Татьяна Черемных
Опыт работы по ранней профориентации в средней группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по ранней профориентации в средней группе компенсирующей направленности
Что такое профессиональная ориентация? Начну свое сообщение со слов академика Асмолова А. Г. : «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только, как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть,. быть капитаном, врачом и т. д.».
Публикация «Опыт работы по ранней профориентации в средней группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Опыт работы, практика
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
Необходимость ознакомления детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Наша задача - в процессе реализации образовательной программы осуществлять психолого-социальную ориентацию детей. Проводить занятия по изучению мира труда. Развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.
В нашей группе с начала учебного года мы работаем над темой «Игропарк – город профессий».
Для себя мы определили цель - знакомство детей с разными профессиями, посредством игры, вовлечение детей в реальную игровую деятельность, которая предполагает наличие всех атрибутов и инструментов, видов деятельности, связанных с определённой профессией. При работе с детьми с ОВЗ это особенно важно, так как, для наших детей реальное погружение в профессию, проговаривание новых слов, выполнение определённых действий позволяет развивать все стороны мыслительной и речевой деятельности, мелкой и крупной моторики и др.
Для реализации поставленной цели мы определили ряд задач:
Изучение методической литературы по данной теме.
Ознакомление с опытом работы других педагогов по ранней профориентации.
Курсы повышения квалификации, вебинары по теме.
Создание дидактических игр и картотек.
Создание развивающей среды в группе.
Вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством участия в проектной деятельности (создание детско-родительских проектов).
К сегодняшнему дню мы уже реализовали часть поставленных задач. Мы познакомились с опытом других педагогов по данной теме, изучили различные интернет-ресурсы и очень интересным нам показался проект, который реализуется в крупных городах и называется «Кидбург».
Детский город профессий «КидБург» предоставляет возможность ребенку осознать свои склонности к будущей профессии и поверить в свои силы и способности. Во многих городах открыты детские центры, которых более 50 игровых зон, в каждой из них представлена реальная профессия, с характерными трудовым процессом и соответствующим инструментарием. В центре внимательно подошли даже к самым маленьким деталям, чтобы получился эффект полного погружения: здесь существует своя экономика, внутренняя валюта и паспортный режим. Трудовая книжка - важный документ кидбуржанина. Дети входят в игровую зону, и проигрывают профессию. Ребята получают возможность достичь карьерных высот в любой полюбившейся профессии, проявить свою любознательность, окунувшись в увлекательные и познавательные задания и интересные факты.
Поэтому, важным аспектом в совершенствовании ранней профориентации в нашей группе стало оснащение развивающей предметно-пространственной среды. Мы понимаем, что в группе детского сада сложно создать среду, подобную «Кидбургу», но мы решили придерживаться этой концепции и создавать условия в группе так, чтобы у детей была возможность в разное время, в различных видах деятельности погружаться в ту или иную профессию.
У нас имеются костюмы разных профессий : врач, медсестра, пожарный, МЧС, сотрудник ГИБДД, дорожник, строитель, полицейский. Предметы - мастерские, наборы - доктор, магазин, столяр, механник, строитель, парикмахер, пожарник, лаборатория. Есть куклы би-ба-бо по профессиям, книги. Мы имеем возможность периодически обновлять предметную среду новыми предметами.
Мы приступили к созданию дидактических игр и картотеки. Был создан лэпбук по теме: «Профессии», в котором есть игры: «Одень куклу по профессии», «Лото», стихи, пазлы, игра «Кто больше действий назовёт», сказочная викторина «Профессии сказочных героев», игра «Кому что нужно».
Мы создали картотеку стихов, загадок про профессиям, картотеку подвижных игр «Профессии».
Наши родители активно включились в совместную работу, помогли нам с созданием костюмерной по профессиям, приняли участие в проектной деятельности. В виду особенностей детей нашей группы, и в соответствии с возрастом, нашим детям нужно опираться в рассказе на картинки, для этого, в семьях воспитанников были созданы альбомы «Профессии моих родителей». Дети, готовили дома рассказ о профессии родителей, рассказывали всем, чем занимаются на работе мама и папа, опираясь на картинки из своих альбомов.
В познавательно-исследовательской деятельности, для более эффективного усвоения детьми пройденного материала, мы попробовали применить такое пособие как «Профессиограмма». Это таблица, которая включает в себя описание особенностей определённой профессии. Состоит она из восьми секторов: место работы, материал работы, форменная одежда, орудия труда, трудовые действия, личностные качества, результат труда, польза труда для общества.
В центр таблицы выставляется картинка профессии, с которой знакомим детей. Затем заполняем таблицу по часовой стрелке, подбираем картинки по заданным разделам. Читаем книги, смотрим картинки о профессии, обсуждаем, в чём заключается деятельность, какие инструменты, конструкции, или машины нужны для выполнения тех или иных работ.
В конструктивно-модельной деятельности, играя в строителей, мы строили город, ферму, зоопарк. Делали коллективную работу «построим город».
Продуктивные виды детской деятельности - оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование. Подготовили билетики для игры в автобус, театр, написали рецепты для врача, вырезали денежки, сделали конфеты для магазина и т. д.
Для реализации игровой деятельности организуем сюжетно - ролевые игры по профессиям. Проигрываем ситуации (пожар, стройка, в лесу звери заболели, или берём какую то определённую профессию (строитель, художник, парикмахер, иногда проигрываем сюжет, одна игра может охватывать до 7 профессий, проигрываем обычный рабочий день, утром все встают, идут на работу (у каждого работа своя : воспитатель, продавец, строитель, водитель, полицейский, домохозяйка) ведут детей (кукол) в садик, вечером все идут в магазин, едут на автобусе домой, все ужинают и ложатся спать. Дети сами определяются, кто кем будет.
Валентина Васильевна опубликовала работу по ранней профориентации …. название, где и когда?
В перспективе, на 2 полугодие, проведение онлайн – экскурсий по профессиям от родителей. Планируем приобретение развивающих интерактивных игр, литературы для детей, чтобы в итоге у нас в группе появился игро - парк «Город профессий».
Мы считаем, что в старшей группе необходимо продолжить тему профориентации. Создать для творчества «Взросления» - набор рабочих тетрадей для творчества по 5 темам (отраслям, соответствующим конкретному выпуску ПРОФИСКАЗОК.
Я не поняла, о чем это? надо пояснить как-то
Создать виртуальные экскурсии. Именно они позволят ребенку наглядно увидеть, то, о чем он уже слышал от педагога, посетить рабочие места той или иной профессии.
Кроме того, в ходе работы мы предлагаем создание детского продукта - «Атлас профессий», представляющего собой индивидуальный блокнот, где дети, анализируя полученную информацию, схематично отметят необходимые навыки и личное отношение к конкретной профессии.
Работа в этом направлении интересная, продуктивная, перспективная.
Я считаю, что в дошкольных образовательных организациях необходимо проводить работу по погружению детей в разные виды деятельности взрослых.
Рекомендации по чтению художественной литературы :
Барто А. В кошачьей неотложке. Жонгл р. Котельная. Песня моряков. Штукатуры.
Денисова Д. «Какие бывают профессии»
Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь».
Елемьянова О. Врач. Музыкант. Портниха. Спортсмен. Столяр. Строитель. Уборщица.
Заходер Б. Слесарь. Повара. Шоф р. Сапожник. Перепл тчица. Портниха. Монт р. Строители.
Карпова И. Серия «Кем быть?»
Ладонщиков Г. Звездочка.
Маршак С. Мастер-ломастер. Пожар. Почта. Цирк. Как печатали вашу книгу.
Маяковский В. Эта книжечка моя про моря и про маяк. Кем быть?
Михалков С. Воздушные гимнасты. В парикмахерской. Дядя Ст па-милиционер. Жонгл р. Канатоходцы. Фокусник. Холодный сапожник. А что у вас?
Мориц Ю. Билет на дачу. В цирке. Художник.
Мошковская Э. Вежливое слово. Капитан. Клоун. Кондитер. Пассатижи. Поэт. Про львов. Пускай они скучают. Рубанок. Снежный поезд. Стрелочник. Я тоже буду шоф ром.
Носов Н. Незнайка и его друзья.
Олифирова Л. Кем хотите стать вы, дети?
Пожарова М. Маляр. Водитель. Воспитатель.
Родари Дж. Пожарный. Человек на подъ мном кране. Шесть тысяч поездов. Чем пахнут рем сла? Какого цвета рем сла?
Скарри Р «Город добрых дел», «Кем быть?», серия «Твоя первая энциклопедия»
Собакин Т. Будущая профессия.
Усач в А. Поливальная машина.
Чертков С. Ветеринар. Доярка. Конструктор. Л тчик. Моряк. Музыкант. Парикмахер. Повар. Пограничник. Столяр. Фокусник. Художник
Чуковский К. Айболит.