Марина Подлужная
Опыт работы «Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 комбинированного вида
«Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность»
Подлужной Марины Владимировны
Воспитателя МБДОУ д/с №4
г. Вичуга
2021
Тема: «Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность»
Актуальность:
Публикация «Опыт работы „Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.
Занимаясь с детьми театром, я ставлю перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к театру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Цель работы: Создание условий, обеспечивающих эффективное использование различных видов театра для развития речи детей
Задачи:
• Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме;
• Раскрыть виды театрализованных игр;
• Изучить роль театрализованных игр на речевое развитие детей;
• Проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми, методику руководства играми-драматизациями.
• Разработать методические рекомендации для родителей
• Создать условия, обеспечивающие эффективное использование различных видов театра
• Развивать речь детей средствами театра: через игры - подражания, имитации, инсценировки, игры – драматизации.
• Способствовать переходу театрализованных игр в самостоятельную деятельность.
• Поддерживать стремление ребенка включаться в общение всеми средствами, как речевыми, так и неречевыми (мимика, жесты, движения, позы и т. п.).
• Провести сравнительную диагностику речевого развития.
Реализация постановленных задач:
Поскольку дети, посещающие группу – малыши, то ведущая роль в театрализованной деятельности принадлежит педагогу.
Вначале показываю детям сказку, используя различные виды театра, сама читаю текст. В работе использую русские народные сказки по возрасту, русский фольклор: песенки, потешки, прибаутки, колыбельные песенки и т. п. Например, такие как: «Кисонька – мурысонька», «Курочка – рябушечка», «Мишка – косолапый», «Коза рогатая», «Котя – котичек - коток», «Собачка - тучка», «Как у нашего кота», «Петушок, петушок…», «Тень – тень – потетень…», «Два веселых гуся», стихи А. Барто, З. Александровой «Мой мишка», сказки Маршака, В. Сутеева и другие, соответствующие возрасту детей.
После показа сказки идет совместная работа с детьми. Мы обсуждаем сказку с тем, чтобы дети усвоили ее содержание, персонажей. Привлекаю детей к проговариванию отдельных фрагментов, отрывков из сказки (например, учим песенку колобка).
Затем привлекаю детей к инсценировке либо полностью, например «Курочка Ряба», «Репка», либо фрагментов сказки («Колобок», «Заюшкина избушка»).
Провожу с ребятами различные игровые упражнения на умение передать образ персонажа, действия, например: покажи, как скачет зайка, как идет медведь, коза рогатая, как испугалась бабушка, как дед тянул репку, как звал на помощь и т. д.
По мере того, как дети овладевают содержанием произведения, их активность в повторных играх возрастает. При повторных показах я уже привлекаю детей себе в помощники с тем, чтобы они передвигали фигурки героев и проговаривали их слова. Используем маски, элементы костюмов для инсценировки самими детьми.
Если все сделано правильно, дети заинтересованы, то игра переходит в самостоятельную деятельность. Здесь я либо вношу театр по сказке и даю детям для игры, либо после нашей совместной деятельности я предоставляю детям все атрибуты, игрушки, и они также играют самостоятельно.
Часто бывает, что дети сами повторяют все, что мы делали вместе, либо импровизируют, любят играть, используя маски – шапочки различных животных.
Есть дети в группе, которые могут взять настольный театр по сказке и полностью воспроизвести ее, при этом другие малыши садятся вокруг и смотрят сказку.
Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми. Мы играем с куклами пальчикового театра, в пальчиковые игры, с различными видами театра, учим стихи.
Методы:
• Показ
• Рассматривание
• Вопросы
• Чтение художественной литературы
• Сюрпризный момент
• Поэтапное освоение детьми театрализованной деятельностью в соответствии с возрастом.
• Интерактивное взаимодействие по сюжетам сказок.
Методика организации театральной деятельности:
Организация театральной деятельности педагогом осуществляется педагогом в трех основных направлениях
• Подготовка к показу театра
• Показ театра
• Анализ просмотренного театра
Виды театра, которые мы используем в детском саду:
• Настольный кукольный театр.
• Театр масок.
• Пальчиковый театр.
• Театр «живых» теней.
• Театр на конусах.
• Театр на втулках
• Театр на ложках
• Театр на стаканах
• Театр на указателях
• Театр на тарелках
Благодаря различным видам театров ребенок может:
• Преодолеть неуверенность в себе
• Преодолеть застенчивость
• Может стать более раскрепощенным
• Развить способность концентрации внимания
• Обогатить словарный запас
• Развивать речь, воображение.
Благодаря пальчиковым играм ребенок может:
• научиться управлять ручками и каждым отдельным пальчиком – увеличивается точность движений;
• развить мелкую моторику и речь;
• сформировать уверенность в своих силах;
• обогатить словарный запас;
• синхронизировать работу правого полушария мозга, отвечающего за образы различных явлений, и левого – логического, позволяющего выражать их словами;
• сформировать сильные и гибкие пальцы и кисти рук, имеющие хорошую подвижность;
Предполагаемый результат
• Активное участие ребенка в играх – инсценировках, драматизациях, в театрализованных играх, в пальчиковых играх.
• Стремление ребенка сопровождать речью свои действия, умение общаться в театрализованных играх.
• Проявление эмоциональной отзывчивости на доступные возрасту литературно – художественные произведения, песенки, потешки.
• Первичное освоение режиссерской театрализованной игры: настольного театра, театра игрушек, плоскостного, пальчикового.
Организация работы с педагогами и семьями воспитанников
Для успешной реализации поставленных задач необходимо тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации, рекомендации, советы по использованию театральной деятельности для развития речи детей раннего возраста.
Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребенка вызывает общение с родными, близкими людьми, поэтому мы рассказывали родителям о значении театральной деятельности для сближения с ребенком и развития речи, составили перспективный план по работе с родителями (приложение).
Провели консультации: «Зачем театр детям», «Как устроить домашний театр для детей», «Играем в театр», «Виды кукольных театров», «театральная деятельность в детском саду», «Покажите мне театр», «Театр и дети», «Домашний театр», «Мир театра и ребенок».
Провели мастер – класс на тему: «Театральная игрушка своими руками»
Заключение:
Использование театральной деятельности в работе с детьми дало свои результаты:
1. Использование театральной деятельности в работе с детьми позволило более успешно пройти адаптационный период. По итогам анализа результатов прохождения адаптационного периода у детей не наблюдалось случаев тяжелого прохождения адаптации (100% средняя адаптация)
2. Анализ проведенной работы позволяет убедиться, что использование театральной деятельности позволило повысить уровень речевого развития. Для того, чтобы проверить эффективность проводимой работы был проведен промежуточный мониторинг развития речи детей (сентябрь-декабрь). Малыши более активно стали отвечать на вопросы, использовать в речи глаголы, прилагательные, обозначающие признак предмета, повысился общий уровень развития речи детей, многие дети способны повторять за взрослыми сочетания из двух слов, строят предложения из двух слов, некоторые строят несложное предложение. Многие дети делятся впечатлениями, переживаниями.
Таким образом, анализ проведенной работы позволяет убедиться, что включение в систему работы по развитию речи театрализованной деятельности позволяет повысить уровень речевого развития детей.
3. В группе преобладает эмоционально-комфортная обстановка: дети спокойны, эмоционально отзывчивы на деятельность педагога, доброжелательно общаются между собой и со взрослыми, с желанием идут в детский сад.
4. Работа с родителями способствовала обогащению развивающей среды группы, формированию интереса родителей в использовании театральной деятельности дома.
Таким образом, театральная деятельность является одной из форм речевого развития детей.
Итог проделанной работы можно увидеть, если проанализировать полученные результаты мониторинга уровня развития речи детей на начало и конец года.
На конец учебного года, в результате проделанной работы уровень развития речи у детей повысился и составил В= %, С= %, Н=%
Перспективы:
В дальнейшем планирую продолжить работу по театральной деятельности для развития речи детей.
• Обогащать группу новыми театрами
• Разнообразить работу с родителями проведением мастер-классов по изготовлению театров своими руками
• Разнообразить работу с родителями проведением мастер – классов по изготовлению театров своими руками.