Айгюль Хадыева
Развитие социально-коммуникативных навыков посредством использования дидактической куклы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Ласточка»
Опыт работы
развитие социально-коммуникативных навыков посредством
использованию дидактической куклы
3 года жизни
Воспитатели: Хадыева А. Р
Содержание работы
Ведение….…. 3
1. Теоретическая часть…. 4
1.1. Особенности развития социально-коммуникативных навыков у детей
от 2 до 3 лет…4
Публикация «Развитие социально-коммуникативных навыков посредством использования дидактической куклы» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
1.2. Влияние дидактической куклы на развитие социально - коммуникативных
навыков у детей от 2 до 3 лет…. 5
2. Практическая часть…. 6
2.1. 1 этап – аналитический…. 6
2.2. 2 этап – подготовительный…. …6
2.3 3 этап – основной …. 6
2.4. Заключительный….….8
Список литературы….…9
Приложение….….….10
Введение.
Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами. Социально-коммуникативное развитие дошкольника необходимо рассматривать как результат влияния многих факторов, как внутренних, так и внешних. К внешним факторам можно отнести систему норм, правил и требований общества и ближайшего окружения ребенка. А внутренним фактором выступает процесс, идущий в соответствии с внутренними предпосылками: возрастными и функциональными возможностями ребенка, благодаря которым осуществляется отбор, принятие и присвоение ценностного содержания.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Основы социально - коммуникативного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей.
Одним из наиболее эффективных средств становления нравственно-психологической культуры дошкольника является создание единого образовательного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, природы и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятельность. В раннем детстве все свободное время дети заняты игрой. Игра – уникальная деятельность малыша, а также средство его воспитания и развития. В раннем возрасте ребенок осваивает разные виды игр: игры-забавы, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации, дидактические игры. Каждая из них выполняет свою образовательную и обучающую функцию. Практически все способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Но только игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество.
Современная педагогическая практика позволяет утверждать, что в период зарождения ролевой игры не только девочки, но и мальчики с удовольствием играют в куклы : кормят и лечат, носят на руках и баюкают, катают в коляске и пеленают, совершенно не отставая в умениях и активности от сверстниц. Дошкольник, мальчик или девочка, прежде всего человек, а кукла помогает развитию именно человеческих качеств и проявлений в ребенке. Вот почему игровые занятия с куклой актуальны для развития личностной культуры, как девочек, так и мальчиков.
Цель: формирование коммуникативных навыков посредством дидактической куклы.
Задачи:
- определить уровень сформированности коммуникативных навыков.
- разработать план мероприятий
- провести работу по формированию коммуникативных навыков посредством дидактической куклы
- определить эффективность работы по развитию коммуникативных навыков.
1. Теоретическая часть. Психолого-педагогические особенности в развитии социально-коммуникативных навыков у детей от 2 до 3 лет с использованием дидактической куклы.
1.1. Особенности в развитии социально-коммуникативных навыков у детей 3 года жизни.
Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок -- предмет -- взрослый (Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова) [17]. Содержание совместной деятельности составляет освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов. В конце младенчества ребенок выделил предметы как нечто постоянное, имеющее устойчивые свойства. Теперь он стремится научиться действовать с ними.
Современные подходы к изучению познавательной и когнитивной деятельности в онтогенезе в детском возрасте в основном базируются на исследованиях известных ученых прошлого века: Д. Эльконина, Л. Выготский, Л. Венгера, В. Мухиной, А. Костюка, А. Запорожца и др. Научное видение с тех пор изменилось мало. Но изменилась социальная ситуация развития современного ребенка раннего возраста:
- в обществе имеют место теории свободного саморазвития ребенка, которые сводят роль взрослого на нет;
- среди молодых родителей существует мнение о необходимости форсированного умственного развития ребенка с рождения (изучение иностранных языков, курсы развивающего обучения, развитие логического мышления с детства т. д.);
- акцентуация внимания некоторых педагогов и родителей на широком использовании компьютерных технологий, привлечение к ним ребенка с детства, не учитывая его морфо-функциональные особенности и состояния здоровья;
- развитие психики ребенка экспериментально исследуется в основном в психологическом аспекте, а в педагогическом - процесс развития ребенка рассматривается в рамках детской деятельности. По мнению Д. Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях. Во -- первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Во -- вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия
Процесс психического развития ребенка происходит путем присвоение им историко-культурного опыта человечества. Основой для такого усвоения является познавательная и эмоциональная деятельность. Формирование у детей активного отношения к окружающей действительности и инициативы – одна из главных линий воспитания, поскольку собственная активность ребенка является одним из условий его полноценного психического развития. Среди всех видов деятельности ребенка особое место занимают сюжетные игры. По своему характеру они становятся более сложными по сравнению с играми ребенка второго года жизни. Играя, малыш старается воспроизвести уже многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным».). При этом он отражает не только последовательность и взаимосвязь действий, но и социальные отношения. Например, ласково обращается с куклой или сердится на нее, наказывает, делает замечания. Появляются элементы ролевой игры.
Новым в развитии деятельности ребенка третьего года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель: «Я буду строить дом», «Я буду лечить куклу». Таким образом, появляются элементы планирования.
1.2. Влияние дидактической куклы на развитие социально-коммуникативных навыков у детей от 2 до 3 лет.
Дидактическая кукла в младшем дошкольном возрасте, является тем инструментарием – методическим приёмом, который используется, в первую очередь в совместной деятельности (на занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим миром, изодеятельности и как игровая мотивация. В самостоятельной деятельности, кукла играет роль специального тренажера при обучении малышей одеванию и раздеванию, при укладывании спать, в игровых ситуациях сюжетно-ролевой игры «Семья», «Больница», «Парикмахерская» и др., с её помощью дети осваивают игровые действия и правила, учатся действовать с предметами – заместителями.
Образовательная работа с малышами может быть организована с помощью самых различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами, выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в зависимости от целей, ради которых она проводится.
При организации игровых занятий необходимо:
- включение игровых разминок в вводной части занятия, формирующих у малышей мотивацию к деятельности, эмоционально-положительное отношение ко взрослым и сверстникам;
- эмоциональное сопровождение объяснений, показа действий: чтением наизусть небольших художественных текстов (пестушек, уговорушек, потешек, пением колыбельных песенок;
- инициирование воспитателем повторения художественного слова детьми во время их самостоятельных действий и повторов;
- обеспечение каждого ребенка комплектом необходимого оборудования;
Перевод специально организованной деятельности в свободную игровую.
Куклы являются неотъемлемой частью детской игры и имеют большое значение в последующем формировании личностных качеств малыша. Этнографы заметили, что между игровым процессом и тем, чем при этом пользуется ребенок, закладывает основополагающий круг его навыков, понятий. Подготавливает его к взрослению и общению с окружающим миром. Игра с куклой стимулирует развитие ребенка, то есть те качества и навыки, которые будут в дальнейшем необходимы в жизни, в процессе его взаимодействия с обществом. Кукла является предметом, который обязан не только организовывать и сопровождать игру, но и способствовать всестороннему развитию вашего малыша. Они являются тем предметом, посредством которого происходит его знакомство с окружающим взрослым миром, развитие его способностей к взаимодействию с ним. Но они могут приобщать ребёнка к материальным, духовным ценностям только тогда, когда сами наделены содержанием: каким создан её образ, из какого материала ее изготавливают, характеру изображения.
2. Практическая часть
Работа с детьми и родителями по развитию социально-коммуникативных навыков проводилась поэтапно:
- аналитический
- подготовительный
- основной
- заключительный.
В каждом этапе решались соответствующие задачи.
.
1 этап – аналитический
Задача: определить уровень сформированности коммуникативных навыков.
Для констатации уровня сформированности знаний детей была проведена диагностика.
В диагностике участвовали 11 детей.
Результаты показали, что 9 детей имеют низкий уровень сформированности коммуникативных навыков, 2 детей имеют средний уровень, т. е. знания имеются, но неустойчивые.
Чтобы определить отношение родителей к развитию социально-коммуникативных навыков у детей и создание единого образовательного пространства родителям была предложена анкета. Результаты проведенного мониторинга показали, что все родители считают вопрос развития социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста актуальным и своевременным.
2 этап - подготовительный
Основной целью этого этапа являлось:
- определение содержания работы по использованию дидактической куклы с соблюдением системности.
- изучить методическую литературу для определения эффективности использования дидактической куклы в развитии социально-коммуникативных навыков.
- разработать план мероприятий по использованию дидактической куклы.
- создать РППС, способствующей лучшему и практическому формированию коммуникативных навыков.
Для создания единого педагогического пространства и повышения компетенции родителей в формировании коммуникативных навыков у детей, было организовано родительское собрание «Развиваем ребёнка в игре», проведены беседы и консультации.
Развивающая среда пополнена различными играми, атрибутами и костюмами для сюжетно-ролевых игр, различными видами театра.
В родительском уголке была размещена информация: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет», «Роль семьи в воспитании ребёнка», папка-передвижка «Опасные предметы», «Правила дорожного движения. Памятка родителям»
буклет-памятка «Безопасность ребёнка дома»
3 этап основной – формирующий.
На основном этапе работа проводилась по нескольким блокам:
1 блок – «Я сам!»
Задачами 1 блока «Я сам! являются
- формировать умение овладевать культурно-гигиеническими навыками;
- побуждать детей к самостоятельности;
- развивать предпосылки трудовой деятельности;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам и вещам;
- приучать детей следить за своим внешним видом;
- формировать элементарные навыки поведения во время еды: пользоваться столовыми приборами, салфеткой и т. д.
Подбирался иллюстративный материал «Предметы гигиены», «Одежда». Разучивали при умывании потешки «Водичка-водичка», при расчесывании «Расти коса до пояса». Чтение художественной литературы А. Барто «Катя в яслях», «Маша растеряша», «Девочка чумазая», Е. Благининой «Научи обуваться и братца», «Новая одежда»
Играли в сюжетно-ролевые игры: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки», «Купание куклы Кати», «Стирка кукольного белья», «Сделаем кукле прическу».
2 блок – «Семья»
Задачами 2 блока являются:
- Формирование у детей представление о семье, родственных отношениях;
- закреплять знания имен родителей, бабушек и дедушек;
- развивать память, речь, мелкую моторику рук.
Подбирался иллюстративный материал «Посуда», «Мебель»
Играли в пальчиковые игры «Это пальчик дедушка…», «Пальчик, пальчик где ты был?», «Строим дом»
Сюжетно-ролевые игры: «Напоим куклу чаем», «Катя проснулась», «Покатаем кукол с горки», «Новая комната для кукол», «Дочки матери», «Кукла Катя заболела», «День рождения куклы Кати»
Использовали чтение литературы Е. Благинина «Новая одежда», З. Александрова «В рукавичках новеньких», О. Высоцкая «На санках», С. Капутикян «Маша обедает», «Моя бабушка»
Читали сказки «Семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Разучивали песенки «Я пеку, пеку, пеку…»
3 блок – «Моя безопасность»
Задачей 3 блока «Моя безопасность» являются:
- знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе;
- формировать первичное представление о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств;
- знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами;
- знакомить с понятием «можно – нельзя», «опасно».
Рассматривали сюжетные картины «Хорошо-плохо», рассматривали изображение светофора, автомобиля и его частей.
Играли в дидактические игры «С чем можно играть, а с чем нет», «Огонь друг, огонь враг», «Светофор
Сжетно-ролевые игры «Покатаем кукол на машине»
Играли в пальчиковые игры «Спички», «Машины», «Пожарные»
Проводились ситуативные разговоры: «Правила безопасности дома и в группе»
«Как правильно играть с животными», «Расскажи, что будет с мишкой, если он будет играть со спичками?». Рассматривание картины «Кошкин дом»
Игрушки «Пожарная машина»
Консультации для родителей на тему:
- «Социально-коммуникативное развитие ребенка младшего возраста»
- «Для чего нужна коммуникация ребенку младшего дошкольного возраста?»
- «Игра, как лучший способ социально-коммуникативного развития ребенка любого возраста»
- Изготовление одежды для куклы по сезонам, развивающих ковриков, дидактических игр, плоскостных кукол, атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
4 этап - заключительный
Задачи: определить эффективность проделанной работы.
На заключительном этапе работы мы выяснили что уровень развития коммуникативных навыков у наших детей значительно увеличился. Была проведена итоговая диагностика, результаты которой были следующие:
3 детей имеют низкий уровень сформированности социально-коммуникативных навыков, в связи с тем, что они часто пропускали детский сад из-за болезни.
Средний уровень имеют 6 детей. У этих детей частично сформированы знания, умения и навыки.
Высокий уровень 2 ребенка, знания, умения и навыки достаточно сформированны.
По результатам диагностики сделаны выводы об эффективности проведенной работы.
У детей повысился уровень самостоятельности, дети стали бережнее относится к игрушкам и вещам, познакомились с элементарными правилами безопасности в группе, на улице и в быту. Стали называть членов своей семьи и их имена, имена детей в группе. У детей появились игровые навыки.
Таким образом, поставленные цели и задачи были достигнуты.
Дидактическая кукла является эффективным способом развития социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста.
Все это подтверждает актуальность выбранной нами темы.
Исходя из полученных результатов, наблюдая положительную динамику развития коммуникативного развития планируем :
- использовать и в дальнейшем в работе с детьми дидактическую куклу;
- продолжать пополнять предметно-развивающую среду дидактическим материалом для работы с пособием;
- совершенствовать работу по взаимодействию с родителями в разных формах: консультации, папки - передвижки, привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях.
Используемая литература :
1. «Ребенок третьего года жизни» под ред. С. Н. Теплюк, Москва, «Мозаика-Синтез», 2011г.
2. О. Р. Меремьянина «Вместе с куклой я расту», Волгоград, «Учитель», 2012г.
Л. Павлова, В. Сотникова
3. «Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования», Москва, «Обруч», 2013г.