МААМ-картинки

Мастер-класс из опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (9 фото)

людмила баранова
Мастер-класс из опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

С развитием речи у малыша напрямую связана мелкая моторика ручек. Поэтому для того, чтобы малыш с пеленок уже готовился к ораторскому искусству, нужно особое внимание обратить на фундамент развития речевого аппарата.

Публикация «Мастер-класс из опыта работы „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Лев Семенович называет социальной ситуацией развития в данном возрасте" [Выготский Л. С. Собр. соч. : В 6 т. М. : Педагогика, 1982, 1984. т. 4; 258].

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому актуальность мелкой моторики бесспорна, и способствовать ее развитию нужно с пеленок. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов.

Клаве (исп. clave дословно — «ключ»)— простейший кубинский народный ударный инструмент африканского происхождения: две палочки из твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Музыкант, играющий на клаве (обычно— певец, держит одну из палочек в руке таким образом, чтобы ладонь образовывала своего рода резонатор, а другой палочкой наносит по первой ритмичные удары, извлекая чёткие звуки высокого тона. Клаве может использоваться для исполнения различных ритмических рисунков. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Цель:

--развивать и улучшать координацию и точность движений.

Задачи :

-- развивать и улучшать общую двигательную активность (подвижные игры, физ. минутки);

-содействовать нормализации речевой функции (пальчиковая гимнастика, стихи, чистоговорки, потешки);

-развивать психические процессы, а так же творческую активность;

-учить правильно держать в руке карандаш, ручку, фломастер (правше/левше);

-создавать комфортную обстановку в общении; -улучшить предметно-развивающую среду групп.

Достигнутые результаты:

-Благодаря применению наработанного материала на практике, по результатам диагностического обследования, у воспитанников 3-4-х лет наблюдается совершенствование речевых навыков, повысился уровень изобразительных навыков. А также, у многих детей заметно повысилась самооценка.

Введение

М. Монтессори, В. А. Сухомлинский, А. Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц. При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека. С развитием речи у малыша напрямую связана мелкая моторика ручек. То есть развивая моторику рук ребенка, мы можем с первых месяцев жизни эффективно влиять на будущее развитие как его письменной, так и устной речи. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому актуальность мелкой моторики бесспорна, и способствовать ее развитию нужно с пеленок.

Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. С первых месяцев жизни малыша начинает интересовать окружающие предметы, он сначала неосознанно, а потом вполне целенаправленно взаимодействует с ними. Развитие мелкой моторики для малышей заключается в проведении игр. В данном материале мы рассмотрим основные игры на музыкальном инструменте, клавесах, для развития мелкой моторики рук детей.

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

- в 2-3 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики; откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии; умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку;

- в 3-4 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику; правильно держит карандаш.

Таким образом, под понятием «мелкая моторика рук» подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

1.Развитие мелкой моторики рук

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют

развитию мозга» И. П. Павлов

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используют термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют другие психические функции – мышления, памяти, внимания.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Функция человеческой руки уникальна и универсальна.

Просмотрев работы разных авторов можно сказать, что педагоги по-разному подходят к данной проблеме. Предпочтение отдается у некоторых рисованию и штриховке, у кого - то лепке и конструированию. Единое мнение у всех педагогов в том, что работа по развитию мелкой моторики должна строиться на комплексном подходе в сочетании развития речи, знакомство детей с окружающим и предметным миром, привитию эстетических и нравственных норм, использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности, физкультминуток, массажа, пальчиковых и игровых упражнений. Это обеспечивает саморазвитие каждого ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает именно ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность ребенка.

Работая с детьми, я прилагаю все усилия, чтобы развить и укрепить руку и пальчики ребенка, сделав их послушными, подвижными и ловкими. Провожу фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, где использую игры и упражнения для развития мелкой моторики рук. Так же использую нетрадиционные методы рисования с детьми, делая творческую деятельность ребенка интереснее. Но я обратила внимание на то, что детям очень нравится игра с клавесами, погремушками, разными игрушками-инструментами, которые издают звуки.

После поставленных целей и задач, выбрала формы, методы и приемы и занялась отбором материала, поиском всевозможных пальчиковых игр и упражнений, постепенно формируя и пополняя методическую картотеку для нашей группы.

В своей работе я стараюсь добиваться того, чтобы все упражнения ребенок делал с радостью, легко. При выполнении каждого упражнения слежу за тем, чтобы все пальчики ребенка были задействованы (начали с того, что выучили названия пальчиков). В группе имеются такие дидактические игры как шнуровки, пазлы, мозаики, трафареты по лексическим темам, счетные палочки (дети выкладывают из них разные фигурки, различные массажеры, су-джок и многое другое. Например, трафареты овощей и фруктов обводим, затем штрихуем, либо закрашиваем, стараясь не выходить за контур, с некоторыми работаю, вложив руку ребенка в свою. Из счетных палочек делаем геометрические фигуры. Работая со шнуровками, делаем красивые стежки на кораблике (по теме транспорт) и т. д.

Основные принципы работы по развитию мелкой моторики рук у детей должны соответствовать основным педагогическим принципам и носить развивающий характер, систематичность и последовательность, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Слова В. А. Сухомлинского «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли». Развивая руку ребенка, мы развиваем его мозг, где идет сопоставление зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Доказано, что развитие мелкой моторики ребенка тесно связанно с развитием речи. Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев).Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

2. Игры и упражнения

1.Поздороваться с пальчиками

Мама, мама, - Что, что, что?

Гости едут, - Ну и что?

Здрасьте, здрасьте - Чмок, чмок, чмок!

2. Как звать каждый пальчик

В гости к пальчику большому,

Прибегали прямо к дому,

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинец-малышок,

Постучался на порог.

Все мы пальчики-друзья.

Друг без друга нам нельзя.

Клаве (исп. clave дословно— «ключ»)— простейший кубинский народный ударный инструмент африканского происхождения: две палочки из твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Музыкант, играющий на клаве (обычно— певец, держит одну из палочек в руке таким образом, чтобы ладонь образовывала своего рода резонатор, а другой палочкой наносит по первой ритмичные удары, извлекая чёткие звуки высокого тона. Клаве может использоваться для исполнения различных ритмических рисунков.

Упражнения с клавесами

1. Берём клавес и «греем руки» (добываем огонь);

2. Положить на ладошку и балансировать (поочерёдно меняем руки);

3. Положить на 2 пальца и балансировать (поочерёдно меняем руки);

4.«Варим суп» - клавесом «размешиваем» запястьем вправо и влево;

5. Два клавеса катаем в руке;

6. Клавесы ставим друг на друга;

7.«Забиваем гвозди» - один клавес в руке как гвоздь, а второй как малоток;

8.«Выбиваем пыль» - стучим сверху и снизу;

9. Как скалкой катаем по ногам, рукам.

Для музыкальных занятий:

1. Барабан и барабанные палочки;

2.«Дирижёр оркестра»;

3. Перекрещиваем руки (хорошо развивает навыки писать и читать);

Музыкальные инструменты:

Флейта, дудочка, гитара.

Заключение

Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. Моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Благодаря применению наработанного материала на практике, по результатам диагностического обследования, у воспитанников наблюдается совершенствование речевых навыков, повысился уровень изобразительных навыков. А также, у многих детей заметно повысилась самооценка.

Список использованной литературы

2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга

ребенка. - М. : Просвещение, 1973. - 228 с.

3. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. -

М. : Академический проект, 2010. - 453 с.

4. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб. : Питер, 2012. - 593 с.

5. Интернет-ресурсы.

6.https://orechi.ru/razvitie-rechi/razvitie-melkoj-motoriki-ruk-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.

7.https://zhdumalisha.ru/rebenok/razvitie-melkoy-motoriki-ruk-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.html.

Мастер-класс из опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Фото «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс из опыта работы - фото
Развитие ребенка Материалы для педагогов развитием речи у малыша напрямую связана Мелкая моторика мелкая моторика ручек Поэтому для того чтобы малыш с пеленок уже готовился к ораторскому искусству нужно особое внимание обратить на фундамент развития речевого аппарата Публикация Мастер класс из опыта работы Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста размещена в разделах Мелкая моторика Опыт работы практика Развитие ребенка Это отношение Лев Семенович называет социальной ситуацией развития в данном возрасте Выготский Л
Публикации по теме:

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». Из опыта работы С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо.

Опыт работы «Развитие сенсорики и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игр» Слайд 1 Доклад из опыта работы «Развитие сенсорики и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры».

Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности» Мастер-класс для родителей- "Изготовление объёмной поделки «Павлин» из цветной бумаги». Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы.

Из опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей посредством конструирования из деталей разнообразных конструкторов»Из опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей посредством конструирования из деталей разнообразных конструкторов» Из опыта работы воспитателя Ермолаевой Н. Н. Я работаю в группе компенсирующей направленности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Мастер-класс «Волшебные пальчики» Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим.

Мастер-класс для родителей ДОУ «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» мастер-класс для родителей ДОУ. Цель: показать методы и приёмы работы.

Мастер класс для воспитателей «Квиллинг, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста» Квиллинг - это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изображения» Мастер – класс «Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изображения (на примере.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования» Цель:.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В. А. Сухомлинский Что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс из опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 июня 2019 в 12:49
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс из опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем людмила баранова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД