Получи документы

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством опытно-эксперементальной деятельности

Анастасия Вавилова
Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством опытно-эксперементальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через опытно-эксперементальную деятельность.

Самое лучшее открытие –это то, которое ребёнок делает сам.

Ральф У. Эмерсон,

философ.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел.»

К. Е. Тимирязев

Публикация «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством опытно-эксперементальной деятельности» размещена в разделах

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать по нему и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т. п.

Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Ценность реального эксперимента в отличие от мысленного заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается новый продукт.

В результате экспериментирования дети учатся:

• выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;

• предлагать возможные решения;

• проверять эти возможные решения, исходя из данных;

• делать выводы в соответствии с результатами проверки;

• делать обобщения.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

ЭФФЕКТ РАДУГИ

Цель: Показать, что луч света состоит из нескольких цветов.

Материалы: Емкость, наполненная водой (ванна, тазик, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

Ход: В емкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга.

Вывод: Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части — в виде радуги.

ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ.

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Материалы: вода, таз, кубик, ложка, чашка, пробирка, сосновая шишка, пузырек.

Ход: взяли таз, наполненный водой, чашку, пробирку. А также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, шишка, ложка и др.) определили форму этих предметов. Задала вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложила детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие. Вспомнили, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ.

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Материалы: вода, таз, льдины.

Ход: Поместили в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересовалась у детей, какая из них быстрее растает. Выслушала гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

ОБЛАКО В БАНКЕ.

Цель: показать, как образуются облака, почему идет дождь.

Материалы: вода, трехлитровая банка, разнос, лед.

Ход: Налили в трехлитровую банку горячую воду (уровень — 4-5 см, сверху прикрыли банку разносом, на него выложите кусочки льда. Теплый воздух внутри банки начал охлаждаться, конденсироваться и подниматься вверх в виде облака.

Вывод: Капли в облаках — пришельцы с Земли. В виде нагретого пара они поднимаются вверх, там им становится холодно, они тянутся друг к дружке, становятся тяжелыми, большими и. снова возвращаются на землю.

ЖИВОТВОРНОЕ СВОЙСТВО ВОДЫ.

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Ход: Наблюдение за срезанными листиками фиалки, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой.

Вывод: Вода дает жизнь живому.

«Вулкан»

Цель: сформировать представления о вулканах, познакомить с профессией ученого-вулканолога; расширить словарный запас, активизировать в речевой практике.

Материалы: вулкан из пластилина, пластмассовая ёмкость, сода, уксус.

Ход: Из пластилина слепить вулкан в отверстие вставить емкость с пищевой содой, влить в емкость с содой

Вывод: Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.

Лавовая лампа

Цель: Показать, что у различных веществ разная плотность.

Материалы: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.

Ход: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Вывод: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла.

Выращиваем кристаллы

Цель: Показать, что соль выделяется из соленой воды и оседает.

Материалы: Соль, вода, проволока.

Ход: Чтобы получить кристаллы, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли — такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется. При этом нужно поддерживать раствор теплым. Чтобы процесс шел лучше, желательно, чтобы вода была дистиллированная. Когда раствор будет готов, его надо перелить в новую емкость, чтобы избавиться от мусора, который всегда есть в соли. Далее в раствор можно опустить проволочку с маленькой петелькой на конце. Поставить банку в теплое место, чтобы жидкость остывала медленнее. Через несколько дней на проволочке вырастут красивые соляные кристаллы.

Вывод: С остыванием воды растворимость соли понижается, и она начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей проволочке.

Экологический проект «Выращиваем фиалку»

Вид проекта: краткосрочный, практико-ориентированный проект.

Продолжительность проекта: 5 месяцев.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель.

Актуальность проблемы: Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Выращиваем фиалочку».

Задачи проекта:

1. расширить знания детей о том, как вырастить комнатное растение;

2. учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;

3. формировать представления детей о строении почвы;

4. формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста фиалки, делать выводы;

5. фиксировать представления детей об изменениях роста корней в стакане воды и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать.

6. развивать коммуникативные навыки;

7. формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность;

8. активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь.

Проектная идея: Вырастить в группе детского сада комнатные растения – фиалки организовать и наблюдения за их ростом.

Предполагаемый результат:

1. дети научатся сажать и ухаживать за комнатным растением - фиалка, познакомятся с условиями ее содержания;

2. дети научатся подмечать пользу и красоту растения;

3. у детей сформируется знания и представления о строении почвы, о росте фиалки в комнатных условиях;

4. дети научатся видеть результаты своего труда и рассказывать о своей деятельности.

Подготовительный (организационный) этап:

1. поисковая работа по подбору иллюстративного материала и фотографий по теме «Комнатное растение-фиалка»;

2. рассматривание иллюстраций о слоях почвы;

3. рассматривание натуральных слоев почвы, дать детям потрогать, понюхать;

4. беседа о пользе комнатных растений;

5. дидактические игры «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого растения эта часть», «Собери картинку»;

6. домашнее задание: наблюдение за комнатными растениями

Практический (основной) этап

1. Посадка

2. «Размножение, рост, развитие фиалки» (познавательно-исследовательская деятельность);

3. Зарисовка в дневниках наблюдений о росте корней, молодого растения;

Заключительный этап – подведение итогов реализации проекта.

Размножать из листового черенка будем сорт Рождение галактики, процветший по сорту.

Выламываем черенки у взрослой фиалки, процветшей по сорту. Именно выламываем у основания, отводя черенок в сторону.

Мы будем сажать четыре черенка!

Обрезаем бумажным ножом черенок фиалки, оставив от листовой пластины 2-2,5 см.

Готовим стаканчики, дренаж (пенопласт).

Кладем на дно горшочка (стаканчика) дренаж, в нашем случае это пенопласт.

Насыпаем землю в стаканчики, делаем в центре углубление.

Сажаем черенки в стаканчики, заглубляя черенок на 0,5-1 см.

Поливаем аккуратно черенки лейкой.

Чтобы черенки быстрее укоренились, надо создать им повышенную влажность. Для этого ставим посаженные черенки в тепличку. В качестве теплички берем целлофановые пакеты.

Делаем зарисовку в альбоме для наблюдений

Через 3 недели черенки дали корешки!

Делаем зарисовку в альбоме для наблюдений

Через 2 месяца черенки дали потомство, мы достаем их из теплички и ставим на подоконник.

Делаем зарисовку в альбоме для наблюдений

Когда детки образуют 2-3 пары листочков, отсаживаем их от материнского листа в индивидуальные горшочки (стаканчики).

Таким образом, из одного растения мы вырастили несколько молодых и жизнеспособных растений. Дети научились сажать и ухаживать за комнатным растением фиалка, познакомились с условиями ее содержания; научились подмечать пользу и красоту растений. У детей сформировались знания и представления о строении почвы, о росте фиалки в комнатных условиях. Дети научились видеть результаты своего труда и рассказывать о своей деятельности.

В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.

Мы вместе с ребятами обсуждаем тот результат, который получился в реальной жизни. В процессе экспериментов идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально-познавательной деятельности, создающие такие ситуации которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта, и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно.

Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса у детей 4–7 лет посредством опытно-исследовательской деятельности Опыт работы по теме: «Развитие познавательного интереса у детей 4-7 лет, используя опытно-исследовательскую деятельность при ознакомлении.

Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки.

Мастер-класс «Развитие познавательного интереса дошкольников посредством бумажного творчества (техника «Айрис фолдинг») государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школы пос. Просвет структурное подразделение.

Мастер-класс «Развитие познавательного интереса дошкольников с помощью использования мультимедийных презентаций» К. Д. Ушинский сказал: «Детская природа требует наглядности». Сегодня схемы, таблицы и картинки заменяются более близкой детской природе.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через познавательную деятельность Цель: Способствовать формированию представления у педагогов ДОУ, как развитие познавательной деятельности влияет на эмоциональную сферу.

Развитие речи младших дошкольников через театрализованную деятельность Сопроводительный текст к презентации. Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги, гости! Слайд №1 Мой педагогический стаж не так велик.

Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Известно, что многие.

Развитие познавательного интереса у дошкольников Развитие познавательного интереса у дошкольников. Разнообразные занятия развивают познавательный интерес дошкольника, заставляют работать.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности 1 слайд. Педагогический опыт работы Евдокимовой Натальи Владимировны. 2 слайд. Сегодня я хочу представить вам опыт своей работы по теме:.

Развитие связной речи старших дошкольников через изобразительную деятельность с применением ИКТ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством опытно-эксперементальной деятельности
Опубликовано: 18 мая 2016 в 07:34
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством опытно-эксперементальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Вавилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД