Олеся Николаевна Ковалева
Опыт использования инновационных образовательных технологий в образовательных организациях на учебных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт использования инновационных образовательных технологий в образовательных организациях на учебных занятиях и внеурочной работе.
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Как гласит китайская пословица
«Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
Целью и задачей экспериментальной деятельности - является развития у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.
Расширению представлений у детей об окружающем мире.
Развитию пониманий взаимосвязей в природе.
Публикация «Опыт использования инновационных образовательных технологий в образовательных организациях на учебных занятиях» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развитию мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
Воспитанию стремления сохранять и оберегать природный мир.
Актуальность работы:
Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Опытно-экспериментальная деятельность это один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста. Она позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи, и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
На старшем году жизни детей, продолжается обогащение опыта по познанию окружающего мира.
На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. С детьми проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на батарее); " Чей домик крепче: из каких материалов?», «Ветер сдул домик и почему". Дети учатся сравнивать свойства песка, и глины, узнают и расширяют свои представления о свойствах самой обычной воды: и воздуха их значении, «Как сделать узоры в воде?», «Как налить воду с горкой?» «Как образуются вихри?», «Как сделать, чтоб теннисный шарик мог летать?», о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла, сделать интересные открытия.
Для активизации процесса экспериментирования мы используем простые упражнения и проблемные вопросы:
• Почему карандаш рисует, а палочка нет;
• Что будет, если снег принести в комнату?;
• Почему шарик катится, а кубик нет?;
• Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);
• Какой шарик тяжелее? Почему? (пластиковый или железный);
• Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);
• Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок);
• Какая вода? (свойства воды);
• Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);
• Давайте подумаем, почему салфетка осталась сухой в стакане, который находился в воде?
• Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска);
• Почему этот камушек нагрелся сильнее? (потому что он черного цвета);
Организация работы по экспериментированию в нашем детском саду осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям:
* Живая природа: (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
* Неживая природа: (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
* Человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).
В процессе экспериментирования дети приобретают навыки межличностного общения и сотрудничества: умеют договариваться, отстаивают свое мнение, рассуждают в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций мы обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.
Так же учим детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?
После каждого эксперимента мы приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места.
Инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, "Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через 10 дней".
Необходимо стимулировать детей к самостоятельному анализу результатов опытов, стремлению делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
Экспериментирование может быть организованно в таких формах : 1. Совместная (партнёрская) деятельность педагога и воспитанников, 2. Самостоятельная деятельность детей.
В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:
* Осознание того, что хочешь узнать.
* Формирование задачи исследования.
* Продумывание методики эксперимента.
* Выслушивание инструкций и критических замечаний.
* Прогнозирование результатов.
* Выполнение работы.
* Соблюдение правил безопасности.
* Наблюдение результатов.
* Анализ полученных данных.
* Словесный отчет об увиденном.
* Формирование выводов
Педагогами нашего детского сада на базе свободного помещения был создан центр экспериментирования, в котором воспитатели и родители разместили и продолжают пополнять наш «Центр науки» различными коллекциями, экспонатами, редкими предметами (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п., различным природным, бросовым материалом, уголок природы пополнили комнатными цветами в соответствии с программой. Для проведения различных опытов были куплены : микроскопы, лупы, фонарики, календари, светящийся глобус, парафиновую лампу для наблюдений пластиковые колбы, пипетки, нужные реактивы, (которые хранятся в недоступном для детей месте и используются только в присутствии взрослых, подобрана картотека поэтапного выполнения эксперимента, интересная познавательно - энциклопедическая литература, в которой можно прочитать о различных природных явлениях а затем на практике проверить.
Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей подготовили консультации по исследовательской деятельности дошкольников., провели практикумы для родителей, где познакомили с тем, как можно без затрат из любого бросового материала провести в домашних условиях эксперимент.
Для поддержания интереса у детей к экспериментированию можно рекомендовать родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляется наглядная информация по проведению опытов, фото стенды.
Используемая литература
Литература для подготовки:
1. Деркунская В. А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004
3. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006
Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004,
4. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013
5. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
6. Материалы Интернет-сайтов.
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохоровой.