Валеева Лариса Хасиповна
Развитие связной речи в процессе игровой деятельности
Содержание:
1. Условия возникновения опыта…. 4 стр
2. Актуальность опыта… 4 стр
3. Педагогическая идея…. 5 стр
4. Теоретический раздел… 9 стр 5. Новизна опыта… 10 стр
6. Результативность опыта…10 стр
7. Адресность опыта…. 10стр 8. Литература…. 11стр
Условия возникновения опыта
«Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Развитие связной речи в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем. Часто общаясь с человеком, именно по содержанию речи, по ее грамотности мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне. Чем лучше и понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми.
В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития : формирование словаря, грамматического строя речи, фонематической стороны. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
Актуальность опыта
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Требования ФГОС ДО - для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели - формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу, представителями общества.
Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать связную речь детей.
Педагогическая идея
Уровень развития связной речи детей дошкольного возраста будет достаточно высоким, если, на ряду с другими условиями, будет уделяться должное внимание следующим обстоятельствам:
1) Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2) Широкое применение игровой практики детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
3) Активное вовлечение детей в процесс игровой деятельности при помощи атрибутики и личного примера взрослого.
1. Цель: стимулирование развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Развивать связную речь детей дошкольного возраста в процессе применения игровых методов и приемов.
Повышать качество работы с детьми по развитию связной речи.
Обогащать жизненный опыт детей; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.
Дать детям представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых ситуациях; о структуре связного повествовательного высказывания.
Развивать стремление обсуждать увиденное, делиться своими впечатлениями, переживаниями.
Ожидаемый результат:
Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:
Совершенствование образовательного процесса;
Активизация речевой деятельности дошкольников;
Улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
Повышение профессионального уровня и компетентности педагога. 2. Организация учебно-воспитательного процесса.
Эти задачи решались, главным образом, в процессе подгрупповых и индивидуальных занятий, на которых создавались условия для высокой речевой активности детей, формировался интерес к обучающим занятиям.
Был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме, конспекты занятий, картотека речевых игр и упражнений, наглядно-методические пособия.
Кроме подгрупповых, проводились фронтальные занятия, на которых знакомили детей с разными вариантами начала и окончания сказок, рассказов на материале готовых литературных произведений и серии иллюстраций к ним. Дети пересказывали сказки и отдельные их части. Большое место в работе занимало чтение художественной литературы, в процессе которого обращали внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем заканчивается, на его языковые особенности.
Для полноценного развития речи детей мной в группе создана речевая среда.
Для познавательной и речевой активности детей были мной созданы специальные условия, такие как:
- книжный уголок;
-развивающие и дидактические игры;
-театрализованные игры;
-нетрадиционные техники изо деятельности (рисование, лепка, конструирование);
-работа с живой бумагой;
-пальчиковые игры;
-игры шнуровки;
- центр развития речи;
-игровой уголок для сюжетно-ролевых игр
-нетрадиционное физкультурное оборудование и др.
Планомерная работа во всех образовательных областях:
- непосредственно образовательная деятельность;
-проектная деятельность;
-театрализация;
-совместная деятельность взрослого и детей;
-индивидуальная работа;
-коррекционная работа;
-организация разных видов игровой деятельности с использованием передовых технологий;
- беседы, наблюдения, экскурсии и др.,
-артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика;
-кружок «Хочу всё знать!» в старшей и подготовительной группе;
-мастер классы по «Бумагопластике»;
-самостоятельная деятельность.
Проводилась работа с родителями:
-консультативная помощь с использование ИТК;
- практические занятия с родителями по изготовлению развивающих игр;
- привлечение родителей к изготовлению нетрадиционного физкультурного оборудования;
-привлечение к участию в проектной деятельности;
- практикумы.
3. Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.
Изменение форм организации обучения дошкольников является одним из приемов, направленных на активизацию общения. Помимо занятий в традиционном их понимании, создавались условия, способствующие желанию детей общаться, - моделировать и поддерживать ситуации естественного общения во время всех видов деятельности ребенка : досуга, развлечений, часов, проводимых на прогулке.
Для решения проблемы развития лексико-грамматических навыков у детей использовались следующие формы работы с детьми:
1. Игры на развитие детского словотворчества.
2. Чтение художественной литературы, в том числе сказок и фольклорных произведений.
3. Целевые прогулки и экскурсии.
4. Театрализованная деятельность.
5. Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.
В качестве ведущих методов выступили игровой, наглядно – зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным, проблемно - поисковый. Широко использовались словесные пояснения, указания, вопросы к детям.
Большое место занимало чтение художественной литературы, в процессе которого обращалось внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем, заканчивается, на его языковые особенности. Были составлены методические рекомендации по организации чтения детских произведений
В своей работе я стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Играя, дети учатся находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Стараюсь, чтобы дети словами объясняли свои действия в игре. Эти игры проводятся в группе ежедневно, самостоятельно дети могут играть в течении дня. («Звонкий-глухой», «Назови одним словом», «Ребусы», «Читаем и составляем слова», «Из чего мы сделаны», «Подбери слова к рассказу», «Кто как устроен», «Противоположности», «Прочитай по первым буквам» и другие.)
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством, решаются задачи на сравнение, классификацию.
Пальчиковым играм мы уделяем ежедневно несколько минут времени, как в свободной деятельности, так и на всех видах занятий. Это можно и начинать занятия с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми различных заданий. Для этих игр я использую музыкальные пальчиковые игры. Работа с бумагой, красками, карандашами отражает и углубляет представления детей об окружающем мире, способствует проявлению умственной и речевой активности. На занятиях для развития тонких движений пальцев дети раскладывают мелкие предметы, пуговицы, палочки, бисер, с удовольствием лепят из пластилина и др.
Игры со строительным материалом (конструктором «Лего», мозаикой начинают с самых простых конструкций и постепенно усложняют. У детей возникает интерес построить что – то новое, развивается логическое мышление.
Все упражнения, игры для пальцев превращаются в увлекательную игру, а не в обязательный тренинг.
Для формирования связной речи я использую различные виды театра. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованные игры можно разделить на две основные: игры драматизации и режиссерские. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет артистами, «озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный и т. д
Много играем в сюжетно ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей («Назови игру» - магазин, парикмахерская, кафе; «Назови инструменты» - стетоскоп, бинт, рецепт, шприц; «Какой официант?» - добрый, внимательный, вежливый; Что делает парикмахер – стрижет, смывает, расчесывает)
Перспективный тематический план работы с детьми старшего возраста на учебный год
Сентябрь
1. Продолжать изучать методико-педагогическую литературу по теме: «Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности». 2. Поиск наиболее эффективных игровых приёмов, способствующих развитию связной речи. 3. Создание предметно–пространственной среды. 4. Работа в тетрадях по развитию речи (2раза в месяц) 5. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» («Транспорт»)
Октябрь
1. Ознакомление детей с процессом организации дидактических игр. 2. Консультации для родителей: «Развитие мелкой моторики рук»; «Пальчиковая гимнастика» 3. Работа в тетрадях по развитию речи (2раза в месяц). 4. На родительском собрании вопрос по теме: «Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности». 5. Речевая игра «Волшебные предметы»
Ноябрь
1. Дидактические игры на основе серии картинок: «Играем с карточками». 2. Ознакомление детей с процессом организации сюжетно –ролевой игры. Игры- инсценировки «Больница»; «Магазин», на основе серии картинок. 3. Памятки для родителей по обучению связной речи. 4. Работа в тетрадях по развитию речи (2раза в месяц)
Декабрь 1. Инсценировка русской народной сказки «Три медведя». 2. Ознакомление детей с процессом нетрадиционной техники изо деятельности (рисование, лепка, конструирование 3. Анкетирование родителей по теме «Развитие связной речи в процессе игровой деятельности». 4. Работа в тетрадях по развитию речи (2раза в месяц) 5. Дидактические игры: «Хорошо-плохо» (по лексическим темам, «Кто больше увидит и назовёт», «Что напутал Буратино?», «Разложи картинку», «Скажи, что делает и что будет делать», и другие.
Январь 1. Подготовка консультации для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». 2. Ознакомление детей с процессом организации художественно- речевой деятельности, на основе серии картинок. 3. Сценарий вечера- развлечения на тему «Не трать время зря». 4. Театральные игры: «Из какой сказки этот герой?», «Угадай настроение», «Для какой сказки подходят эти атрибуты?» 5. Работа в тетрадях по развитию речи (2раза в месяц) 6. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» («Насекомые»)
Февраль. 1. Наличие картотек и игр способствующих развитию связной речи. 2. Вечер загадок «Сказки Бабушки -Загадушки». 3. Пальчиковые игры: «Куколка», «Семья», «Цыплята», «Грибы» 4. Изготовить альбом с демонстрационным материалом на тему: «Мы играем» 5. Памятка для родителей: «Правильное использование детьми компьютера дома». 6. Работа в тетрадях по развитию речи (2раза в месяц)
Март 1. Памятка для родителей: «Чему ребёнок обучается в игре». 2. Дидактические игры: «Узнай меня», «Что общего и чем отличаются?», «Продолжи предложения», «Угадай, кто сказал». 3. Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад». 4. Экскурсии: «В прачечную», «Кухню» и т. д. 5. Работа в тетрадях по развитию речи (2раза в месяц)
Апрель 1. Памятки для родителей по обучению связной речи. 2. Консультация для родителей: «Организация игровой деятельности дошкольника дома». 3. Выставка детских рисунков «Любимая игрушка». 4. Конкурс «Загадки – отгадки» 5. Работа в тетрадях по развитию речи (2раза в месяц) 6. Речевая игра «Добрый колобок»
Май 1. Работа с живой бумагой 2. Изготовление родителями нетрадиционного физкультурного оборудования 3. Индивидуальные беседы – рекомендации для родителей «Как разговорить ребенка». 4. Работа в тетрадях по развитию речи (2раза в месяц) 5. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» («Животные»)
Теоретический раздел
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей и самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Особенности развития связной речи изучались Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи.
По определению С. Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л. С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок овладевает грамматическими средствами и моделирует эту действительность. Закономерности развития связной речи с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А. М. Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно формированию связной речи, изменение ее функции зависит от содержания, условий, форм обучения ребенка с окружающим, определяется уровнем его интеллектуального развития.
В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работах известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в том, что игра - является одним из наиболее действенных средством развития связной речи детей дошкольного возраста. Так как игра это доступный, полезный и эффективный метод развития речи. И поскольку процесс развития связной речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка, я считаю применение игровых технологий позволяет повысить эффективность обучения и развития детей.
Результативность опыта
Результативность:
Диагностическое обследование речевых умений по методике
О. Ушаковой показала
Уровень 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа
Высокий 2% 7% 40%
Средний 53% 58% 39%
Низкий 45% 35% 21%
Положительная динамика по развитию речи детей составила : рост высокого уровня на 38%, уменьшение низкого на 24%
Вывод:
Анализ результатов до и после моей работы наглядно свидетельствует об эффективности методов и приемов. Дети улучшили свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось.
Работа показала, что дети старшего дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования игрушек, серии сюжетных картинок в ситуациях общения детей друг с другом, педагогом. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребёнка и более результативным.
Адресность опыта
Методические материалы направлены на развитие связной речи с детьми старшего дошкольного возраста через игровую деятельность. Материалы опыта будут интересны для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Воспитатели могут использовать перспективное планирование на год «Развитие связной речи детей в игровой деятельности» для детей старшей и подготовительной групп
Литература
Дидактические материалы и учебная литература обеспечения педагогического процесса :
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000. -400с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М. : Академия, 1999. -159с.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981. -255с.
4. Гербова В. В. Рассказывание по восприятию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр "Академия", 1999. - С. 170-173.
5. Давыдова О. И., Федоренко В. И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы современного образования //Сборник научных статей. -Барнаул: БГПУ, 2001. -С. 128-133.
6. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О. С. Ушаковой. -М. : Совершенство, 2001. -368с.
7. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 1976. -127с.
8. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание. -1983.-№5.-С. 34-35.
9. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина -М. : Просвещение, 1984. -223с.
10. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошкольное воспитание. -1999.-№9.-С. 94-97.; №11.-С. 77-80.; №12.-С. 101-104.
11. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М. : Просвещение, 1981. -159с.
12. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1998.-№9.-С. 71-78.