Елена Башкатова
Опыт работы по самообразованию по теме «Правила дорожного движения».
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по самообразованию по теме
«Правила дорожного движения».
Условия возникновения опыта.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Я считаю, что чем раньше мы начнем рассказывать ребенку о правилах дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Публикация «Опыт работы по самообразованию по теме „Правила дорожного движения“,» размещена в разделах
- Безопасность. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В настоящее время значительно вырос уровень детского дорожно-транспортного травматизма, это обусловлено недостатком в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Именно поэтому я выбрала тему по самообразованию «Правила дорожного движения», направила весь свой опыт на формирование у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
I. Актуальность и перспективность.
Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, на улице, в транспорте необходимо с самого раннего детства, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, они становятся нормой поведения на всю жизнь, а их соблюдение – потребностью человека.
Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Детям все интересно на улице, они не смотря на большую опасность могут неожиданно появится на проезжей части, или перебежать дорогу в неположенном месте, или идти на близком расстоянии от проходящего транспорта, или вырываются из рук родителей при переходе улицы. Также много случаев, когда и взрослые не соблюдают правил поведения на дороге, а именно не держат ребенка за руку, и тот идет сам через перекресток. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т. д.
А так как дошкольное учреждение является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, поэтому необходимо уделить особое внимание обучению детей правилам дорожного движения. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
II. Цели и задачи.
Цель моего опыта - формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Для решения этой цели я поставила следующие задачи:
Задачи:
• Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
• Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожно-транспортной среды;
• Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе;
• Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
• Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
• Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;
• Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей;
• Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
В основу моего опыта работы легли следующие принципы:
Индивидуальность – учитываются личностные, возрастные особенности детей и уровня их физического и психического развития;
Последовательность – любая новая ступень в обучении детей основывается на уже ранее освоенных знаниях.
Наглядность – дети должны все сами увидеть, услышать, потрогать, и тем самым реализовать стремление к познанию нового;
Деятельность – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность;
Безопасность – у детей необходимо формировать, развивать и совершенствовать правила безопасного поведения, дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где нужно соблюдать определенные правила и нормы поведения;
Преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто лучше не убеждает, чем положительные примеры родителей.
Исходя из цели и задачи, можно сделать следующий вывод: «Если давать детям знания о правилах дорожного движения, то можно сформировать потребность в их выполнении».
III. Формы, методы и приемы работы.
Работа с детьми.
В своей работе с детьми использую следующие методы и приемы:
Словесный:
Устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, событиями)
Беседа (были проведены следующие беседы: «Как вести себя на улице», «Транспорт», «Пешеход», «Регулировщик», Беседы об одностороннем и двустороннем движении, «Бегут машины в ряд», Беседа о правилах поведения в общественном транспорте, Чтение отрывка из рассказа А. Дорохова «Зелёный, желтый, красный», О. Ю. Соловей «Безопасная улица»)
Чтение художественной литературы (Чтение рассказа Б. Житкова «Светофор», чтение отрывка из книги Сегал и Ильина «Машины на нашей улице»)
Разгадывание загадок, заучивание стихотворений.
Наглядный:
Наблюдение (наблюдения детей за транспортом, за поведением людей на дорогах);
Рассматривание иллюстраций по теме.
Практичный:
Выполнение различных работ по данной теме (изготовление макета светофора с детьми, дорожных знаков, изо-деятельность – рисование «Светофор», конструирование транспорта, лепка различных видов транспорта)
Применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх (были проведены следующие игры: «Красный, жёлтый, зелёный», «Какой это знак?», «Научим Незнайку ПДД», «Безопасный город»)
Работа с родителями.
Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:
Общее родительское собрание «Безопасность на дороге»
Памятки для родителей: «Правила перевозки детей в автомобиле», Причины детского дорожно-транспортного травматизма. На остановке маршрутного транспорта, «Безопасность дорожного движения»
Консультация: «Приемы обучения юного пешехода».
Папка – передвижка «Рекомендации для родителей по правилам дорожного движения»
Совместная работа детей и родителей. Выставка подобранной литературы по ППД.
Фотовыставка будет проведена в мае «Дети на улице»
Итогом работы с родителями будет анкетирование родителей «Я и мой ребенок на дорогах города»
Работа с педагогами.
• Консультации
• Семинары-практикумы
• Педагогические советы
• Повышение профессионального мастерства
• Показ презентации
IV. Предполагаемый результат.
В результате работы предполагается, что дети узнают об основных источниках и видах опасности на улице; об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице; дети будут проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле); будут требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях; будут ориентироваться в транспортных средствах своей местности, знать основные правила поведения на улице и в общественном транспорте, понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.); использование дидактических игр и упражнений будут способствовать всестороннему развитию ребенка.
Результаты диагностики детей методом наблюдения в процессе игры и опроса позволяют сделать вывод об итогах работы.