Любовь Иванова
Формирование ценностного отношения к безопасному образу жизни и сохранению здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей — подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуален не только для жителей России, жителей стран ближнего зарубежья, а для всех жителей планеты. В эпоху компьютерных технологий, изобретения все новых машин, которые, казалось бы, призваны в помощь человеку, освобождающих от бытовых проблем, в эпоху необратимого процесса идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации
Статистика такова:
Публикация «Формирование ценностного отношения к безопасному образу жизни и сохранению здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
На сегодняшний день, по результатам статистических данных Министерства Здравоохранения и социального развития РФ можно понять, что состояние здоровья детей резко ухудшается:
1. Физически здоровыми рождаются не более 14% детей.
2. К 6-7 годам, т. е. ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребёнок может считаться абсолютно здоровым.
3. Количество здоровых детей за время пребывания в школе сокращается в 3-4 раза.
4. По статистике, в мире ежедневно травмируются тысячи детей.
5. Первыми в данном списке стоят дорожно-транспортные происшествия, из-за них теряют жизни примерно 57% детей и подростков.
6. На втором месте несчастные случаи в быту.
Все мы - педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Как научить адекватно, осознанно действовать в той или иной опасной ситуации. «Как развить у дошкольников самостоятельность и ответственность?»
Проблема.
Поэтому, передо мной встала проблема, как плодотворнее решить задачи безопасности, сохранения и укрепления здоровья детей. Воспитание здорового дошкольника является приоритетным направлением в нашем детском саду. Работа в этом направлении проходит в соответствии с инновационным вариантом программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой с учётом ФГТ.
Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о безопасности, здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Эти задачи реализую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения, трудовой, познавательной исследовательской, продуктивной.
Работу по взаимодействию с ОБЖ и ЗОЖ провожу через следующие формы организации детей :
•Специально организованная деятельность детей – НОД; беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения,
•Экскурсии, развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, в природе, на улице, устанавливают причинно-следственные связи;
•в ходе режимных моментов;
•в самостоятельной деятельности детей;
•в процессе взаимодействия с семьями детей.
• Создание в помещении предметно -развивающей среды для успешного проведения работы.
Задача педагога – сделать изучаемый материал максимально понятным, для этого я оформила уголок безопасности, где находиться подбор художественной литературы, сюжетных картинок и иллюстраций, раскрасок, загадок по безопасности для детей, картотека игр, видеоматериал и атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Так же я использую современные плакаты по ОБЖ и ЗОЖ, они всегда перед глазами детей, их легко запомнить, неоднократно рассматривая и повторяя, изображенные на них правила.
Формирование ОБЖ и ЗОЖ у детей дошкольного возраста немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов и родителей.
Работу с родителями строю на доверительных отношениях, вовлекая родителей в педагогическую деятельность, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники. В работе с родителями использую различные формы работы :
беседы,
индивидуальный диалог,
родительские собрания,
проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей,
участие в конкурсах,
оперативная информация о состоянии детского травматизма от ГИБДД для родителей,
нетрадиционные формы работы с родителями,
спортивные праздники, досуги,
консультации.
В уголке для родителей имеются информационные стенды, папки-передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком с учетом возраста детей.
В работе с педагогами провожу :
Беседы,
Консультации,
Просмотр открытых занятий.
За мной закреплена комната ОБЖ, где в любое время педагог вместе с детьми может посетить эту комнату и получить полезную информацию.
Важную роль в организации учебно-воспитательного процесса оказывает педагог-психолог, работа с которой ведётся в тесном сотрудничестве. Оказывает помощь в виде: консультаций, семинаров, анкетирования. Принимает непосредственное участие в родительских собраниях.
.Здоровье-это не только отсутствие физических недостатков или болезней,но и душевное состояние ребёнка, поэтому в своей работе использую один из современных методов психотерапии,как песочная терапия. Рисование песком дарит столько приятных ощущений, забирает негативную энергию, вселяет мир и покой в душу ребёнка, снижает психоэмоциональное напряжение, развивает моторику рук, мышление, воображение.
ИТОГ Подводя итог, хотелось бы сказать, что работа по ОБЖ и привитию детям ценностей здорового образа жизни направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения и выживания.
Результатом моей работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности и приобщение детей к здоровому образу жизни является положительная динамика, выявленная в результате диагностики, проведённой мною в начале и конце учебного года.
На начало года в- 0% на конец года в-40%
с-55 % с-60%
н-45% н-0%
Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.
Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворённая жизнь,
Мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский