Галина Копылова
Опыт работы «Взаимодействие с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Копылова Г. П.,
МАДОУ детский сад «Росинка»,
обособленное структурное подразделение детский сад N 1 «Солнечный»,
г. Новоуральск
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ».
Из опыта работы.
Семья, как нам известно, это образец для подражания. Ребёнок берёт примеры поведения с отца и матери, братьев и сестёр.
Публикация «Опыт работы „Взаимодействие с семьями воспитанников“» размещена в разделах
Любая педагогика без семьи – невозможна. В семье складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что воспитание ребёнка и развитие не может протекать само по себе.
В нормативно-правовых документах: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 44, «Семейного кодекса» (статья 63 п. 1, и «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», предусмотрена ответственность родителей за воспитание и развитие своих детей, а дошкольные образовательные учреждения оказывают помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей. Вследствие этого возникли предпосылки для равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Развитие детей раннего возраста требует от окружающих его взрослых повышенного внимания по формированию эмоциональной сферы и устойчивой адаптации к условиям жизни в обществе, поэтому работа по организации тесного партнерского сотрудничества с родителями воспитанников строится через решение следующих задач:
- изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (обеспечение родителей необходимыми знаниями в воспитании и развитии детей);
- включение родителей в совместную партнерскую деятельность с целью участия родителей в решении образовательных задач.
При организации взаимодействия с семьями воспитанников мы руководствуемся следующими принципами:
- целенаправленность, систематичность, плановость;
- дифференцированный подход к работе с родителями с учетом специфики каждой семьи;
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок, родитель полноправный член образовательного процесса);
- уважение и доброжелательность друг к другу.
По результатам диагностического этапа мотивационного уровня готовности родителей к сотрудничеству с детским учреждением были выделены следующие типы семей:
- 1 группа: активные родители. Они легко идут на контакт с педагогами, стремятся расширить свои познания в области педагогики и психологии.
- 2 группа: менее активные родители. Они способны выполнить разовые поручения. При этом они не отрицают необходимости сотрудничества с ДОУ, но при минимальной затрате усилий с их стороны, мотивируя свою пассивность недостатком времени.
- 3 группа: пассивные родители. Они тяжело включаются в образовательный процесс, с неохотой идут на контакт, имеют устоявшиеся позиции в отношении средств воспитательного воздействия на своего ребенка и не понимают необходимости коррекционной работы по развитию детей.
Анализ выявленных различий в семейном воспитании позволил выделить факторы, определившие основные направления взаимодействия с семьями воспитанников :
- несовпадение запросов и ожиданий родителей по отношению к детскому саду;
- недостаточная компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей;
- отсутствие интереса к традиционным формам взаимодействия детского учреждения с семьей.
Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками. Имея достаточный опыт работы с детьми (13 лет, я всё больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно добиться хороших результатов, прийти к поставленной цели. Поэтому свои отношения с родителями строю на основе сотрудничества и взаимного уважения.
Наиболее эффективные формы сотрудничества с семьей :
Встречи круглого стола «Деловые игры».
В проведении круглого стола «Деловые игры» успешно реализовался принцип партнерского диалога, общение происходило в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания и развития детей с участием специалистов детского сада «Кроха в кризисе», «Учимся не болеть», «Будем говорить правильно», «Роль семьи в воспитании детей».
Формы работы :
Тренинги, консультации, мастер – классы, занятия – практикумы, презентации.
Опыт показал, что для родителей такая форма взаимодействия является важным событием благодаря актуальности обсуждаемых вопросов, насыщенности встреч, важной информацией теоретического и практического плана, возможностями обсудить интересующие их вопросы, обменяться мнениями по семейному опыту.
Клуб «Заботливые родители»
Клуб создан с целью активизации сотрудничества между педагогами группы и семьями воспитанников.
Формы работы нашего клуба достаточно разнообразны: творческие мастерские, электронные сборники консультаций «Шпаргалки для родителей», игровые занятия, видеотеки, совместные праздники.
Работа клуба заключалась в проведении совместных детско - родительских мероприятий, направленных на повышение уровня компетентности родителей по вопросам развития детей и обогащения детско – родительских отношений:
- творческая мастерская «Мастерилка» позволила расширить представления родителей о возможностях использования нетрадиционного оборудования в домашних условиях для развития детей;
- игровые занятия «Ладушки» с вовлечением родителей в совместную игровую деятельность с детьми способствовали обогащению игрового опыта родителей;
- традиционными стали совместные праздники «Летнее путешествие», «Широкая масленица», «Праздник бантиков». Атмосфера совместной деятельности дала возможность раскрыться друг перед другом и взрослым и детям, заметно сблизиться.
Организованная совместная деятельность повысила мотивацию участия родителей в образовательном процессе, способствовала формированию их активной позиции в сотрудничестве с детским садом.
Проектная деятельность «Я и моя семья»
Эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников с целью вовлечения их в образовательный процесс и для наиболее качественной реализации задач развития детско – родительских отношений стала совместная проектная деятельность.
В рамках реализации педагогических проектов «Я и моя семья» были организованы детско – родительские игротеки, творческие выставки, акции; создана видеотека практических материалов.
- детско – родительские игротеки «Маленькие помощники», «Поиграем вместе» в ходе которых родители в игровой форме имели возможность познакомиться с организацией разных видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Результатом стала выставка семейных фотоколлажей по совместной детско – родительской деятельности;
- видеотека «Я играю с малышом», в которую вошли семейные фотопрезентации и видеосъемки игровой деятельности детей и взрослого позволили родителям в наиболее интересной форме представить свой опыт по воспитанию и развитию детей;
Участвуя в проектной деятельности, родители имели возможность не только узнать, чем занимается ребенок в детском саду, но и принять активное участие в образовательном процессе группы, демонстрируя свой опыт семейного воспитания, что способствовало формированию общей культуры семьи, выстраиванию жизненных ценностей и налаживанию более тесного контакта с коллективом родителей.
Из пассивных «наблюдателей» и «заказчиков» образовательного процесса родители стали активными участниками педагогического сотрудничества. Родители и воспитанники принимали активное участие в конкурсных мероприятиях разного уровня и направлений: в международных конкурсах участвовало 52 % семей, все участники удостоены дипломов победителей; на городских выставках и конкурсах участвовало 88 % семей, из них 59 % имеют дипломы победителей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013.
2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. ТЦ Сфера, Москва, 2009 г.
3. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с родителями. ТЦ Сфера, Москва, 2009 г.
4. Евдокимова Е., Додокина Н., Кудрявцева Н. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. Мозаика- Синтез. 2009.
5. Михайлова-Свирская Л. Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО. Просвещение. 2016.
6. Шитова Е. Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. Учитель. 2016.