Галина Макеева
Опыт работы «Развитие художественно-эстетического потенциала личности дошкольника средствами ДПИ»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие художественно-эстетического потенциала личности дошкольника средствами ДПИ
Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,
умение понимать и ценить произведения искусства,
приобщаться к художественному творчеству.
Дошкольный возраст важнейший период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Актуальной темой на сегодняшний день является: введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей».
Работу по художественно-эстетическому развитию мы построили в соответствии с основной образовательной программой дошкольной образовательной организации детского сада «Рябинушка», разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом основной
образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.
Решая годовую задачу в данном направлении мы поставили Цель– развитие художественно-эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусство.
Для достижения поставленной цели решали следующие задачи:
-Формировать интерес к народному искусству.
-Развивать эстетические чувства, эмоции.
-Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства».
-Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, художественных промыслах, народных игрушках.
-Развивать индивидуальность ребёнка, творческие способности через приобщение к духовным ценностям, умение импровизировать.
- Развивать самостоятельность, желание проявлять инициативу.
Изучив требования ФГОС к развивающей предметно- пространственной среде, исходя из поставленных задач создали предметно-пространственную среду : мини-музей «Народное творчество», куклы в русских костюмах, папки «Жизнь людей в старину», «Народное творчество», «Где русские люди узор выбирали» и др., альбомы в электронном виде «Русская изба», «Горница», «Русские народные костюмы», «Посуда», «Домашняя утварь», предметы быта. Окружая детей предметами национального характера мы помогаем им понять, что они - часть великого русского народа.
Реализация годовой задачи в группе проходила через долгосрочный проект «Чудеса из чудес» С детьми были проведены занятия по ознакомлению с традициями, праздниками и обрядами русского народа, знакомство с народным костюмом и декоративно-прикладным искусством, русскими народными сказками, дети знакомились с потешками, пословицами, поговорками, народными приметами. Детей знакомили со сказочно прекрасными росписями (гжель, жостовская роспись, городецкая роспись и хохлома) на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке, резьбе по дереву; причудливые деревянные и глиняные игрушки.
При выполнении изделий народного декоративно – прикладного искусства дети опытным путем приобретали навыки творческого преобразования, вкладывали свои впечатления в рисунок или слепок. Развивалось внимание, память, представления, фантазия, способность к поиску и освоению средств графического выражения
Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи ребенка. Мы составляли с детьми описательные рассказы про игрушки, которые они сделали. При изготовлении игрушек, составлении плана работы дети проговаривают свои действия - развивается связная речь детей; дети учатся сравнивать, описывать, выражать свои чувства - увеличивается словарный запас детей, формируется грамматический строй речи.
При тесном сотрудничестве с инструктором по физической культуре с детьми были разучены такие игры, как «Горелки», «Золотые ворота», «Гуси-гуси», «Масленица», «Мороз Красный нос», «Краски», «Колечко», «Заря-заряница», «Бояре» и др. Дети с большим удовольствием играют в них. Через народные игры мы учим детей выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.
Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют развитию воображения, формированию образности речи.
Неоценима роль загадок в познании окружающего мира. Ещё в древности загадки служили средством проверки мудрости. Именно с помощью загадок народные познания передавались из поколения в поколение. Педагогическая ценность загадок заключается в том, что она знакомит с радостью «мышления», направляет внимание на предметы и явления, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений и признаков.
Прежде чем отгадать загадку мы с детьми рассматривали предмет, выделяли основные признаки.
С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников
Так-же в работе с детьми используем пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивая свою речь. Приглашая друг друга к труду, говорили «Чем больше рук, тем легче труд». Как организующий момент на занятии использовалась пословица: «Делу – время, потехе – час», настраивающий детей на последующую работу. Я старалась использовать пословицы в разных делах.
В образовательный процесс вовлекли не только детей, но и родителей, чтобы они могли овладеть педагогическими навыками, которые будут им необходимы при обучении ребенка в школе. В своем сотрудничестве с родителями с целью формирования их активной позиции использовали следующие формы и методы работы : родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, дискуссии, было проведено совместное развлечении «Посиделки», анкетирование. Родители заинтересовались данной темой и нами был обобщён опыт семьи Беляевых по теме: «Художественно- эстетическое развитие ребёнка через приобщение к народному творчеству»
Сделав сравнительный анализ, отметили, что уровень развития в данном направлении увеличился на 0,7 балла (начало года- 3,1 на конец проекта 3,8)
В заключении хочется отметить, что работа по данному направлению является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.