к реке Тиман, на почту, в магазин, в школу, в выездной зоопарк, где дети наблюдают, описывают увиденное, сравнивают, рассказывают о различных явлениях и объектах природы, решают различные ситуации.
Применяя опосредованное наблюдение рассматриваю с детьми игрушки и картины, описываем их, затем составляем рассказы.
Используя словесные методы, читаю и рассказываю детям художественные произведения, заучиваем с ними наизусть стихотворения, пересказываем знакомые им сказки и рассказы, беседуем на темы недели детского сада, интересующие вопросы детей, на сложившиеся ситуации в группе, рассказываем с детьми без опоры на наглядный материал, например на такую тему как «расскажите как провели выходные?», «расскажи как прошёл твой день рождения?». А ещё в театрализованном уголке у нас живёт бабушка- рассказушка, которая может присутствать в любом режимном моменте и просит детей рассказать о своих действиях.
Применяю практические методы используя в работе с детьми различные дидактические игры,
Сказка –один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен.
Перессказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры с удовольствием играют в постановках по сказкам. Особенно любимые «Пых», «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Репка», Поэтому использую
игры драматизации, инсценировки, любят дети выполнять упражнения с лентами с обручами, с мячами под музыку, поэтому использую пластические этюды, как и предыдущие приёмы любимы детьми хороводные игры, с каким удовольствием дети разучивают хороводы готовясь к новому году.
Так как средствами развитие речи считается общение взрослых и детей, изобразительное искусство, музыкальная деятельность, физическая культура, считаю работу специалистов учреждения с детьми целесообразной.
Наряду с решением задач изобразительной деятельности или продуктивной воспитатель по изобразительной деятельности успешно осуществляет развитие речи детей. Деятельность с бумагой, ножницами, строительными деталями, глиной, красками, карандашами - это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. На занятиях изобразительной деятельностью детей знакомят с новыми словами, учит понимать, различать, употреблять слова в активной речи. Ребенок знакомится с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различает и употребляет слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.
Музыкальный руководитель нашего учреждение играет не маловажную роль в развитии речи детей. На его занятиях развиваются, совершенствуются, закрепляются певческие навыки и формируется стереотип правильного произношения звуков, слов. Характеризуя музыкальные произведения – дети подбирают качественные прилагательные. Разучивание песен – предполагает заучивание наизусть. Слушая музыкальные произведения – рисуют образные картины, составляя предложения и рассказы. Проведение праздников – предполагает общение со сверстниками, со взрослыми.
Педагог-психолог проводит занятия и организует игры с целью сплочение детского коллектива, развитие доброжелательного отношение к сверстникам и уважительное отношение к взрослым, учит детей составлять предложение-пожелания. Для проявление инициативы общаться и развития актёрского мастерства применяет сказкотерапию.
Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:
• оформление информационного стенда для родителей о возрастных особенностях детей в приемной группы;
• консультации: “Роль родителей в речевом развитии дошкольника”, “Влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка” и другие;
• проведение конкурсов: «Нарисуем сказку», «Любимые герои мультфильмов»,и др.
• индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями, специалистами;
• консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии;
• практикумы для родителей-показ артикуляционных упражнений для произношения определенных звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
• показ открытых моментов по развитию речи, дни открытых дверей;
• проведение родительских собраний;
• совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи и т. д.
• проведение совместных праздников, соревнований.
Анализ работы с детьми по реализации образовательной области «Речевое развитие» показал, что дети проявляют инициативу в общении, пополняется словарный запас, устная, диалогическая, монологическая речь становится насыщеннее, а это является характеристиками целевых ориентиров речевого развития.
В своей работе я использую следующую литературу, она представлена на
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Академия, 2006. – 400 с.
2. Арушанова А. Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание, 1993 г., № 10.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М. : Мозаика – Синтез, 2004. –272 с.
4. Баймуратова Б. Б. Методика развития речи. – Алматы: Мектеп, 1987 г.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М. : Просвещение, 1981 г., 255 с.
6. Гербова В. В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / В. В. Гербова. –М. : Просвещение, 2002. – 158 с.
7. Дьяченко О. М., Невская П. И. Развитие речи дошкольника. –М. : Просвещение, 1990 г.
8. Запорожец А. В., Лисина М. Н. Развитие речи у дошкольников. – М. : Педагогика, 1974. – 288 с.
9. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. – М. : Просвещение, 1972 г.
10. Логинова В. И., Саморукова П. Г. и др. Дошкольная педагогика. Часть 2. / Под ред. В. И. Логиновой. – М. : Просвещение, 1988. – 270 с.
11. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М. : Просвещение, 1982. – 160 с.
12. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева и др. – М. : Просвещение, 1984. – 240 с.
13. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2000. –240 с.
14. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. – М. : Педагогика, 2003. – 216 с.
15. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984 г.
16. Тихеева Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1981 г., 216 с.
17. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения, Т. 1 / Сост. С. Ф. Егоров. –М. : Педагогика, 1988 г.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт