Ирина Леснякова
Воспитание у дошкольников интереса к здоровому образу жизни через музыкальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном образовательном учреждении основой музыкально- валеологической работы является формирование у детей культуры здоровья.
Ее компонентами являются: духовно-нравственный, личностный, интеллектуальный, эмоциональный, коммуникативный, физический. Музыкально валеологическая работа направлена на формирование деятельности, которая предполагает наличие мотива к здоровому образу жизни и системы ценностей, потребности быть здоровым, знания и убеждения, а также умения оценивать и контролировать состояние здоровья и использовать средства оздоровления.
Публикация «Воспитание у дошкольников интереса к здоровому образу жизни через музыкальную деятельность» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
У дошкольников формирование представлений о здоровом образе жизни и идеале здорового человека эффективно в условиях осуществления компетентного подхода в процессе образовательной деятельности и взаимодействии с семьей, школой.
Все музыкально-валеологические мероприятия носят интегрированный характер и решают вопросы как музыкального, так и валеологического развития дошкольников. В структуре музыкально-валеологического мероприятия предполагаются:
-валеологическая песенка-распевка;
-проблемная ситуация;
-актуализация знаний и опыта детей и приобретение новых знаний, необходимых для решения проблемной ситуации;
-закрепление нового материала в практической деятельности.
В детском саду музыка необходима в течение всего дня. Использование музыки решает оздоровительно-профилактическую задачу, способствует созданию комфортных условий пребывания ребенка в детском саду:
1. утренний отрезок времени: во время приема детей снимет психологическое напряжение, в связи с расставанием с мамой мажорная классическая музыка, веселая песня с хорошим текстом;
2. дневной сон: благотворно влияет мелодичная классическая и современная релаксирующая музыка, наполненная звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Такая музыка расслабляет, снимает эмоциональное и физическое напряжение.
3. пробуждение после сна: чтобы выработать рефлекс просыпания и помочь детям перейти из состояния покоя к активной деятельности, поможет нежная, легкая, радостная музыка, которая используется в течение одного месяца. Под музыку проводится гимнастика.
Детство – благоприятный период в жизни человека, во время которого формируется здоровье и развивается личность. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом всю жизнь. Рядом с ребенком находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости он растет и развивается, доверяет миру и окружающим его людям. Поэтому одним из направлений музыкально-валеологической работы в ДОУ является организация тесного сотрудничества с семьей. Для воспитания здорового ребенка необходимо, чтобы взаимодействие с семьей проходило несколько этапов:
1 этап -знакомство и изучение семьи (вид семьи, ее социальное благополучие, психологический климат в семье) и составление карты социального статуса семьи;
2 этап - определение направлений взаимодействия с родителями, составление социального паспорта семей;
3 этап – круглогодичное оказание непосредственной помощи и поддержки семьи.
Использование здоровьесберегающих технологий не только в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье, воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Каждому родителю, посетившему музыкальное мероприятие, понравится то, как его ребенок сопит носиком, играет с пальчиками, усердно делает массаж. Но вдвойне полезнее для малыша будет повторение этих игр дома, вместе с мамой и папой. Возможно, родителям будет интересно почитать литературу по оздоровлению детей. В этом могут помочь индивидуальные беседы с опытными педагогами детского сада, материалы папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые и речевые игры, фотографии фрагментов занятий и праздников.
Приемы, способствующие формированию здорового образа жизни.
Ценностное отношение и компетенции дошкольника в области сохранения и укрепления здоровья формируются на занятиях и в повседневной жизни с помощью различных их и упражнений.
Валеологические песенки-распевки Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М. Л. Лазарев, М. Ю. Картушина)и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами.
Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей. Целью методики, разработанной
Б. Толкачевым и А. Стрельниковой, является формирование осознанного управления всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. По рекомендации врача-педиатра на музыкальных занятиях используются упражнения дыхательной гимнастики, на развитии диафрагмально-брюшного дыхания, на тренировку согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом, с использованием игрушки «ротик». Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентировании в пространстве, учат имитации движений животных.
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Упражнения разработанные В. Емельяновым М. Картушиной развивают носовое, брюшное, диафрагмальное дыхание. В работе используются оздоровительные упражнения для горла игры со звуком.
Очень радуют детей пальчиковые игры, которые проводятся в игровой форме под музыку. Во время игры, массируя пальчики и ладошки, они благоприятно воздействуют на все внутренние органы. Технологии пальчиковых игр Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой проводятся под музыку с использованием героев пальчикового театра, используются шумовые инструменты, на которых дети самостоятельно играют с большим удовольствием.
Одной из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании являются речевые игры. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Такие средства музыкальной выразительности, как ритм, тембр, темп, динамика, артикуляция, форма, являются характерными и для речи. Использование речевых игр в музыкальной деятельности позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки, развивать эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Включаем в основу технологий речевых игр детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Формируется речь при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. В речевое музицирование включается пантомимические и театральные этюды.
На праздниках, при проведении развлечений и досугов часто используется ритмодекламация, где на фоне музыки звучит речь ребенка, определенного темпа, ритмического рисунка, согласно содержанию текста.
Важной составляющей музыкально-валеологической работы в ДОУ является музыкотерапия, которая способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе всей их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность.
Хотелось бы отметить, что музыкотерапия является методом психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения, музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее используют для влияния на самочувствие человека.
Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой, благотворно влияют на организм детей, повышают иммунитет, снимают напряжение, головную и мышечную боль, восстанавливают спокойное дыхание.
Для воспитания здорового ребенка в детском дошкольном учреждении обеспечивается следующими обязательными условиями:
готовностью педагогов к осуществлению музыкально-валеологического образования;
личностно ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в прцессе освоения основ здорового образа жизни;
наличием материальной базы для успешной музыкально-валеологической работы;
активным участием родителей в воспитательном процессе;
заинтересованностью начальной школы в сохранении здоровья будущих первоклассников;
Все это возможно, лишь при одном условии: если ребенок хорошо себя чувствует. Ведь духовное здоровье детей, их эмоциональное состояние неотделимо от здоровья физического.
Еще в Древнем Риме были известны слова:" В здоровом теле - здоровый дух. " Здоровый ребенок - это радость, благополучие не только семьи, но и всего общества.
Список использованной литературы:
1. Арсеневская О. Н. Система музыкально - оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения Волгоград; Учитель, 2011.
2. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья М. ; ТЦ "Сфера",2007.
3. ТютюнниковаТ. Э. "Просто, весело, легко" 2009.- № 5.-с. 4
4. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика М. ; ООО "Издательство АСТ",2004.
5. Чистякова М. И. Психогимнастика М. ; Просвещение; Владос,2001.
6. Щеткин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей М; Айрис-пресс, 2007.