Сыромятникова Дарья Витальевна
Опыт работы «Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к родному краю через цикл занятий «Родной Урал»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
У каждого народа свои культурные традиции и мы не должны забывать о своем прошлом. Именно родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Поэтому нужны ориентиры для воспитания детей, ориентиры, которые помогут детям полюбить свой край, таким, какой он есть, сделать его краше и лучше.
Публикация «Опыт работы „Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к родному краю через цикл занятий „Родной Урал“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Урал - наш край родной
- Темочки
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, мною был разработан цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста «Родной Урал». При разработке своих занятий, я учитывала возрастные особенности детей, и включила задачи базовой программы учреждения «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.
Цель работы заключается в создании условий для проявления познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к родному краю.
Мною была выдвинута гипотеза: Если проводить целенаправленную работу по ознакомлению старших дошкольников с красотой Урала, с его богатствами (полезными ископаемыми, самоцветами, промыслами, то это окажет положительное воздействие на развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе; 2. Определить показатели уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к родному краю. 3. Выявить уровень развития интереса к родному краю у детей старшего дошкольного возраста. 4. Разработать и апробировать цикл занятий «Родной Урал» по ознакомлению дошкольников с красотой Урала, с его богатствами (полезными ископаемыми, самоцветами, промыслами); 5. Проанализировать влияние цикла занятий «Родной Урал» на развитие познавательного интереса. 6. Повышать профессиональную квалификацию по данной тематике.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов: общетеоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта); эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение за дошкольниками на занятиях и в повседневной жизни, беседы с детьми, изучение продуктов детской деятельности).
Цель разработанного цикла занятий - воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса, уважительного и бережного отношения к природе, культуре, истории родного края
Задачи цикла занятий :
I. Образовательные задачи:
1. Продолжать формировать у детей представления о родном крае : история, символика, достопримечательности.
2. Расширить знания детей о к
3. Познакомить с культурой и традициями, красотой и богатствами Уральского края.
4. Обобщить знания детей о произведениях П. П. Бажова
II. Воспитательные задачи:
1. Пробудить в детях чувство любви к своему, краю, уважение к его традициям и обычаям, желание узнать о нем больше.
2. Воспитывать любовь к людям, воспевающим Урал.
III. Развивающие задачи :
1. Развивать познавательный интерес к родному краю.
2Развивать умение использовать разные средства для получения информации.
3. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя, вести диалог.
4. Развивать творческие способности детей.
Задачи для педагога:
• Определить необходимый и достаточный объем содержания.
• Составить цикл занятий, разработать конспект итогового мероприятий.
• Подготовить материал для центров активности.
Разработаны следующие циклы занятий :
1. «Земля. Родина. Урал.»-4 конспекта
Содержание:
Рассматривание иллюстраций «Горы Урала», «Природа России», «Природа Урала», «Флора и фауна Урала»
Беседы «Моя Родина-Урал», «Возникновение Урала, его история», «Легенды Урала».
Дидактические игры «Узнай где я нахожусь?», «Собери картинку».
Чтение и обсуждение пословиц, стихотворений об Урале, разучивание стихотворений о нем.
Просмотр видеоматериалов, фильмов о России, Урале.
2. «Мир полезных ископаемых»- 3конспекта
Содержание:
Беседа: Чем отличаются горы от равнины? Как обнаружить их на карте? Каким цветом они обозначены? Горы можно сравнить с каменной одеждой Земли. Многие камни из коллекции – это как бы кусочки гор. Но помните, что камни, горы – это неживая природа. Беседа “Как появляются горы?”
Экспериментальная деятельность: – “Горный рельеф”. (Накрыть платком ладонь. Платок – это земная кора. Пошевелить пальцами, согнуть их – “земная кора” приходит в движение и т. д.)
Домашнее задание для родителей: просмотр детской энциклопедической литературы по теме. Обсуждение.
Рассказ воспитателя “Путешествие вглубь Земли”. Использование слов: геологи, полезные ископаемые:, уголь, мел, мрамор, соль, руда, гранит и т. д.
Рассматривание иллюстраций. Чтение “Сказки об угольке” (“Мир вокруг нас” с. 69). Обсуждение.
Экспериментальная деятельность: Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит?
Домашнее задание для родителей: рассмотреть иллюстрации и обсудить информацию из детской энциклопедии на тему “Внутри Земли”.
Загадывание загадок о полезных ископаемых:
– Неказист с виду клад, а народ ему рад, Из земли подымится – за все работы примется? (нефть, уголь, газ)
– В воде родится, а воды боится? (Соль.)
– Без чего обед не вкусный? (Без соли.)
Игра “Мы геологи”. Найти по карте спрятанные полезные ископаемые.
Рассказ воспитателя “Как добывают полезные ископаемые?”. Воспитатель делает акцент на профессиях: геолог, машинист электровоза, экскаватора. Использование слов: карьер, буровые станки, экскаватор и т. д.
Просмотр фотографий, слайдов.
Прослушивание песен о профессиях.
Конструирование из строительного материала “Карьер”. Обыгрывание постройки в сюжетно – ролевой игре “Мы добываем руду”.
3. «Бажов П. П. и его сказы»- 3 конспекта
Содержание:
Беседа «Бажов – знаменитый Уральский сказатель»
Чтение рассказов П. П. Бажова «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Огневушка – поскакушка», «Голубая змейка» и др.
Игра «Узнай сказку по: обложке, имени героя, отрывку, диалогу, предмету, слову, звуку»
Игра «Придумай счастливый конец сказу»
Просмотр мультфильмов “Хозяйка Медной горы”, «Серебряное копытце» и др.
4. «Каслинские богатства»- 2 конспекта
Содержание:
Рассказ воспитателя «Касли-город на Урале».
Рссматривание иллюстраций, экспонатов выставки «Каслинское литье».
Рисование и лепка «Мы маленькие мастера Касли».
5. «Какие бывают камни?»-4конспекта
Содержание:
Знакомство с самыми простыми и часто встречающимися горными породами (для дошкольников они называются просто камешки). В процессе ознакомления дети знакомятся со свойствами камней: твердый – мягкий, легкий – тяжелый, светлый – темный, матовый – блестящий, гладкий – шероховатый и т. д.
Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Свойства камней» Работа с чудесным мешочком
Чтение рассказа «О чем шептались камушки?»
Рассказ воспитателя “Камни в природе”
Чтение «Сказки про лежачий камень, под который вода не течет». Беседа о прочитанном.
Дать первоначальные представления детям о том, какие камни добывают на Урале.
Беседа о пользе и красоте минералов, о том, какие драгоценные камни добывают на Урале (малахит, янтарь, алмаз, золото).
Просмотр иллюстраций. Пластилиновые фантазии. Экспериментальная деятельность: Рассматривание через лупу камней с различными рисунками. Описать “кто что видит” (кристаллики, трещинки, узоры и т. д.)
Рассматривание иллюстраций на темы: “Драгоценные камни” и «Драгоценные камни в украшениях».
Чтение сказки «О Даниле – мастере». Беседа о том, что люди, создающие красоту, называются мастерами. Выставка уральских мастеров
6. Знакомство с мини-музеями ДОУ и группы.
Задачи данного цикла занятий :
- Дать первоначальные представления о музее, где хранятся интересные и красивые камни, чугунные статуэтки, помочь детям освоиться в музейном пространстве;
- прививать навыки поведения в музее; вызвать у детей положительный эмоциональный отклик;
- дать общее представление о музее и коллекции, дать понятие о том, что хранится в музее.
Экскурсия. Внимание детей акцентируется на предметах, представленных на выставке. Используются слова: экскурсовод, выставка, коллекция, музей, история и т. д. Проводится фотосъемка. Педагог беседует с детьми об увиденном.
Вторая встреча. Экскурсия. Внимание детей акцентируется на коллекции камней. Работа с коллекцией. Предложить детям самостоятельно рассмотреть камешки. Какие из экспонатов они видели раньше? Где? Дети описывают их, высказывают свое эмоциональное отношение к камням, к музею. Воспитатель беседует с детьми об увиденном.
Игры по направлению: «Какими бывают камни».
1. «Вспомни сказку». Называйте известные сказки, рассказы. Задача детей – вспомнить, в какой из них говорится о камнях («Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник изумрудного города», «Три поросенка»).
2. «Камень, ножницы, бумага». Дети делятся на группы по 2 – 3 человека. Взрослый говорит: «Камень, ножницы, бумага!». Услышав последнее слово, участники игры при помощи рук изображают один из указанных предметов (открытые ладошки – бумага, сжатые кулачки – камень, два выпрямленных пальца – ножницы). Дети доказывают, что его предмет победил. Выигрывает тот, чей показанный предмет может победить все остальные.
3. «Что исчезло?» (На развитие памяти и наблюдательности) Положить на стол несколько камней, хорошо отличающихся друг от друга. Участник игры должен их запомнить, затем он отворачивается, а вы убираете один камешек. Задача ребенка - определить, какой именно.
4. «Найди свой камень». Каждый ребенок выбирает камень, запоминает его. Затем все камни складываются в одну кучу и перемешиваются. Задание: найти свой камешек. Игра «Гора и камешки». Дети – «камешки» стоят вместе, тесно прижавшись, изображая гору. Ведущий говорит: «Жила-была большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли года. Вода проливалась на гору дождями и точила камни. Ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности. Вот покатился с горы камешек (один ребенок уходит от остальных, потом другой, третий, (другие дети по очереди отходят от остальных). Гора становилась все меньше и меньше (все дети расходятся) и стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили большую гору.
Сочинение рассказов и сказок.
1. Ребенок выбирает камешек и сочиняет о нем сказку, где «жил» раньше, как появился на свет и т. д.
2. Можно использовать крупные камни на территории садика и придумать историю, что случится с ним в будущем
3. Дети становятся вокруг большого камня и сочиняют сказку по очереди.
Конспекты занятий можно использовать целиком, как итоговые фронтальные занятия, также делить и работать с подгруппой детей.
На фестиваль педагогических идей предлагаю конспект итогового занятия цикла «В гостях у Хозяйки Медной горы»
В заключении хочу казать, что в дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтоб сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять большое внимание комплексному изучения родного края,страны в целом.
Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом, и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала : лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только прекрасна уральская земля. Она – сказочно богата. На весь мир славится своими камнями: малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором; полезными ископаемыми: углем, рудой, золотом, промыслами.
Я думаю, что проживая на Урале, а тем более в сельской местности, необходимо прививать любовь детей к родному краю, к природным объектам, замечать красоту в природе.
Знакомство с камнями, каслинским литьем способствует развитию познавательного интереса дошкольников, в том числе к деятельности экспериментирования. Ведь дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Их заинтересовало, почему некоторые металлы притягивает магнит, а некоторые – нет; как появляются горы; почему тонут камни. Ребята спорили, доказывали, рассуждали, добивались результата, научились самостоятельно делать выводы. Если не могли найти ответы на свои вопросы, обращались к взрослым, к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Это способствует развитию самостоятельной, творческой личности. А как обогащается и пополняется словарный запас детей! Ведь читая произведения, мы сталкиваемся с незнакомыми словами, требующими объяснения; интересными сравнениями и т. д.