Ольга Гусева
Из опыта работы «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
АННОТАЦИЯ
Опыт работы по сенсорному развитию детей раннего возраста разработан воспитателем Гусевой О. В. МБДОУ детский сад №20 в процессе реализации одной из задач годового плана учреждения в 2017 – 2018 учебном году.
Гусева О. В. второй год работает с детьми раннего возраста по программе «От рождения до школы». Основной целью НОД по данному направлению является развитие всех сфер деятельности детей, формирование у детей различных способностей. Совместная деятельность проводится в игровой форме. Умело используются различные виды мотивации детской деятельности. В процессе проведения совместной деятельности педагог учитывает интеллектуальные возможности обучающихся (организованные формы обучения проводятся по подгруппам). Программные задачи по сенсорному развитию детей включаются в другие разделы программы.
Публикация «Из опыта работы „Сенсомоторное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Вносимый в совместную деятельность материал дети имеют возможность использовать в процессе свободной самостоятельной деятельности. Все организуемые и проводимые мероприятия дают неплохие результаты.
ВВЕДЕНИЕ
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Поэтому я выбрала тему: «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста».
Условия возникновения опыта:
Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.
В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному.
С. А. Козлова, Т. А. Куликова дают такое определение: «… сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия…»
По Поддъякову Н. Н. сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).
Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом, оно направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления.
Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.
Определение Венгер Л. А. отличается от предыдущих понятий. Он указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе.
Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Таким образом, проанализировав и просинтезировав, указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.
ОСНОВНАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Мы работаем с детьми раннего возраста по программе «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС, используем новые технологии по сенсорному развитию детей.
Мы организуем работу по сенсорному развитию детей так:
создаем условия для развития самостоятельной познавательной активности;
• разрабатываем и используем наиболее эффективные средства
и методы сенсорного воспитания, внедряем инновации;
• расширяем кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения
• успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие детей.
Ведущими задачами является следующее:
*создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
*Развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
*Знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам- цвету, форме, размеру.
Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов. Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы:
• непосредственно организованную деятельность «Предметный мир», «Помощники, которые всегда с тобой».
• Игры –экспериментирования
• Проектную деятельность
• Художественное творчество
• Наблюдение
• Дидактические игры
Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра - самая любимая и естественная деятельность детей раннего возраста, сенсорное развитие осуществляем через игровую деятельность.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны;
учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение;
развивается и познает мир.
Предлагаем детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щетками: «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Вот какие палочки», «Разноцветные вагончики» и т. д.
Знания, полученные во время игры, помогают детям и в жизни.
«Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурочки на своих башмачках».
В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика.
Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.
Умеют выполнять простейший сенсорный анализ.
Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны.
В ДОУ разработана система сенсорного развития воспитанников.
Для успешной организации сенсорного развития в группе создана нестандартная предметно- развивающая среда.
Оформлен сенсорный уголок
Детский уголок экспериментирования
Для развития сенсорной культуры младших дошкольников использую дидактические игры, практическую предметную деятельность обследования и сравнения, а также разные виды детской деятельности, особенно рисование красками, карандашами, лепку, музыкальные и конструктивные игры, двигательную деятельность.
Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач.
Восприятие мира ребенка младшего возраста идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую, исследовательскую деятельность, с удовольствием манипулируют разными предметами.
Поэтому в русле инновационной работы я использую детское экспериментирование.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: сон, игру, прогулку, занятие, прием пищи. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности- экспериментированию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно отметить эффективность проводимой работы в ДОУ по сенсорному развитию с детьми раннего возраста.
Систематические организованные НОД и совместная деятельность по сенсорному развитию, организация предметно-развивающей среды позволяют решать задачи сенсорного развития детей раннего возраста, развивают умственную активность, самостоятельную речь детей, активность, любознательность, что способствует повышению эффективности и качества воспитательно -образовательной работы в целом.
В дальнейшем я планирую совершенствоваться в данном направлении (знакомство с новинками методической литературы, изучение опыта работы коллег, совершенствование предметно-развивающей среды).
В заключении хотелось бы отметить: как много надо сделать взрослым, чтобы помочь детям научиться понимать окружающий мир.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
• Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. и др. «Кроха»: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет, 2003.
• Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Комплексные занятия с детьми раннего возраста, 2005.
• Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перспективный план
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Октябрь
«В стране фигурок человечков»- познакомить детей с кругом;
Д. и. «Найди такую же»- продолжать знакомство с кругом;
Д. и. «Построим башню»- познакомить со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение, определение величины предмета по отношению к друг другу (большой- маленький);
«Раскрась человечков»- знакомство с основными цветами.
Аппликация: «Большие и маленькие яблочки на тарелке»-закреплять представления о различии предметов по величине;
Лепка «Колобок»- закрепить умение лепить округлые предметы;
Ноябрь
Д. и. «Спрячь мышку»- продолжать знакомство со цветом, соотношением цветов;
«Раскрась паровоз»- продолжать знакомство с понятием большой- маленький;
«Дорожки»- познакомить с понятием длинный- короткий;
«Раскрась карандаши»- продолжать знакомство с понятие длинный, короткий.
«В стране фигурок человечков»- познакомить с квадратом.
Рисование: «Красивые воздушные шары»- учить рисовать округлые предметы;
Аппликация на полосе: «Шарики и кубики»- учить сравнивать квадрат и круг, называть их различия;
«Прищепка»- развивать мелкую моторику рук;
Декабрь:
«Ручейки»- продолжать знакомить с понятие длинный- короткий;
«Раскрась круг, квадрат»- продолжать знакомство с кругом и квадратом;
Рисование: «Снежные комочки»- продолжать учить рисовать предметы круглой формы;
Лепка: «Лепёшки, большие и маленькие»- продолжать учить отщипывать большие и маленькие комочки от большого куска глины;
Д. и. «Воздушные шарики»- учить привязывать нитку к шарики такого же цвета;
«Раскрась фартуки матрёшкам»- закреплять основные цвета;
«Пирамидки»- продолжать учить правильно собирать пирамидку, закреплять понятие большой и маленький;
«Елочка»- развивать мелкую моторику рук;
«Тёплый- холодный»- развивать тактильное восприятие.
Январь:
«Ленточки»- учить сравнивать два предмета по ширине, используя приём наложения и приложения;
«Тактильные мешочки»- развивать тактильные качества, мелкую моторику рук;
Лото: «Цвет»- развивать представления об основных цветах;
Д. и. «В стране фигурок человечков»- познакомить с фигурой треугольник;
Аппликация:«Ёлочка»- продолжать знакомство с треугольником, с понятием большой- маленький;
Рисование: «Снеговик»- продолжать учить рисовать круглые предметы;
Д. и. «Ромашка»- развитие мелкой моторики рук;
«Построим домик»- развитие представлений о геом. фигурах;
«Чудесный мешочек»- развивать тактильные умения, закреплять знание геом. фигур.
Февраль:
«Построим башенку»- познакомить с понятием высокий- низкий;
Д. и. «Лёгкий - тяжёлый»- предоставить возможность почувствовать мету тяжести знакомых предметов;
«Подбери фигуру»- закреплять представления о геом. фигурах;
«Тактильный мешочек»- развивать тактильные умения, мелкую моторику рук;
Аппликация: «Красивая тарелочка»- Учить располагать в определённом порядке круги и квадраты на круглой основе;
Д. и. «Узнай и сравни»- закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приёмом приложения;
Рисование: «Красивый поезд»- учить изображать предметы прямоугольной формы;
Д. и. «Цветные коллекции»- развивать зрительное восприятие цвета.
Март:
Д. и. «Отгадай, что звучит»- развивать слуховое восприятие;
Лепка: «Неваляшка»– учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей одинаковой по форме, но разной величины;
Д. и. «Гости»- познакомить со способом группировки по форме геом. фигур;
Аппликация: «Салфетка»- учить составлять узор из кружочков и квадратов на бумажной салфетке квадратной формы, располагая кружки в углах квадрата, а квадраты между ними;
Игры с мозаикой - развивать мелкую моторику рук;
Д. и. «Найди заплатку»- закреплять понятия цвет и форма;
Рисование: «Скворечник»- учить рисовать предмет, состоящий из прямоугольной формы, круга, прямой крыши;
«Сравни по высоте»- закреплять умение сравнивать предметы по высоте.
Апрель:
Аппликация: «Скворечник» - учить изображать предметы, состоящие из нескольких частей, определять форму предмета (круглая, прямоугольная, треугольная»;
Лепка: «Миски трёх медведей»- учить лепить мисочки разного размера;
Д. и. «Геометрическое лото»- познакомить со способом соотнесения формы изображённого предмета с геометрической фигурой;
«Окрас воды»- познакомить с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями (светлый, тёмный, светлее, темнее);
Д. и. «Разноцветные комнаты»- развивать представления об основных цветах спектра;
Д. и. «Угадай на вкус»- обогащать вкусовые ощущения;
Игры с крышками- развивать мелкую моторику рук.
Май
Лепка: «Цыплята на лугу»- продолжать учить лепить круглые предметы;
Рисование: «Цыплята на лугу»- продолжать учить рисовать предметы округлой формы;
Д. и. «Найди такой же»- закреплять знание геом. форм;
«Раскрась рисунок»- учить раскрашивать геом. фигуры определённым цветом;
«Лабиринты»- развивать мелкую моторику рук;
Д. и. «Накормим мишек»- учить использовать способы соотнесения предметов по величине при установлении соотнесения между 2-3 предметными рядами;
«Сложи из палочек»- развивать зрительное восприятие, мелкую моторику;
Д. и. «Продолжи ряд»- развивать зрительное восприятие, соотнесение цвета и формы.