Получи документы

Опыт работы по профилактике дисграфии в подготовительной к школе группе детского сада

Наталья Зотова
Опыт работы по профилактике дисграфии в подготовительной к школе группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по профилактике дисграфии в подготовительной к школе группе детского сада

Для успешного овладения письменной речью ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте. К их числу относятся :

1. Развитое фонематическое восприятие.

2. Начальные формы звукового анализа и синтеза слов.

3. Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений.

Публикация «Опыт работы по профилактике дисграфии в подготовительной к школе группе детского сада» размещена в разделах

4. Хорошо развитая устная речь (правильное звукопроизношение, богатый словарный запас, сформированные грамматический строй и связная речь).

5. Развитая тонкая ручная моторика.

Если у ребенка не сформирована хотя бы одна из этих предпосылок, с большой долей вероятности можно говорить о том, что у него в первом классе проявится дисграфия.

Выделяют следующие виды дисграфии: акустическая, дисграфия на фоне несформированности фонематического анализа и синтеза, оптическая, и аграмматическая дисграфия.

В нашем детском саду профилактикой дисграфии занимаются учителя-логопеды, воспитатели, педагог-психолог. Кроме того, даются рекомендации родителям по использованию дома профилактических игр для развития фонематических процессов, зрительного восприятия, графомоторных навыков, игр на формирование лексико-грамматической стороны речи.

Для устранения предпосылок дисграфии мы используем целый ряд методических приёмов, оказывающих профилактическое воздействие на важнейший сферы развития.

В каждое логопедическое занятие (индивидуальное, подгрупповое, фронтальное) мы обязательно включаем определенную игру или задание по профилактике дисграфии. Таким образом, работа складывается в систему.

Акустическая дисграфия связана с недостаточно четкой слуховой дифференциацией ребенком акустически близких речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме.

Работая над устранением предпосылок акустической дисграфии, мы учим детей различению на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляторно близкие: звонкие - глухие, мягкие - твёрдые, свистящие - шипящие, сонорные.

Внимание детей привлекается к различию в положении органов артикуляции при произношении разных звуков, как можно ярче подчеркивается разница в звучании звуков. Для этого используем отождествление звуков речи с теми звуками, которые детям приходится слышать в обычной жизни.

Используем такие игры как «Угадай, чья песенка».

Вначале ребенок внимательно слушает и запоминает, как поет водичка «С»: ссс… и как поет комарик «З»: ззз… Затем логопед произносит то звук «С», то звук «З», а ребенок угадывает, когда поет водичка, а когда комарик. Аналогично игра проводится и с другими звуками.

Все звуки сразу связываются с соответствующими печатными буквами, что очень важно с точки зрения профилактики дисграфии.

Далее проводятся специальные упражнения, направленные на выработку у ребенка умения безошибочно определять каждый из смешиваемых звуков в составе слов.

Например, помоги Золушке разложить вещи. Те, где есть звук С- в сундук, те, где есть звук З – в корзинку.

Раскрась кнопочки под картинками со звуком «С» синим цветом, со звуком «Ш» - красным цветом.

«Хлопни в ладоши, если услышишь звук Б, топни ножкой, если услышишь звук П».

«Покажи букву, если услышишь ее звук в слове».

«Помоги собрать картинки, в которых есть звук В».

«Соедини картинки, которые начинаются /заканчиваются на одни и те же звуки»

«Какой общий звук в этих словах. В каком слове не этого звука?»

«Посели в домик животных, в названии которых есть звук Л»

«Покажи картинку» Работаем над словами, отличающимися одним звуком. Все слова произносятся в именительном падеже с экранизацией лица. Покажи, где рак? А где лак?

Обучаем детей дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, а также составлять звуковые схемы слов.

Следующее направление работы это устранение предпосылок дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

В основе данного вида дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза, проявляющееся на письме в искажениях звукобуквенной и слоговой структуры слов и предложений.

Ведется работа над следующими видами звукового анализа и синтеза:

узнавание звука на фоне слова;

определение места звука в слове: в начале, в середине или в конце слова находится заданный звук;

выделение звука из начала и конца слова;

узнавание слова по отдельно предъявленным звукам (то есть синтезирование его из этих звуков).

Играем в игры «Определи, что лишнее, обрати внимание на первый звук».

Цепочка слов

Выложи цепочку из картинок, где следующая картинка будет начинаться с последнего звука предыдущей картинки.

Определяем местоположения звука в слове

- Где ты слышишь звук «С» в слове: в начале, в середине или в конце слова? Положи картинку в соответствующее окошко.

«Определение последовательности и количества звуков в слове»

- сколько звуков в слове;

- между какими звуками находится заданный звук;

- составь слово из первых звуков слов;

- подбери слова, в которых 3, 4, 5 звуков;

- найди картинки, в названии которых 3, 4, 5 звуков;

- подбери картинку к заданной схеме.

Определение количества слогов в слове.

- Придумывание слов на заданный слог.

- Составление слов из первых слогов слов, из последних слогов.

Устранение предпосылок оптической дисграфии:

В основе этого вида дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно – пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Это проявляется в недописывании элементов букв, в добавлении лишних элементов, в неправильном расположении элементов буквы в пространстве по отношению друг к другу, зеркальное изображение.

Профилактика оптической дисграфии направлена на формирование представлений о форме и величине предметов, ориентировки в правой и левой сторонах пространства; работа над пространственными предлогами; узнавание букв в усложнённых условиях.

Работу начинаем с решения простых зрительных задач:

Вначале работаем над формированием зрительного гнозиса. Предлагаются такие задания, как например,

- назвать предметы по их контурам; назвать недорисованные предметы и дорисовать их; назвать перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга;

- распределить предметы по величине;

-соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой;

- дорисовывание, достраивание незаконченных контуров и симметричных изображений и т. д.

Учим ребенка ориентировке на листе бумаги

Нарисуй круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д.

Учим ориентироваться на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).

Далее работаем над формированием буквенного гнозиса. Предлагается

Найти заданную букву среди других.

Сравнить одни и те же буквы, написанные разным шрифтом.

Назвать (найти, написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, выделить наложенные буквы друг на друга

Определить букву в неправильном положении.

Обвести контур буквы, заштриховать ее.

Дописать букву.

Конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина, трафаретное написание.

Преобразование букв: Ы-Ь-Ъ, Б-В-З, Л-М, Л-А.

Устранение предпосылок аграмматической дисграфии. Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи. В основе ее лежит несформированность у ребенка грамматического строя устной речи.

Для обеспечения полноценного формирования грамматического строя речи у детей мы работаем в следующих направлениях:

1. Помогаем ребёнку усвоить основное смысловое значение каждой конкретной грамматической формы.

2. Учим ребёнка самостоятельно образовывать грамматические формы по заданному образцу. Даем ребёнку достаточно много однотипных образцов правильных грамматических форм, что значительно облегчает для него их усвоение.

3. Формируем умение быстро и правильно подбирать однокоренные слова.

4. Ведем словарную работу (уточняем с ребенком названия предметов, действий, признаков). Добиваемся усвоения ребёнком не только названия обобщающих понятий, но формируем умение называть хотя бы несколько пород деревьев, видов животных, предметов одежды и т. д.

Работаем над словоизменением:

Образование множественного числа имен существительных.

Согласование прилагательных с существительными.

Согласование существительных с числительными.

Работаем над предлогами. Где спрятался щенок? Что неправильно нарисовал художник? Посади белочку в домик, зайчика - перед домиком и т. д.

Также работаем над словообразованием. Предлаются такие задания:

Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов

Образование глаголов при помощи приставок

Образование относительных прилагательных

Образование притяжательных прилагательных

Образование названий детенышей животных.

Проводим работу по обогащению словарного запаса.

Таким образом, мы стараемся выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения в школе, так как любую патологию легче предупредить, чем устранить.

Публикации по теме:

Игры по профилактике дисграфии у старших дошкольниковИгры по профилактике дисграфии у старших дошкольников Игротека для дошкольников. Авторские игры учителя – логопеда Гончаренко О. Н. Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический.

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Фотоотчёт «Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»Фотоотчёт «Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Сохранение жизни и здоровья детей — это главная цель нашего общества. Работу по воспитанию и обучению Правилам дорожного движения в детском.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Конспект НОД по ФЭМП «На помощь к сказочным героям» в подготовительной к школе группе детского сада Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада «На помощь к сказочным.

Опыт работы «Мини-музей «Сундук с куклами» в группе детского сада»Опыт работы «Мини-музей «Сундук с куклами» в группе детского сада» Кукла - главная игрушка в жизни ребёнка. Кукла - это образ человека, посредством которого ребёнок познает окружающий его мир, постигает.

Перспективный план работы в огороде на подоконнике в подготовительной группе детского садаПерспективный план работы в огороде на подоконнике в подготовительной группе детского сада Цель создания в группе огорода на подоконнике: формирование у дошкольников интереса к опытнической и исследовательской деятельности по.

Подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является подготовка детей к школе. Как мы знаем, подготовка детей.

Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада»Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада» «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне…» (Э. Успенский).

Важность занятий по подготовке к школе в подготовительной группе детского садаВажность занятий по подготовке к школе в подготовительной группе детского сада Подготовка к школе. Подготовка к школе - очень важная составляющая при поступлении в школу. Начинать ее нужно не только в первом классе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по профилактике дисграфии в подготовительной к школе группе детского сада
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 11:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по профилактике дисграфии в подготовительной к школе группе детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зотова (УИ 353905) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД