Градова Анна Александровна
Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста
«Каждое движение ребенка- это еще одна складочка в коре больших полушарий».
М. Монтессори
Сенсомоторное развитие включает :
-Развитие восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов -
(форма,величина, цвет, расположение в пространстве)
-Развитие моторной сферы
-Развитие общей и мелкой моторики
Публикация «Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Цель: сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Учить различать цвета, форму, величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
Развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними;
Учить детей выкладывать по образцу;
Развивать мелкую и общую моторику;
Развивать ориентировку в пространстве, зрительно - моторную координацию;
Развитие кинестетического восприятия;
Обогащать активный и пассивный словарь детей;
Формировать умение слушать и понимать инструкцию педагога;
Развитие психических познавательных процессов детей;
Создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания.
Возрастные особенности сенсомоторного развития
детей раннего и младшего дошкольного возраста :
Накапливание представлений о форме, цвете, величине (от простых, однородных свойств к сочетанию нескольких).
Выделение свойства в процессе самостоятельной деятельности ребенка.
Определение цвета, размера, формы предмета путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.
Понимание и использование в речи слов – названий величин и форм.
Развивающая предметно-пространственная среда
групп раннего и младшего дошкольного возраста
игрушки для нанизывания (шары, кубы и др., имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень, шнурок.
игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине, форме.
игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладышей, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.
игрушки народные, сборно-разборные (матрёшки, бочонки, яйца).
игрушки для развития тактильных ощущений («Найди на ощупь», игрушки с разной фактурой, с различными наполнителями).
шумовые игрушки.
игрушки для развития мелкой моторики рук.
Мы в своей работе использовали «РАЗВИВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС Основное назначение комплекса – раннее развитие ребенка, стимулирование его творческих способностей, процесса активного познания окружающего мира.
Особенностью дидактического пособия является то, что оно учитывает все потребности образовательного процесса.
Работа с любым набором игровых средств начинается:
1… с изучения каждой детали
Дети учатся исследовать:
Выделение формы предмета (ощупывание, обведение по контуру, определение на ощупь)
Выделение поверхности предмета
Рассмотреть элементы каждой детали
2… с изучения совместимости деталей из одного комплекта-чемодана
Дети учатся понимать и использовать инструкцию. Овладевают четким понятным алгоритмом действия
Сравнение деталей-фигур по сенсорным признакам (цвет, форма, величина, тактильные качества)
Классификация деталей-фигур по различным основаниям
Задание на отбор деталей-фигур с определенными признаками (от одного до нескольких)
Освоение принципа работы с комплектом (проигрывание видов индивидуальных и подгрупповых заданий).
3… с изучения совместимости деталей из разных комплектов-чемоданов
Учатся использовать полученный опыт. Переходят к сознательной, целенаправленной работе с комплектами.
В ходе развивающей деятельности посредством комплекса «PETRA» дети:
научатся различать цвета, форму, величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
будет развиваться интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними;
научатся выкладывать по образцу;
будет развиваться и совершенствоваться мелкая и общая моторика;
будет развиваться и совершенствоваться ориентировка в пространстве, зрительно - моторная координация;
обогатиться активный и пассивный словарь детей;
будут развиваться психические познавательные процессы детей.