Лучший педагог года

Опыт работы «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи как средство коррекции звукопроизношения»

Светлана Пушкина
Опыт работы «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи как средство коррекции звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата, его способность к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Публикация «Опыт работы „Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи как средство коррекции звукопроизношения“» размещена в разделах

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата, для этого используется артикуляционная гимнастика.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии:

Т. Б. Филичёва, Л. С. Волкова, М. В. Фомичёв и другие…

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

• Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

• И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:

речевой слух,

речевое внимание,

речевое дыхание,

голосовой и речевой аппарат.

• Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

1 Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2 Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед, их мышцы будут уже подготовлены.

3 Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым произношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо напомнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4 Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям, и взрослым- научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

• 1 группа упражнений– вырабатывают основные движения и положения языка, губ.

• 2 группа упражнений – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

• 3 группа упражнений – специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

• Так, в младших группах берутся упражнения на развитие основных движений, в средних – на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие, в старших и подготовительных – для сонорных звуков.

Логопедические сказки для язычка можно использовать с детьми раннего возраста.

• Дети очень любят играть, и когда мы объединяем отдельные артикуляционные упражнения в сказочный сюжет, то они сами становятся активными участниками этой сказки.

• Логопедические сказки включают в себя целый комплекс упражнений. Они развивают фонематический слух и действуют как артикуляционная гимнастика. Желательно посадить ребенка напротив зеркала. Он должен наблюдать движения своего языка, рта и лицевых мышц. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Такая игра должна продолжаться не более 10 минут.

• Эти сказки под силу придумать не только педагогу. Можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения.

• Предлагаю Вашему вниманию существующие варианты сказок и историй про язычок.

В целях повышения заинтересованности детей к выполнению артикуляционной гимнастики были разработаны игры бродилки : «Помоги Лунтику добраться к Миле в гости» (а для этого его надо научить выполнять упражнения для язычка правильно)

«Помоги Сове попасть к ослику ИА на день рождения»

Выполняем артикуляционную гимнастику под музыку, использую интерактивную программу «Звукареку»

Когда дети уже могут самостоятельно выполнять упражнения, можно использовать набор карточек «Артикуляционная гимнастика в стишках с картинками»

С целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания.

Совместно с родителями использую игры на развитие дыхания, игры сопровождаем стихотворным текстом, для развития плавного речевого вдоха и выдоха использую упражнение «Расскажи скороговорку», чтобы ребёнку легче было понять смысл скороговорки я использую скороговорки с иллюстрациями.

Для развития правильного речевого дыхания использую игровое оборудование

«Забей мяч в ворота», «Фокус», «Быстрый поезд», «Аэробол», использую также нетрадиционное оборудование «Посвистим в пузырёк»

Для развития высоты и тембра голоса можно использовать сказку «Колобок»

Можно использовать вот такие вопросы к сказке:

1 Посмотри и назови сказочных героев, из какой они сказки?

2 Угадай, кто это говорит? (взрослый говорит за зайца, лису, волка разными голосами)

3 А теперь ты превратись в зайца, волка, медведя, лису и скажи : «Колобок, колобок, я тебя съем»

Для развития силы голоса можно использовать упражнение «Поезд»

Задание ребё нку: Перед тобой три поезда, которые едут и гудят.

1 Угадай и покажи, какой поезд гудит вот так (взрослый громко гудит Ту-Ту-Ту, голосом средней силы, тихо гудит)

2 Теперь ты погуди, как поезд, которые едет рядом с нами, поезд удаляется от нас, поезд уехал далеко от нас.

Для развития речевого слуха «Раз, два, три за мною повтори», «Лягушкина семейка»

Вывод

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным, следовательно, повысится эффективность работы.

Данные игры можно использовать на фронтальных или подгрупповых занятиях. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования»Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи как средство коррекции звукопроизношения»
Опубликовано: 30 марта 2023 в 14:36
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи как средство коррекции звукопроизношения»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пушкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД